Елена Зайцева
Проект гуманистической направленности «Радуга добра»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Актуальность проекта.
2. Цель и задачи проекта.
3. Реализация проекта.
4. Этапы.
5. Взаимодействие с родителями.
6. Заключительный. Продукт. Презентация проекта.
7. Рефлексия.
«Если добрые чувства не воспитаны
в детстве, их никогда не воспитаешь»
В. А. Сухомлинский.
Актуальность
Публикация «Проект гуманистической направленности „Радуга добра“» размещена в разделах
- Гуманизация. Гуманистический подход в воспитании
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
Возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием человека, формированием у него духовно – нравственных качеств. Духовность понимается, как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей. В условиях кризиса нравственных ценностей, переживаемого современной цивилизацией, жестокости и без духовности человеческих взаимоотношений огромное значение приобретает возвращение к моральным нормам и правилам, которые на протяжении многих поколений определяли поведение людей.
Основой нравственного воспитания должно являться гуманистическое мировоззрение, вбирающее в себя высшие ценности всего рода человеческого. Право на жизнь, на счастья, на свободу, на беспрепятственное развитие своих способностей получили широкое признание в мире, нашли отражение в международных документах, где подчёркивалось, что гуманистическое воспитание подрастающего поколения - главная задача учебного заведения.
Актуальность гуманности в воспитании детей стала особенно остро в период глубокого кризиса, переживаемого обществом в последние десятилетия во всех областях жизни, когда вопрос воспитания будущего поколения стал одним из важнейших для дальнейшего развития и существования страны. Сегодня родители не знают, как воспитывать своих детей, а педагоги нередко оказываются в тупике, не понимая, чему и как можно учить детей, когда жизнь успешно преподает свои уроки. Современное развитие цивилизации, как бы оно ни удивляло нас, не является гарантом одухотворения образовательного мира в целом. Конечно, все это не будет излишним. Но одухотворение его возможно лишь духом.
Всем известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного, поэтому детей с младшего дошкольного возраста, должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Главное вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка, познакомить с традициями семьи, формировать отношения к близким людям.
Система гуманно – личностного подхода должна вдохновлять педагога на создание такого образовательного процесса, в котором ребенок в самой жизни учится менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать ее качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. Источником такого стремления должна стать высокая духовность. Работая с детьми в детском саду, необходимо использовать различные формы педагогической деятельности: обучение на занятиях познавательного цикла, закрепление материала во всех видах продуктивной деятельности детей (лепка, аппликация, рисование, целевые прогулки, экскурсии и т. д. В современном мире, где беспрерывно меняющаяся технология, глубоко пронизывает все сферы жизни, гуманистическое воспитание призвано утверждать такие моральные ценности, которые являются поистине вечными и вместе с тем способны обновляться и возрождаться в каждую новую историческую эпоху.
Наиболее значимыми идеальными основаниями, к которым следует стремится:
- гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку;
- ответственность за свои поступки и слова, соотносить их с возможными последствиями;
-долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой;
- совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека;
- чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе установки на самоуважение и уважение к другому человеку;
- гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с Отечеством, причастности к его судьбе.
Главная цель: к образованию и воспитанию какого человека мы стремимся? В качестве основной цели личностно – гуманная педагогика стремится к воспитанию Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина. Поэтому необходимо продолжать целенаправленное развитие у дошкольников проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни как непрерывное духовно – нравственное его совершенствование и принимать участие в этом должны все. Только все вместе – образовательное учреждение, семья, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви и добра к людям, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только «брать от жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом».
Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этих исключительно важных качеств (доброты и отзывчивости) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте. Именно поэтому актуальна разработка и реализация проекта по нравственному воспитанию дошкольников старшего возраста «Радуга добра».
Проблема: Основа гуманного отношения к людям — способность к сопереживанию, к сочувствию — проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Нередко мы встречаем случаи, когда материальные ценности доминируют над духовными и из нашей жизни исчезают такие понятия, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, взаимопомощь, дружба.
Цель проекта : создание условий для развития нравственных качеств, познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Радуга добра»
.
Задачи проекта :
1. Формировать этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости».
2. Продолжать формировать у детей представление о сопереживании и сочувствии к другим людям. Воспитывать чувство взаимопомощи.
3. Воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом.
4. Содействовать зарождению у детей инициативного-деятельностного отношения к окружающему миру.
5. Создавать условия для постепенного становления самосознания ребенка.
6. Повысить педагогическую компетентность родителей в нравственном воспитании детей.
Вид проекта :
- по направленности – информационно-практико-ориентированный;
- по составу участников – групповой;
- по продолжительности – долгосрочный.
Участники проекта :
- дети старшего дошкольного возраста;
- воспитатели группы;
- социальный педагог,
- музыкальный руководитель;
- родители.
База проектной деятельности :
МБДОУ «Детский сад №153»
Сроки реализации проекта : сентябрь – февраль
Ресурсы:
Материально-технические: магнитофон, компьютер, принтер, видеопроектор, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат.
Кадровые: взаимосвязь с физкультурным и музыкальным руководителем ДОУ, психологом ДОУ, социальным педагом.
Информационные: методическая и художественная литература, энциклопедии для дошкольников, материалы мероприятий с дошкольниками, иллюстрации, картинный материал, картотеки, пособия, настольно-печатные игры по теме.
Нормативно-правовые: ФГОС ДО, соблюдение СанПиН в плане режима, организации детской деятельности в ДОУ, соблюдение Декларации прав ребёнка.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Формы работы по проекту.
- работа с детьми:
1. Чтение и рассматривание художественной литературы, энциклопедий.
2. Проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми.
3. Инсценировки сказок для детей младшей группы.
4. Проведение ООД.
5. Участие в концертах, акциях.
6. Продуктивная деятельность.
7. Трудовые поручения в группе и на участке детского сада.
- работа с родителями:
1. Ознакомление с консультациями, рекомендациями, советами.
2. Привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ.
3. Проведение бесед, устных журналов.
4. Проведение викторины с детьми и родителями «Что такое доброта».
Предполагаемые результаты:
- дети имеют этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;
- у дошкольников сформировано стремление помогать, сопереживать, поддерживать окружающих людей;
- бережное отношение детей к миру природы и к окружающему миру в целом;
- повышение педагогической компетентности родителей в нравственном воспитании детей.
Продуктом проектной деятельности является:
- Создание совместно с детьми «Радуги добрых дел».
- Проведение праздника «День добра»
- Создание пособия «Мирилка».
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (погружение в проект)- сентябрь
1. Выявление проблемы: Изучить эмоциональное отношение дошкольников к нравственным нормам.
2. Изучение методической литературы по теме.
3. Составление перспективного плана проектной деятельности.
4. Составление календарного плана.
5. Подготовка (копилка) :
- планов ООД, бесед;
- консультаций для родителей;
- оформление информационного стенда для родителей;
- подборка художественной литературы по темам;
- подборка дидактических игр, подвижных игр, демонстрационного материала, настольных игр.
- совместное изготовление методических пособий
Мероприятия Цели и задачи
Совместная деятельность педагога с детьми:
Методика «Сюжетные картинки». Анализ полученных результатов. (Приложение1)
- изучить эмоциональное отношение дошкольников к нравственным нормам.
Работа с родителями:
Анкетирование родителей «Воспитание чувств» (Приложение 2)
- выявить проблемы родителей в нравственном воспитании детей.
2 этап – практический - октябрь – март
Задачи:
1. Реализовать в работе с детьми и родителями комплекс мероприятий, направленный на нравственное воспитание старших дошкольников.
План работы по реализации проекта «Радуга Добра»
Форма работы Программное содержание Сроки
реализации
Дидактические игры:
-«Что такое хорошо, что такое плохо?»,
- «Благородные поступки»,
- «Как я дома помогаю»,
- «Цветок добрых дел»,
- «Давайте говорить друг другу комплименты»,
- «Пожелания»,
- «Вежливый ручеек»,
- «Пирамида добрых дел» Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей; научить детей быть внимательными друг к другу,
воспитывать в детях культуру поведения.
В течение всего проекта
Уход за комнатными растениями, кормление зимующих птиц. Воспитание экологической культуры, бережное отношение к окружающей природе, стремления беречь и любить растения и животных, ухаживать за ними. Воспитывать умение работать сообща, оказывать друг другу помощь. В течение всего проекта
Рассматривание демонстрационного материала: - «Уроки доброты»,
- «Я и мое поведение»,
- «Уроки вежливости»,
- «Я и другие»,
- «Чувства, эмоции». формировать представления детей о хороших и плохих поступках и их последствиях; развить речь детей, умение высказывать суждение.
Еженедельно
Беседы:
- «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом»,
- «Мы – маленькие дети на большой планете!»,
- «Что значит быть добрым?»,
- «Труд человека кормит»,
- «Как и чем можно порадовать близких»,
- «Наши добрые слова»,
- «Как мы можем позаботиться о старших»,
- «Наши маленькие друзья»
Продолжать формировать у детей умение вести диалог на нравственно-этическую тему. Поощрять желание детей рассуждать о нравственных ценностях, анализируя поступки героев и свои собственные.
Еженедельно
Заучивание пословиц и поговорок о добре, дружбе. Сформировать представления о назначении пословиц и поговорок, учить осмысливать значение пословиц и поговорок о добре и дружбе. В течение всего проекта
Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев:
- В. Осеева «Волшебное слово», - Е. Пермяк «Самое страшное», - В. Осеева «Просто старушка», - А. Барто «Вовка - добрая душа», «Уехали»,
- Л. Н. Толстой «Старик сажал яблони»,
- О. Дриз «Добрые слова»,
- Л. Толстой «Два товарища»,
- А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном»,
- В. Кривошеев «Добрый день»,
- В. Сухомлинский «Внучка и старый дед»,
- А. Шибаев «Дед и внук»,
- Н. Носов «Огурцы»,
- С. Маршак «Сказка о неизвестном герое»,
- В. Катаев «Цветик - семицветик»
- р. н. сказка «Как аукнется, так и откликнется», «Хаврошечка».
Сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; учить детей самостоятельно, передавать отношение к поступкам героев, делать выводы.
В течение всего проекта
Трудовая деятельность в группе и на участке детского сада Совершенствовать трудовые навыки в процессе работы, навыки коллективного труда, воспитывать чувство ответственности за порученное дело, желание помогать товарищам, проявлять дружеские чувства. В течение всего проекта
Трудовая деятельность на участке у малышей Учить действовать по просьбе взрослых, понимать значение своего труда для других, развивать ответственное отношение к делу, воспитывать заботливое отношение к малышам. Еженедельно
Участие в концерте, посвященном «Дню пожилого человека» Дать знания о празднике День пожилого человека. Способствовать формированию заботливого отношения к пожилым людям. октябрь
ООД «Путешествие в страну Добра» Уточнить у детей этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости». Закрепить знания о правилах культурного поведения и хороших манерах. октябрь
Путешествие по сказкам «Добрые поступки героев сказок и их последствия» Уточнение представлений детей о добрых и злых поступках и их последствиях; закрепить знание сказок. октябрь
Обыгрывание и обсуждение ситуаций на нравственную тему Сформировать представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитать культуру общения, ответные чувства на заботу окружающих; закрепить навыки культурного поведения. В течение всего проекта
Сочинение сказки «Красная шапочка и добрый волк» Учить видеть положительные и отрицательные качества героев. октябрь
Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо» Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умении правильно оценивать себя и других. октябрь
Театрализация сказки «Заюшкина избушка» для детей младшей группы Учить детей проявлять внимание и заботу о малышах. октябрь
Участие в акции «Покормите птиц» - изготовление кормушек, плакатов Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, вызвать желание заботиться о них. ноябрь
Изготовление подарков для мам и бабушек. Выступление в праздничном концерте, посвященном Дню матери Воспитывать любовь и заботливое отношение к близким людям, желание заботиться о них. ноябрь
Изготовление подарков для инвалидов. Закрепить понятие «доброта», «добрый», «милосердный». Развивать умение чувствовать внутренний мир другого человека, сформировать культуру общения. декабрь
«День добрых дел» - постройка совместно родителями и детьми снежных фигур на участке группы Привлечь родителей к совместной трудовой деятельности с детьми. декабрь
Участие в акции «Елочка - зеленая иголочка» - изготовление плакатов «Не рубите ели!» Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, стремление беречь растения. декабрь
Театрализация сказки «Колобок» для детей младшей группы Учить детей проявлять внимание и заботу о малышах. декабрь
Тематический день «Спасибо» Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов благодарности. январь
Викторина с детьми и родителями «Если добрый ты» Закрепить знание пословиц, сказок, стихотворений о доброте. Развивать взаимовыручку, дружеские взаимоотношения между детьми и взрослыми. Объединить детей и взрослых в совместной деятельности. январь
Праздник доброты Способствовать формированию у дошкольников доброты и милосердия, расширить знания о их роли в жизни каждого человека.
Развивать навык сотрудничества, коммуникативные навыки; чувство взаимовыручки и взаимопомощи.
Воспитывать чувство доброты, чуткости, сострадания, доброжелательности; навыки культуры общения. февраль
Работа с родителями по реализации проекта «Радуга Добра»
Консультации:
- «Воспитание заботливого отношения к окружающим»;
- «Воспитание в труде»;
- «Ты» или «Вы»? О речевом этикете дошкольника».
Рекомендации:
- «Вежливость воспитывается вежливостью».
Советы для родителей:
- «Умение воспитывать в детях доброту».
Буклет «Воспитываем в ребенке доброту».
Папка-передвижка «Уроки доброты».
ИКТ «Воспитание добротой»
3 этап – заключительный - февраль
Задачи:
1. Анализ результата работы с детьми, обработка полученных данных, соотнесение с поставленной целью.
2. Познакомить родителей с результатами работы по проекту «Радуга Добра»
3. Обобщить опыт.
Мероприятия Цели и задачи
Совместная деятельность педагога с детьми
1. Анализ результатов. - выявить уровень знаний детей о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»; представления о сопереживании и сочувствии к другим людям.
Работа с родителями
1. Презентация проекта
- показать родителям результаты работы по проекту
- поощрить активных участников проекта.
- привлечь родителей к активному сотрудничеству над проектом в следующем году.
Продукт
- Создание совместно с детьми «Радуги добрых дел».
- Проведение праздника «День добра»
- Создание пособия «Мирилка».
Рефлексия после выполнения проекта
Продолжите имеющиеся фразы: 1. Я (узнал, получил, приобрел; смог придумать, представить, изобразить, показать, вообразить) ___ и захотелось.
2. Мне удалось (понять, постигнуть, осмыслить, разобраться, уяснить, осознать, систематизировать разрозненные сведения)___ теперь я.
3. Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) в процессе___ работы было (стало)___
4. Труднее всего в процессе работы мне показалось, когда ___и все-таки (все же, тем не менее, однако, при всем том, поэтому, оттого, отчего, благодаря этому, посему, потому что, оттого что, благодаря тому что, потому как).
Приложение 1
Методика «Сюжетные картинки»
(Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И. Б. – СПб., 2002. С. 35. «Сюжетные картинки»)
Методика «Сюжетные картинки» предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.
Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.
Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный.
Обработка результатов (Обработка предложена Р. Р. Калининой)
0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т. д.
Приложение 2
Анкета "Воспитание чувств"
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по нравственному воспитанию наших детей. Подчеркните ответы на вопросы анкеты.
1. Считаете ли вы необходимым воспитание у ребенка таких качеств, как отзывчивость, доброта, сочувствие?
- да;
- нет;
- частично.
2. Удалось ли вам построить со своим ребенком доверительные отношения?
- да;
- нет;
- частично.
3. Что вас беспокоит в отношениях ребенка с окружающими?___
4. Всегда ли отношения взрослых с ребенком в вашей семье носят доверительный, дружеский характер?
- да;
- нет;
- частично.
5. Привлекаете ли Вы ребенка к участию в будничных делах семьи?
- да;
- нет.
6. Может ли Ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание?
- да;
- нет;
- не знаю.
7. Часто ли Вы беседуете со своим ребенком на тему «Добрых дел и поступков»?
- часто;
- иногда;
- никогда.
8. Какие добрые дела вы совершаете совместно с ребенком? ___