Елена Казинцева
Проект «Хлеб — не просто дар природы, хлеб — наш труд, не забывай!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Хлеб — не просто дар природы, хлеб — наш труд, не забывай!»
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 301
Красноармейского района Волгограда»
Педагогический проект
«Хлеб – не просто дар природы,
Хлеб – наш труд, не забывай!»
Автор:
Казинцева Елена Анатольевна,
воспитатель.
Волгоград 2023 г.
Проект «Хлеб – не просто дар природы,
Хлеб – наш труд, не забывай!»
Автор:
Публикация «Проект „Хлеб — не просто дар природы, хлеб — наш труд, не забывай!“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Казинцева Елена Анатольевна, воспитатель
Вид проект : информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта :
систематизировать, обобщить и расширить представления детей о ходе процесса от рождения хлеба до поступления хлеба на стол.
Задачи:
Обучающие:
Расширять представление детей о процессе производства хлеба, многообразии хлебных продуктов;
Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Развивающие:
Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
Обогащать словарь детей, развивать слуховую память, формировать зрительно – моторную координацию. Научить детей концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые его выращивают посредством чтения художественной литературы.
Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при рассматривании хлебных продуктов наших пекарей.
Актуальность.
Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб.
Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности.
Проблема:
Слабые знания детей о том, откуда берётся хлеб. Небрежное обращение с хлебом. Как же научить детей уважать хлеб?
В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Вместе с ребятами нашей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба : от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.
Обоснование проблемы:
Мы считаем, что участие детей в проекте «Хлеб – не просто дар природы,
Хлеб – наш труд, не забывай!» позволит им максимально обогатить знания и представления о зерновых культурах, их свойствах; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность. При этом дети смогут познакомиться с профессиями людей, обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей. В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий пополнится активный словарь детей.
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Предполагаемый результат:
Дети имеют представление о особенностях выращивания зерновых растений; находят признаки сходства и отличия зерновых культур.
Знают, как хлеб на стол пришел; названия хлебобулочных изделий; люди каких профессий принимают участие в процессе производства хлеба; как получают муку.
Проявляют познавательные способности.
Демонстрируют предпосылки исследовательской, поисковой деятельности.
Способность определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого.
Пополнение и активизация словарного запаса.
С удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности.
Совершенствуют мелкую моторику рук.
Этапы реализации проекта :
I этап
Подготовительный
Подбор художественной литературы для чтения и заучивания стихов.
Подбор иллюстративного материала, презентаций для реализации проекта.
Изготовление дидактической игры «Как испечь печенье».
Консультации для родителей: «Значение хлеба в жизни человека» (приложение № 1)
II этап – основной:
Работа с детьми.
Беседа:
«Хлеб - всему голова!» (приложение №2)
Составление рассказов:
«Как наши предки выращивали хлеб»,
«Как хлеб на стол попал»,
«Как испечь хлеб дома».
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Как люди выращивают хлеб»
составление рассказов по иллюстрациям.
Рассматривание картин:
И. И. Шишкин «Рожь»; С. А. Куприянов «Вспашка»; Пластов “Жатва”.
Просмотр документальных фильмов и презентаций:
«История про хлеб»;
«Откуда хлеб пришел»;
«Как растет пшеница»;
Просмотр мультфильмов :
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«Хлеб» белорусская сказка;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.
«Золотые колосья» белорусская сказка;
Исследовательская деятельность:
схемы «Этапы выращивания пшеницы» (приложение № 3)
Виртуальная экскурсия «От зёрнышка до каравая». (приложение № 4)
Посадка пшеницы (приложение № 5)
«Испекли мы каравай» (приложение № 6)
Чтение художественной литературы о хлебе :
сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Сказка о пшеничном зернышке»;
В. Ремизов «Хлебный голос»;
Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»;
Н. Самкова «О хлебе»;
П. Коганов «Хлеб - наше богатство»;
В. А. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»;
загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»; «Хлебный магазин».
Дидактические игры:
«Назови профессию»; «Что из какой муки испекли?»; «От зерна до каравая»; «Чудесный мешочек»; «А какой он, хлеб?»; «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; «Угадай на вкус»; «Угадай на ощупь»; «Из чего сварили кашу?»; «Как превратить муку в тесто?»;«Сложи колосок»; «Чем пахнет магазин»;«Найди лишние ингредиенты»; «Мельница».
Занятие по рисованию «Слава хлебу на столе» (приложение № 7)
Работа с родителями:
-экскурсия в отдел хлебобулочных изделий в универсамах города;
-замешивание теста, выпечка хлебобулочных изделий в домашних условиях;
- составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий;
- принести семейную кулинарную книгу «Кулинарные рецепты наших мам и
бабушек». (приложение № 8)
III этап
Заключительный
• обобщение результатов работы;
• выставка детских рисунков ««Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб» (приложение № 9)
• Развлечение Хлеб – не просто дар природы…» (приложение № 10)
Продукт проектной деятельности -
Лепбук «Хлеб – наше богатство». (Приложение № 11)
Подведение итогов
Выводы
У детей повысился уровень знаний по данной теме. Они получили новые знания о производстве хлеба и хлебобулочных изделий, о людях разных профессий связанных с выращиванием и выпечкой хлеба, что труд их нужен, но очень труден. Полученные знания окажут большое влияние на формирование у детей навыков толерантного отношения к людям разных профессий.
Литература.
1. Шорыгина, Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
2. Расскажите детям о хлебе. Умные карточки для занятий в детском саду и дома, Мозаика-Синтез.
3. Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа, СПб. : ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013.
4. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. М. : ТЦ «Сфера», 2005.
5. О. А. Шорохова Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия /М., ТЦ «Сфера», 2009.
6. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой / М., ТЦ «Сфера», 2005.
7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.- 96 с.
9. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. - 2000.- № 2.- С. 8-17
10. Голицина Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. - М. : Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.
11. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах) : Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л. А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.
12 Соломенникава О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.