Мухина Надежда
Проект «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с ОВЗ»
«Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с ОВЗ»
Актуальность
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается организованный и непрерывный процесс по формированию учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. В коррекционных школах работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.
Публикация «Проект „Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с ОВЗ“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Процесс формирования патриотических качеств личности в школе для обучающихся с ОВЗ осуществляется по тем же правилам, как и в других образовательных организациях, так как наличие у ребенка отклонений, не должно изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Но проблема гражданско-патриотического воспитания в школе-интернате для обучающихся с ОВЗ стоит еще острее и обусловлена рядом причин.
Проблема проекта.
Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Новое поколение молодёжи вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. И как неизбежный результат – растут наркомания, пьянство и детская преступность. Проявляется устойчивое падение престижа военной службы. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушных к близким людям, в том числе к одноклассникам, редко сострадают чужому горю.
С самого раннего возраста чувство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. Патриотизм и гражданственность – два разных по своей природе, но в тоже время теснейшим образом взаимоувязанных феномена. Они проявляются как социальные характеристики личности и указывают на качество их социального развития.
Обучающиеся коррекционного учреждения (с нарушением интеллекта) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно – полезного труда требует усилий многих специалистов. Ребёнок с проблемами в развитии не имеет опыта общения с миром.
Весь контингент школы составляют дети, имеющие, как правило, различные осложнения: расстройства эмоционально – волевой сферы, психопатоподобное поведение, общее недоразвитие речи, проблемы в общении, неврозоподобные синдромы и т. д. Наследственная олигофрения, агрессивность, низкий социальный статус семей – факторы, которые необходимо учитывать в работе. Вся воспитательная деятельность в таких условиях направлена на достижение следующих целей:
- личностно - ориентированная реабилитация учащихся;
- социализация личности в современном социально - экономическом и культурно нравственном аспекте.
1. Слабость отвлечения и обобщения, узость познавательных интересов оказывают препятствие в развитии потребности в познании, и затрудняют процесс освоения многих понятий.
2. Дети с ОВЗ характеризуются значительным снижением критичности и самокритичности, повышенной внушаемостью. В связи с этим могут попасть под отрицательное влияние, не понимая необходимости сопротивления ему. Нарушение самокритичности в значительной степени затрудняет возможность их самовоспитания, которое требует не только правильной и осознанной самооценки, но и волевых усилий для преодоления собственных недостатков.
3. Семейное воспитание не позволяет сформировать у детей собственную гражданскую позицию, навыки правильного социального поведения в силу неблагополучной обстановки в семьях, низкого уровня образования родителей.
В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей Родиной.
Патриотическое воспитание детей всегда являлось одной из важнейших задач образовательного учреждения, а особенно в коррекционных школах-интернатах, так как дети с ОВЗ — это сложный своеобразный контингент. Но как научить этому детей с ОВЗ, в какой форме лучше донести до них эти знания. Данный вопрос не раз задавал себе каждый из воспитателей. Наиболее оптимальным способом решение данной проблемы считаю использование метода проектов.
Цель проекта :
Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Задачи проекта :
- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических фактов, памяти к событиям ВОВ;
- привитие любви к своей Малой Родине, чувства патриотизма, чувства долга и ответственности перед Отечеством;
- создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции;
- расширять и углублять знания об истории и культуре родного края.
Ожидаемые результаты проекта :
Создание условий при помощи метода проектов для формирования личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающей следующими компетенциями:
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- знания о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.
Ресурсы проекта : техническое оснащение — интернет, поселковая и школьная библиотеки, музеи, видеофильмы о Родине, организация походов по родному краю, по боевым и историческим местам.
учебно-методическое оснащение —всевозможные руководства и методички для педагога. Видеофильмы «Ветераны живут рядом»,
-«Свеча памяти»,
-«От поколения к поколению, от сердца, к сердцу»,
-«Салют Победе»,
-«Георгиевская ленточка»,
-«Российская ленточка»,
-«Бессмертный полк»,
-«Добрые волшебники» и др.
информационное оснащение – печатные и электронные статьи, книги, организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы.
кадровое оснащение –библиотекари, педагог дополнительного образования.
Сроки работы над темой: программа составлена с учётом возрастных, психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ, представляет собой содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности. Программа по данной теме рассчитана на 3 года.
Виды деятельности.
Учебная. Трудовая. Военно – спортивная. Туристическая. Эстетическая. Досуговая. Бытовая. Исследовательская. Творческая. Практическая.
Формы работы.
Беседы, экскурсии, встречи, конференции, классные часы, уроки мужества, викторины, конкурсы, праздники, коллективные творческие дела, акции, спортивные соревнования, походы, проект, тренинг.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
Вопросы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок, научных работах педагогов-новаторов.
В этом направлении работают: И. А. Пашкович, Т. А. Касимова, Н. К. Беспятова, Т. С Буторина, Т. А. Орешкина и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения на протяжении многовековой Российской истории. В частности отмечается, что в России традиция патриотизма имеет глубокие корни. У россиян в сознании и менталитете общественное всегда преобладало над личностным, патриотизм в России всегда понимался, как готовность поступиться личными интересами во благо Отечества. Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства было характерно для России на протяжении веков.
У детей с ОВЗ гражданская позиция не воспитается сама по себе. В отличие от общеобразовательных школ в школах-интернатах для детей с ОВЗ наиболее важную роль в развитии гражданского воспитания играет педагог, грамотно спланировавший работу по развитию нравственных качеств ребёнка.
При развитии у ребёнка с ОВЗ гражданского воспитания необходимо помнить об особенностях его биологического развития. Нарушение центральной нервной системы не может обеспечить необходимый фундамент для вызревания гражданских качеств, но и создаёт преграды, тормозя появление осознанного отношения к действительности как важнейшей предпосылке личностного развития ребенка. Нарушение развития психических процессов ведет к непониманию ребенком обращенной к нему речи, неумению устанавливать связи между событиями действиями, неспособности запоминать информацию. Потребности и мотивы претерпевают сложные изменения, прежде чем ребенок начинает действовать в соответствии с моральным правилом. Раннее включая детей в коррекционно-воспитательный процесс, предполагающий комплексное решение задач нравственного развития можно в значительной степени преобразовать личностный облик аномального ребенка.
Ведущее место среди активных методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность изучаемого материала, повышающих личное участие каждого учащегося и его интерес к учению принадлежит методу проектов.
Очень важно, что при работе над проектом воспитанники не только овладевают конкретными знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.
Работа над проектом требует продолжительного времени: от нескольких недель, до нескольких месяцев. Поэтому четкость в организации работы школьников и промежуточный контроль над работой от этапа к этапу – необходимые условия успешного выполнения поставленных задач.
С помощью технологии проекта можно :
- добиться интеграции содержания образования;
- формировать знания, умения и навыки по теме;
- развивать социальные практики с учётом психофизиологических особенностей обучающихся;
- повысить мотивацию обучающихся к самостоятельному изучению предметов.
В процессе выполнения проектов происходит социализация личности школьника, который усваивает определённую систему знаний, норм, ценностей, ролей. На первых этапах формирования личности социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность.
Особенно сложно решить эту задачу, когда речь идёт о детях с ОВЗ. Сложность связана с физическими и психическими недостатками ребёнка. Учёт этих особенностей необходим при организации комплексной системы коррекционно-развивающего обучения, для формирования целостной системы универсальных учебных действий в системе специального образования.
Примерный план мероприятий
1 год
1 блок: «Стань гражданином своей школы» (1 четверть) :
Раскрыть понятие «гражданин», «патриот», рассмотреть основные черты, присущие гражданину и патриоту своей страны,
2 блок: «Всё начинается с семьи» (2 четверть) :
Воспитывать любовь и уважение к старшему поколению, с честью выполнять трудовые поручения, развивать нравственные отношения между членами семьи.
3 блок: «Я — гражданин Ставропольского края» (3 четверть) :
Знакомство с геральдикой городов и районов Ставропольского края, изучение творчества писателей и поэтов наших земляков.
4 блок: «Поклонимся великим тем годам!» (4 четверть) :
Знакомство с историей образования родного края.
2 год
1 блок: «Школьный звездопад» (1 четверть) :
Пропаганда здорового образа жизни, знакомство с законодательными документами о вреде куреня и алкоголизма.
2 блок: «Судьба моей семьи в истории села, района, округа, страны» (2 четверть) :
Рассказы детей о трудовых династиях семей, знакомство с наградами советского периода. Экологическое воспитание : знакомство с законодательными документами.
3 блок: «Вместе — дружная семья» (3 четверть) :
Межнациональные отношения, изучение традиций и обычаев.
Воспитание толерантности к людям других национальностей и вероисповедания.
4 блок: «Улицы нашего района» (4 четверть) :
Знакомство с архитектурой сел нашего района. Воспитание уважительного отношения к нашим землякам: поэтам, писателям, героям ВОВ.
3 год
1 блок: «Верность родной школе» (1 четверть) :
Воспитывать уважительное отношение к бывшим выпускникам нашей школы.
2 блок: «Тепло родного дома» (2 четверть) :
Бережное отношение к материальным ценностям. Правильное распределение семейных финансов, ответственное отношение к труду.
3 блок: «Сиянием славы велик и памятен Ставропольский край!» (3 четверть) :
Воспитание чувства гордости за родной край.
4 блок: «Мы — будущее России!» (4 четверть) :
Право избирательного голоса в выборные органы власти.
Заключение
Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины, поэтому насколько педагог сможет развить в ребёнке данное чувство, настолько будет сплочённым и толерантным в целом наше общество, зависит от самого педагога. Проблемы патриотического воспитания важны, в том числе, и для педагогического самосовершенствования педагога, здесь, несомненно, важен метод личного примера педагогов по патриотическому отношению к Родине и её ценностям.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в школе только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы-интерната, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.
Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России,
можно и должно.
И, если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.
В заключении хотелось бы отметить, что гражданско-патриотическое воспитание детей было и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремление и готовности его защитить.
Список литературы
1. Буторина, Т. С., Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова - СПб: КАРО, 2004.
2. Касимова, Т. А., Патриотическое воспитание школьников : Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. - М. : Айрис-пресс, 2005.
3. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. — М. : АРКТИ, 2005. — 312с. (Метод, биб-ка)
4. Ступницкая М. А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений. М. : Центр "Школьная книга", 2006.
5. Пашкович И. А., Патриотическое воспитание : система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: Учитель, 2008.
6. Интернет ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/ .