Алла Кох
Проект «Где день, где ночь, тут и сутки прочь»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Составной частью всестороннего развития дошкольника является формирование понятий и представлений о времени, что согласно ФГОС дошкольного образования, входит в содержание образовательной области – познавательное развитие.
Жизнь человека тесно связана со временем, с умением распределять, измерять и беречь время. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность. У детей недостаточно развито восприятие временных представлений.
Публикация «Проект „Где день, где ночь, тут и сутки прочь“» размещена в разделах
- Проекты
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуться и «показать». Время не имеет определенной формы, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно через движение или какую-нибудь деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких- либо постоянных явлений.
Проблема. Большинство детей не могут установить последовательность частей суток. В их представлении сутки кончаются ночью и утром начинаются.
Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых дети знакомятся с признаками частей суток, не дают им необходимых знаний.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирование у детей временных и пространственных представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Контингент участников проекта : дети, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта : 2 месяца
Цель: Повысить уровень интеллектуального развития детей, формируя представления о времени (сутки, последовательность частей суток).
Задачи:
Познакомить детей с цветовой моделью части суток.
Создать в группе математический уголок по изучению детьми частей суток.
Совместно с родителями создать фотоальбом «Части суток в нашем фотообъективе».
Совместно с родителями организовать работу мини-библиотеки «Книжки о частях суток».
Вооружить родителей необходимыми знаниями и умениями по обучению детей временным понятием «части суток», познакомить их с дидактическими играми и упражнениями на данную тему.
Вызвать у родителей воспитанников заинтересованность и желание участвовать в совместной проектной деятельности.
Изготовить и использовать цветовые знаки (квадраты голубого, желтого, серого и черного цветов, желтого круга) как модели для различения частей суток, и панно «Круг» для формирования понятия о непрерывности и последовательности времени;
Включить в режимные моменты дидактические игры для пополнения детьми словарного запаса.
Ожидаемые результаты: В результате проектной деятельности дети приобретут новый, полезный для них опыт. Произойдет обобщение детских представлений о сутках, познается значение слова «сутки» : «утро, день, вечер и ночь вместе образуют сутки». Таким образом, произойдет систематизация знаний у детей. Родители осознают значимость развития временных представлений у детей.
Содержание проекта
Подготовительный этап 1 –неделя
Месяц Для детей Для родителей
Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно — развивающей среды;
Определение цели;
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы с семьей.
Изготовление дидактических игр, наглядного материала для распознавания частей суток; подбор стихов, рассказов о частях суток.
Размещение информационного материала в родительском уголке: «Изучаем с детьми части суток».
Анкетирование «Формирование временных представлений у детей среднего дошкольного возраста»;
Основной этап 2-6 неделя
Открытие книжного уголка «Детская литература для закрепления частей суток»
Д/и «Что раньше, что потом» Упражнять детей в определении последовательности частей суток
Д. и. «Когда это бывает?» определять части суток по природным явлениям и видам деятельности людей.
Чтение стихотворений о сутках. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение, закрепить знания о частях суток, их последовательности.
Разучивание стихотворения «Сутки», закрепить знания детей о частях суток и их последовательности.
Загадывание загадок о частях суток. Обеспечить усвоение знаний о частях суток, используя простые схематические изображения для решения несложных проблемных задач.
Чтение сказки «Четыре лебедя» Систематизировать знания детей о частях суток по средствам художественной литературы.
Знакомство детей с дидактическим пособием «Цветная дорожка», познакомить с цветной моделью – части суток, определять их последовательность с помощью цветовой модели.
Экспериментирование «День, ночь -сутки прочь» дать представление детям о смене дня и ночи, активизировать в речи детей слова с названиями частей суток. Развивать интерес к экспериментированию.
Создание проблемных ситуаций «Где кончаются сутки?», «Можно ли вернуть день, который прошел?», совместно со взрослым решать проблемные ситуации, используя свой личный опыт.
Совместная игровая деятельность «Путешествие в день», «Путешествие в вечер», различать части суток день и вечер по природным явлениям и видам деятельности людей.
Подвижная игра "День и ночь", «Совушка». Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствующих закреплению временных представлений
Рассматривание фотографий, принесённых детьми для фотоальбома «Части суток в нашем объективе».
Игра- занятие «Помоги цветным гномикам найти свой домик» (с использованием презентации, продолжать знакомство детей с цветовой моделью по изучению частей суток, правильно употреблять данные временные понятия в речи.
Ситуативная беседа: «Какая из частей суток тебе больше всего нравится?»
Математическое развлечение: «Путешествие в страну цветных гномиков», закрепить у детей временное понятие «части суток».
Консультации для родителей «Время и пространство», «Чувство времени можно развивать у детей дошкольного возраста»
Мастер- класс «Учим играя», (с использованием презентации «Части суток», повышение педагогической компетентности родителей через участие в практической деятельности по усвоению методов игровых приемов по формированию у детей временного понятия «части суток».
Рекомендации «Как научить ребенка понимать время», «Формируем представления о времени»;
Создание газеты "Мой ребенок в разные части суток"?.
Заключительный этап 7-8 неделя
Математический групповой уголок: «Части суток».
Фотоальбом «Части суток в нашем фотообъективе».
Мини-библиотека «Книжки о частях суток». Родительское собрание на тему: «Пути и средства формирования временных представлений у дошкольников».
Полученные результаты:
дети группы усвоили части суток, их последовательность;
родители воспитанников получили необходимые знания, в обучении детей временным представлениям;
данный проект позволил детям и взрослым получить эмоциональный и познавательный положительный эффект от совместной проектной деятельности.
Литература:
И. В. Ковалец «Формированиеу дошкольников представлений о времени. Части суток: Учебное пособие для детей»
Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста – СПб. : «Детство — Пресс», 2005.
Новикова, В. П. Математика в детском саду. М. : Мозаика — Синтез, 2006.
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика — Синтез, 2012
Серия «Папка дошкольника» «Знакомство со временем для детей 3- 5 ти лет» г. Киров.