Светлана Журавлёва
Проект «Хранить память предков»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Хранить память предков».
Одна из важнейших задач современного образования и воспитания — возрождение и сохранение традиционных нравственных ценностей. Она напрямую связана с общероссийской тенденцией к утере нравственных и семейных ценностей, ослаблению связи поколений. Подобная ситуация отмечается и в МБДОУ «ЦРР – детский сад «Сказка» ОП «ЦРР – детский сад «Солнышко». Важно отметить, что образовательное учреждение находится в маленьком городе, где есть семьи, говорящие на родном мокшанском языке. В нашем городе, духовные начала, и классический уклад мокшанской семьи сохранились дольше, чем в больших городах. Город Ковылкино, где расположено ОП «ЦРР – детский сад «Солнышко», находится вдали от индустриальных центров. В городе есть дом культуры, краеведческий музей, районная библиотека, православные храмы с воскресной школой. Таким образом, инфраструктура благоприятствует воспитанию личности, благополучной в нравственном отношении. Однако в последние годы отмечается проникновение в семейную среду негативных социальных тенденций. У дошкольников снижается интерес к национальным культурно - массовым мероприятиям, интересы концентрируются на компьютерных играх и использованию социальных сетей.
Публикация «Проект „Хранить память предков“» размещена в разделах
Возникает ряд противоречий: между реальностью и социальным заказом, который общество ставит перед дошкольным образованием;
• между потребностями воспитанников и воспитательной системой ДОУ;
• между необходимостью поиска информации по региональному компоненту и отсутствием её источников.
Для усиления регионального компонента в воспитании детей в ДОУ мною был разработан комплекс педагогических инструментов, включающий программу дополнительного образования «Мокшаночка», систему досуговых мероприятий. Чтобы изучить отношение дошкольников и их родителей к региональному компоненту был проведён всесторонний анализ. В него вошли:
• анонимное анкетирование родителей «Мое отношение к региональному компоненту»;
• наблюдения, опросы, проведённые воспитателями групп старшего дошкольного возраста.
Исследование показало следующие результаты:
• 70 % дошкольников не знает истории возникновения своего города;
• 40 % дошкольников неизвестны имена предков дальше дедушек и бабушек;
• 57 % семей не знают мокшанских обычаев и традиций;
• 80% семей не знают названий деталей мокшанского национального костюма;
• 48% семей не знакомят детей с художественном творчеством мокшанского народа.
Отсюда вытекает проблема: снижение интереса дошкольников к истории своей малой Родины, изучению, сохранению и формированию семейных традиций. Для решения проблемы мною был разработан проект «Хранить память предков». Он предполагает развитие социальных, познавательных и коммуникативных компетенций с помощью активных форм добывания знаний.
Реализация проекта возможна при наличии 3 условий:
1. Наличие материально – технической базы (канцелярские принадлежности, стенды, костюмы для инсценировки, фотоаппарат, видеокамера, компьютер, экран).
2. Информационные ресурсы (семейные архивы, материалы музея ДОУ, доступ в Интернет).
3. Социальная поддержка (помощь со стороны администрации ДОУ, социума).
Для достижения положительных результатов я поставила перед собой цель и следующие задачи.
Цель: формирование у детей чувства любви к Родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории региона.
Задачи: формирование представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине;
- воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому Мордовии;
- формирование познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;
- формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, спорта;
- воспитание гражданско - патриотических чувств.
Работа над проектом велась в три этапа.
1 этап – подготовительный.
2 этап – основной.
3 этап – заключительный.
1 этап – подготовительный. На этом этапе происходило изучение теоретической части проекта. Выявлялся уровень представлений по региональному компоненту у детей и их родителей. Разрабатывался план работы над проектом.
2 этап – основной. При реализации второго этапа проекта я старалась на НОД показать жизнь людей Республики Мордовия. Какая она была раньше, а какая сейчас.
Я убеждена, что знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее проводить через ознакомление с краеведческим материалом. Трудности в ознакомлении с бытом, традициями, вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому, изучение истории малой родины, начинаю с посещения мини – музея нашего дошкольного учреждения, центра национальной культуры в своей группе.
Именно здесь, в мини – музеи ДОУ дети впервые увидели мокшанскую избу. Показываю детям, что жилище наших предков украшают атрибуты домашнего быта: печь, в которой готовили пищу, и которая обогревала жилище; сундук, в котором хранили постельные принадлежности: подушки, одеяло и старинные вещи бабушки, дедушки. Уточняю у детей, может быть, сохранились у своих родственников в деревнях печь и сундук, и они видели настоящую печку, а не реквизит. Очень поразила детей люлька, в которую укладывали и укачивали маленьких детей. Каждый ребенок старался дотронуться до предметов старины. Затем мы рассматривали домашнюю утварь (посуду) : чаши, ложки, вазу, лоток, чан, кадку изготавливали из дерева. Все предметы утвари имели свое назначение: деревянные чаши предназначались для напитков; в вазочках подавались масло, мед, сладости к чаю; в чанах, кадках замешивали тесто, сбивали масло; в них хранили муку, зерно, перевозили масло, мед, сметану. Предметы, сделанные из дерева, отличались прочностью и удобством. В нашем мини – музеи есть национальные мокшанские костюмы. На мероприятиях различного уровня девочки и я выступаем в национальных костюмах. Девочки примеряли старинные украшения, старались выговорить их названия. Все эти предметы старины вызывают у детей интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. После похода в мини – музей рассуждаем с детьми о жизни мокшанского народа в давние времена. Дети делятся впечатлениями и даже придумывают свои истории, на основании увиденного.
Экскурсии в краеведческий музей г. Ковылкино организовываю с сотрудниками краеведческого музея с периодичностью смены экспозиций Благодаря экскурсиям в краеведческий музей дети знакомятся с произведениями живописи мокшанских авторов. Дети не только слышат рассказы экскурсовода, но и видят произведения искусства в реальном времени.
Рассказываю детям о замечательных людях республики, района, города. Какую роль в художественно – эстетическом воспитании сыграл выдающийся художник, проживавший в селе Кочелаево Федот Васильевич Сычков и земляк Виктор Андреевич Беднов. 13 марта, на день рождение Ф. В. Сычкова была организована совместно с родителями воспитанников выездная экскурсия в дом – музей художника – земляка. Дети познакомились с его картинами.
В своей группе я создала мини – центр национальной культуры, где собраны книги: сказки мордовского народа, литературные произведения мокшанских писателей. Книга скульптора С. Эрзи, по ней дети знакомятся с произведениями ещё одного прославленного земляка. В мини – центре находятся куклы: мокшаночки, в колоритных национальных костюмах. Подобраны старинные женские украшения.
Чтобы основательно познакомить детей с родным городом, провожу целевые прогулки по улицам, на которых расположен детский сад, краеведческий музей, районная библиотека, памятник Степану Терентьевичу Ковылкину. Рассказываю детям, в честь какого названа та или иная улица. Обращаю внимание детей на различные строения города: на старые и новые постройки. Показываю детям, что мастера труда проявляют хороший вкус, художественные умения. Привлекаю их внимание к иллюстрациям, фотографиям, на которых изображены различные здания, памятники, которые не сохранились до нашего времени. На великий праздник – День Победы ходим с детьми возлагать цветы к памятнику «Неизвестного солдата». Тем самым прививаю у детей гордость и уважение к погибшим землякам во время Великой Отечественной войны.
В дни праздников обращаю внимание детей на красочное оформление зала детского сада, улиц города, воспитываю чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, города.
Как же педагог может достичь результата в этом нелёгком деле? Не секрет, что далеко не все дети интересуются историей, традициями родного края. И монотонное рассказывание вряд ли увлечёт ребят. Поэтому я стараюсь найти такие сказки, песни, мелодии, фотографии, чтобы они заинтересовали воспитанников, чтобы дети увидели смысловые оттенки, которые заставляют их проникнуться чувством понимания древности и величия своей малой родины.
Я в своей работе использую произведения декоративно – прикладного искусства мордовского народа. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Мордовское декоративно - прикладное и изобразительное искусство является одним из важнейших источников формирования духовной сферы личности. Данный вид искусства несет в себе типичные черты, присущие и свойственные мордовскому народу, его культуре. Это неповторимая вышивка и национальный костюм, многообразие орнаментные мотивы быта, мордовская керамика и изделия игрушечных промыслов.
На занятии аппликацией учу вырезать элементы узора, составлять, наклеивать полученные геометрические формы, украшая предметы быта и одежды (чашка, рукавицы, фартук, салфетка, полотенце, платочки). На занятия приходит в гости кукла в национальном мокшанском костюме. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Использую разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказы, что помогает дошкольникам понять и полюбить народное искусство, а главное заинтересовать. Совместно с детьми рассматриваем мокшанский национальный костюм и стараемся запомнить названия его элементов.
Познакомились с детьми с мордовской игрушкой – свистулькой. Я предложила слепить игрушку с национальным колоритом. На занятии по лепке дети с удовольствием слепили её. Но у каждого ребёнка была своя игрушка. Каждый ребёнок проявил фантазию и слепил игрушку именно так, как он её увидел в современной Мордовии.
Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиции, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас ребенка. Я читаю мордовские народные сказки. Дети слушают их с большим интересом, а иногда придумывают свои.
Дети с удовольствием исполняют песни, учатся различать фольклорные жанры. Заучиваем прибаутки, потешки, песенки. Заостряю внимания детей на названии жанра и его особенностях.
Мордовский музыкальный фольклор - органическая часть музыкальной культуры мордовского народа. В тесном контакте с музыкальным руководителем подбираем репертуар мордовских песен, хороводов, танцевальных движений на мероприятия в ДОУ и мероприятия более высокого уровня.
В детском саду собран большой материал, который используется для слушания с детьми и знакомства их с мордовскими певцами и композиторами. (Н. В. Спиркина, А. Н. Куликова, М. Н. Антонова, Н. В. Кошелева, Г. И. Сураева – Королева)
Организую и провожу праздники, связанные с традициями русских и мокшанских народов. Дети участвуют в конкурсах муниципального уровня. В нашем репертуаре мордовские танцы, песни, стихи и спектакли. Ежегодно участвуем в «Неделе родного языка», где читаем стихи, представляем песню на мокшанском языке и исполняем национальный танец. На неделе родного языка выступают и русскоязычные дети.
Результатом работы с детьми стал праздник, посвящённый единению мордовского народа с народами Российского государства, который был показан на методическом объединении «На веки вместе». На этом празднике дети из моего кружка приняли активное участие.
Со своими детьми принимали участие в районном семинаре «Шумбрат, Мордовия!» организованном в нашем ДОУ. Дети представили гостям мордовский танец с полотенцами.
На празднике «Мы едины», который прошел на базе нашего ДОУ дети показали мокшанскую подвижную игру «Върьгазкс». Продемонстрировали танец с элементами мокшанских движений «Кафта цёратт тише лядийхть».
3 этап – заключительный, включающий в себя: сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами;
- проведение открытого итогового занятия «Путешествие по Мордовии».
Анализ результативности проекта :
• Расширение знаний детей о Мордовии, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям.
• Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
• Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни.
• Воспитание любви и чувства гордости за малую родину, бережного отношения к родному краю.
• Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников патриотизма и любви к малой Родине.
• Активизация участия педагогов, воспитанников, родителей в конкурсах, выставках по краеведческой тематике.
Таким образом, систематически реализуя региональный компонент в образовательном процессе, способствую освоению детьми культуры мордовского народа, воспитанию любви к малой родине, формированию интереса и уважения к коренному этносу, его музыкальным традициям, формированию толерантности в межэтнических отношениях, расширению кругозора, накоплению интонационно – слуховых представлений, развитию музыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости.
Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся моим воспитанникам и определят их жизненный путь, найдут отклик на события окружающего мира.
В продолжение работы над проектом можно предпринять следующие шаги :
1. Продолжить работу по изучению семейных родословных, с расширением аспекта «Моя история семьи».
2. Создать в мини – музее ДОУ отдел на тему «Моя семья в истории Мордовии».
3. Освещение опыта работы над проектом путём публикаций в районной газете «Голос примокшанья» и на персональной странице МААМ https://www.maam.ru/users/403378.
4. Направлять лучшие творческие работы воспитанников для представления на конкурсы районного и российского уровня.
Опыт работы, который накоплен мною, показывает, что проводимая работа позволяет детям с детских лет впитывать народные традиции, народный дух. Кроме этого отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Детям присущи такие качества как доброта, сострадание, внимательность, уважение к старшим.
Эта работа помогла наладить тесный контакт с семьями воспитанников. Самое главное у детей воспитывается уважение и взаимоотношение к другим народам
Каждый район Мордовии имеет свои особенности, традиции, обычаи. Приобщить детей к культуре родного края, воспитывать любовь к своей малой родине необходимо с детства, в этом моя приоритетная задача. Мир ребенка – это всё то, что его окружает. Моя задача – помочь ребенку научиться видеть и понимать, поддерживать и множить красоту родного края. Для того чтобы ребенок ощущал духовную жизнь своего народа, творчески утверждал себя в ней, принимал историю и культуру родного края необходимо вводить региональный компонент в каждую образовательную область. Это позволит расширять и углублять знания детей о родном городе, формировать понятия об историческом прошлом народов, проживающих на данной территории, вызывать и поддерживать интерес к народному творчеству.