елена журавкова
Проект «Где живут волшебники?»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Важнейшим средством умственного развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду.
Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, Е. П. Гуменникова, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова, Е. В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания.
Публикация «Проект „Где живут волшебники?“» размещена в разделах
В совместной деятельности с взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка, становясь его индивидуальным достоянием на следующем этапе развития. В каждом возрастном периоде может быть выявлено основное, характерное для этого периода содержание совместной деятельности ребенка со взрослым. По определению Н. А. Коротковой, совместная деятельность с взрослым понимается как совместная партнерская деятельность, обусловленная равноправным участием и взаимным уважением участников. Выбор форм совместной деятельности, обусловленный, в первую очередь, психологическими особенностями дошкольников, ведущим видом деятельности, будет зависеть от интересов и предпочтений воспитанников детского сада, от профессиональной компетенции воспитателей, от заинтересованности и включенности родителей в совместную деятельность. Одной из результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность. Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за выполняемую деятельность, за свои поступки. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления. Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции воспитателя. Он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные способы действий, компетенции, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Проектную деятельность отличает следующее:
• практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
• формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
• интерес к деятельности, приносящий публичный результат, личная заинтересованность в нем.
Проектная деятельность включает в себя:
• задания для детей, сформулированные в виде проблемы;
• целенаправленную детскую деятельность;
• формирование любознательности;
• воспитание умения строить догадки, рассуждать, обдумывать и искать различные способы решения ситуаций, экспериментировать, радоваться и удивляться собственным “открытиям”;
• развивать умения “добывать” информацию разными способами;
• формировать чувства ответственности за начатое дело;
• формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
• результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Из всего выше сказанного, мы утверждаем, что данная проблема актуальна на современном этапе, так как проектная деятельность сочетается с игрой, является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка. Воспитатель должен создавать такие условия, которые позволяли бы детям самостоятельно или совместно со взрослым формировать практический опыт, добывать его поисковым, экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать. Для достижения поставленных задач нужна такая, форма организации педагогического процесса, как занимательный математический материал в центре математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Обеспечение всесторонней математической подготовки детей удается при умелом сочетании игровых методов и методов прямого обучения. Хотя понятно, что игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически. Постепенный переход от интереса детей к игре, к учению совершенно естествен. Игра-творчество, игра-труд. В процессе игр у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.
Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.
Включение игровых моментов делает процесс развития интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные занимательного математического материала, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному процессу.
Занимательный математический материал не нужно путать с забавой, не следует рассматривать его как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На него нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта играет занимательный математический материал. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.
Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей.
Занимательный математический материал является деятельностью, где идет активный и осмысленный поиск, в которую ребенок охотно и добровольно включается в новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации, в его собственных играх является важным показателем развития интеллектуальных способностей ребенка. Занимательный математический материал учит действовать, «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их математические способности.