Ирина Соломко
Проект «Хвойная красавица лиственница»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
Взаимоотношения человека с природой - актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас и в городе, и в лесу, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Деревья - прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны, важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения привели к выбору темы проекта. Данный проект «Хвойная красавица лиственница!» направлен на расширение экологического кругозора дошкольников на основе изучения определенного вида хвойного дерева - лиственницы.
Публикация «Проект „Хвойная красавица лиственница“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2020
Началу разработки проекта послужил интерес ребенка к деревьям. Рассказ ребенка: «У моей бабушки на дачном участке растут необыкновенные, хвойные деревья - лиственницы. Я даже представить не мог, что среди хвойных деревьев бывают деревья, которые скидывают (иголочки) хвоинки, и осенью еще и желтеют. Мы с мамой решили понаблюдать за этим деревом в разные времена года. А также я решил, что попробую найти эти деревья в городе. Так и появился мой проект «Хвойная красавица лиственница!».
Цель: Формировать представления о жизнедеятельности хвойного дерева на примере лиственницы, его взаимосвязи с окружающей средой, значении для экосистемы.
Задачи:
1. Расширение и углубление знаний о дереве лиственнице, об образе жизни в разные времена года, о роли в экосистеме;
2. Привитие любви к природе родного края и воспитание бережного отношения к ней;
3. Развитие творческих способностей ребенка в продуктивной деятельности.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированность представлений о лиственнице и знаний экологии лесов родного края.
2. Проявление осознанного, бережного отношения к природе родного края;
3. Повышение уровня развития творческих способностей (воображения, образного мышления в рисовании, аппликации и лепке).
Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Срок реализации: долгосрочный (1 год).
Конечный продукт: изготовление книжки «Хвойная красавица», «Календаря наблюдений за лиственницей», листовок о сохранении лиственницы на территории города; организация выставки детских рисунков, посвященных хвойным деревьям.
2. Обзор литературы по вопросу исследования.
Лиственница - хвойное дерево, высотой до 50 -80 метров, сбрасывающее на зиму листву, светолюбивое и морозоустойчивое, растет повсюду в Северном полушарии нашей планеты. Лиственные леса выдерживают температуры до -60 °C, деревья хорошо растут и в горах, на высоте до двух тысяч метров над уровнем моря.
Лиственница принадлежит к быстрорастущим и долговечным породам: некоторые из них живут 700 - 900 лет. Ученые насчитывают около 20 видов этой породы.
Зимой на веточках хорошо видны маленькие бугорки - почки. Из самой верхней на конце ветки вырастает довольно длинный стебель с одиночными хвоинками. Из боковых почек появляются укороченные побеги - пучок из множества хвоинок.
Шишки на лиственнице выглядят по-разному. Мужские - овальной формы и размером с ягоду малины. Под каждой чешуйкой спрятаны по два мешочка с пыльцой. Женские шишки - цилиндрические, раза в три крупнее мужских. Под каждой толстой чешуйкой сидят по две семяпочки - зачатки будущих семян. Толстая семенная чешуйка непременно покрыта тонкой, кроющей. Когда пыльца из мужских шишек высыпается, они засыхают. К осени женские шишки разрастаются, их чешуйки деревенеют. Крылатые семена осенью выпадают из шишек, чтобы прорасти, им нужна обязательно влага и холод. Пролежавшие зимой в тепле, семена весной не дадут всходов.
Лиственница сбрасывая хвоинки экономит энергию и спасается от обморожения, ведь в суровых северных условиях невозможно противостоять жгучему морозу.
Корневая система лиственницы в обычных условиях мощная, разветвлённая, без резко выраженного стержневого корня, при сильных, заглублённых на концах боковых корнях, наличие которых обеспечивает ветроустойчивость дерева. Иногда наблюдается укоренение соприкасающихся с почвой ветвей. В условиях переувлажнённых почв, а также при неглубоком залегании вечной мерзлоты корневая система поверхностная. При этом деревья страдают от ветровала.
Стойкостью к гниению сибирская лиственница обязана смоле, которая буквально пропитывает ствол дерева. Предположительно, само название этого дерева переводится с латинского как 'смола'. Смола лиственницы, живица, сера - любимая жевательная смолка сибиряков, которая защищает зубы от кариеса и укрепляет десны. Издавна для лечения использовали не только смолу, но и кору дерева, настой хвои и древесину. В современной медицине из древесины производят уникальные препараты, которые применяются при заболеваниях сердца, для лечения астмы и сахарного диабета.
Лиственничные постройки стоят веками, известны археологические находки, где древние строения из лиственницы простояли под землей более тысячи лет, а древесина окаменела, но не разрушилась.
3. Методика работы:
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный (информационный).
Задачи:
- провести мониторинг знаний о хвойных деревьях и особенностях лиственницы;
- подобрать и проанализировать литературу о лиственнице;
- посмотреть видео и документальные фильмы о лиственнице;
- развивать любознательность, познавательные интересы, мотивацию к деятельности.
2 этап – организация и реализация работы над проектом.
Задачи:
- расширить знания о биологии и экологии лиственницы;
- провести наблюдение и сравнение за лиственницей во дворах города и на территории дачного участка;
- обобщить знания о лиственнице и т. д. ;
- овладеть приемами сравнения, сопоставления, обобщения;
- изготовить творческие работы (рисунки, поделки, аппликации, посвященные лиственнице.
- создать книжку «Хвойная красавица», дневник наблюдений за лиственницей и листовки о бережном отношение к лиственнице.
3 этап – заключительный.
- организовать выставку декоративно-прикладного творчества посвященную лиственнице;
- распространить листовки о бережном отношение к лиственнице и хвойным деревьям;
- организовать выступление перед детьми с защитой данного проекта «Хвойная красавица лиственница».
Описание работы.
1 этап – подготовительный (информационный).
Подготовительный этап начался с проведения мониторинга знаний воспитанника о хвойных деревьях. Были выявлены незначительные пробелы в знаниях о лиственнице. На основе результатов мониторинга воспитатель с ребенком стали более углубленно изучать особенности дерева лиственницы. На этом этапе Василию пришла идея изготовить книгу о особенностях лиственницы.
В ходе работы над проектом были организованы пешие прогулки по городу, где ребенок нашел и смог сравнить лиственницу в городе и на дачном участке.
Самым интересным для ребенка оказался просмотр фильмов о лиственнице и художественное творчество по изготовлению книжки, где он смог придумать игры.
Деятельность воспитателя и ребё нка:
На данном этапе были проведены следующие формы работы:
• - проведен мониторинг знаний о хвойных деревьях и особенностях лиственницы;
• - подобрали и проанализировали литературу о лиственнице;
• - посмотреть видео и документальные фильмы о лиственнице;
Деятельность ребенка и родителя:
• -начали поиск лиственницы в городе.
2 этап – организация и реализация работы над проектом
Основной этап проекта начался с изучения хвойных деревьев и более подробно о лиственнице. В течение года ребенок наблюдал за лиственницей на дачном участке.
Рассказ ребенка: «На дачном участке у бабушки я первый раз увидел лиственницу. Это хвойное дерево отличается от других хвойных : хвоинки мягкие, осенью желтеют и опадают, летом заново появляются. Само дерево хвойное, а ведет себя как лиственное, отсюда и название - лиственница. В течение года я наблюдал и делал зарисовки, как выглядит дерево в то или иное время года».
В совместной деятельности с детьми в группе дети поиграли в игры, которые придумал ребенок с мамой, и прочли произведения о лиственнице. В книжку внесли интересный материал о лиственнице и игры. В книге разделы: медицина, строительство, мифология, поэзия, игры. В дневник наблюдений ребенок делал зарисовки лиственницы в определенные времена года и так же вклеивал фотографии с деревом.
Деятельность воспитателя и ребё нка:
• Беседы: «Хвойные деревья в нашем лесу», «Чем отличается лиственница от других хвойных деревьев?», «Особенности лиственницы в строительстве», «Использование лиственницы в медицине».
• Наблюдение за лиственницей в течение года;
• Просмотр документальных фильмов о лиственнице : «Лес и его значение», «Морёная лиственница со дна Байкала превосходит мореный дуб.»
• Рассматривание иллюстраций и изучение лиственницы;
• Наблюдение за лиственницей в городе и на дачном участке;
• Подвижные игры: «Деревья и ветер»
• Дидактические игры: «Найди лиственницу», «Найди ветку лиственницы»
• Изготовление книжки о лиственнице и листовок о сохранение лиственницы и развешивание в городе, рядом с самой лиственницей;
• Изготовление книжки в технике рисования, аппликации «Хвойная красавица», дневника наблюдений за лиственницей и листовок.
• Чтение и беседа о прочитанных произведениях: Шаламонова Елена «Лиственница», Бекки Сквиррел «У лиственниц жёлтые иглы», Чистякова-Шматко Елена «Как лиственницы я люблю!», рассказ М. Скребцова «Солнечное дерево».
Деятельность ребё нка и родителей:
• Посещение библиотеки для изучения литературы о лиственнице;
• Наблюдение за лиственницей в городе и на дачном участке;
• Изготовление дневника наблюдений и книжки «Хвойная красавица»;
4 этап – заключительный этап проекта.
Ребенок совместно с родителями создал книжку «Хвойная красавица», «Дневник наблюдений». А так же изготовил листовки о сохранение лиственницы и совместно с родителями распространили, в местах, где растет лиственница.
Была организована в группе презентация проекта «Хвойная красавица лиственница!», а также выставка рисунков «Хвойные деревья». Презентация проекта вызвала живой интерес среди воспитанников ДОО, многие дети захотели увидеть лиственницу в природе, наблюдать за ней. На выставке были представлены работы, сделанные всеми детьми группы.
Анализ результатов и выводы.
Иллюстрированная книжка – «Хвойная красавица» была изготовлена. Она была сделана самим ребенком совместно с родителями. Она представляет собой сборник сведений о лиственнице и ее особенностях с иллюстрациями, аппликациями - результатами продуктивной деятельности ребёнка. Также в книжке представлен материал о медицинской пользе лиственницы. Интересным для ребенка оказалось, что лиственница является самым крепким строительным материалом.
В конце проекта был проведен мониторинг знаний по экологии. Анализ проведённого мониторинга показал, что ребенок имеет высокий уровень сформированности представлений о лиственнице. Реализация различных форм работы в ходе проекта позволила также повысить уровень развития творческих способностей ребенка, духовно-нравственных качеств.
Практическая значимость проекта :
Василий в конце работы над проектом смог выступить перед ребятами и рассказать интересные факты о лиственнице. Ребенок поделился своими эмоциями и впечатлениями, а дошкольники выразили свое отношение к лиственнице с помощью своих рисунков.
В дальнейшей работе над проектом ребенок проявил желание заботится о лиственницах на территории города, вести природоохранную деятельность, распространяя листовки, которые изготовил самостоятельно.
4. Список источников.
1. Энциклопедия знатока «Зеленая планета». ООО «Издательсткая Группа Аттиккус», 2008
2. Моя первая энциклопедия. Растения / А. А. Спектор. – Москва: АСТ, 2015
3. Я познаю мир. Растения/ Л. А. Багрова. М. : АСТ: Хранитель, 2007
4. Стихотворения про Лиственницу https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-pro-listvenniczu/
5. Лиственница. https://ru.wikipedia.org/wiki/
6. Стоит ли строить дом из лиственницы : плюсы и минусы материала. https://greensector.ru/stroitelstvo-i-remont/stoit-li-stroit-dom-iz-listvennicy-plyusy-i-minusy-materiala.html