Лучший педагог года

Проект «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»

Татьяна Пономарева
Проект «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание проекта

1. Паспорт проекта;

2. Пояснительная записка

3. Цель, задачи, сущность проекта, актуальность, практическая значимость проекта, принципы реализации проекта, объект, предмет, гипотеза, ожидаемый результат.

4. Этапы реализации проекта : подготовительный, прогностический, практический, заключительный.

5. Результативность проекта.

6. Список использованной литературы.

7. Приложения

I Паспорт проекта

Публикация «Проект „Формирование здорового образа жизни у дошкольников“» размещена в разделах

Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

База исследования: МДОУ "Детский сад №53" Ленинского района г. Саратова

Участники проекта :

Дети, родители, воспитатели старшей группы «Вишенка»

Условия реализации проекта

- Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;

- Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;

- Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;

- Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;

- Реализация различных форм систематической работы с родителями;

- Развивающая среда: физкультурный уголок в групповой комнате, сенсорная комната, физкультурные зал (стандартное и нестандартное оборудование); спортивная площадка (на участке детского сада).

II Пояснительная записка

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.

Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:

1. Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;

2. Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

• Знание правил гигиены и ухода за своим телом;

• Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

• Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

• Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей.

Обоснование проекта

Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

III Здоровье и здоровый образ жизни

мы пришли к выводу, что именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ, прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.

Цель проекта - организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; формирование у детей и их родителей представлений о здоровье и здоровомобразежизни.

Задачи:

1. Создать комплексную систему оздоровительной работы с детьми, направленную на сохранение и укрепление их здоровья, помочь детям в формировании представлений о здоровье и возможностях его укрепления с помощью физических упражнений, формировании привычек здорового образа жизни и стойких культурно - гигиенических навыков.

2. Формировать у воспитанников и их родителей ответственность в деле сохранения собственного здоровья.

3. Повысить свою профессиональную компетенцию в вопросах современных здоровьесберегающих технологий.

4. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методовздоровьесбережения.

Сущность проекта : Успешное решение поставленных задач и выполнение требований ФГОС возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья).

Актуальность: Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о ЗОЖ – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

В ФГОС ДО главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности. Поэтому этот возраст является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье детей? Как привить навыки здорового образа жизни и развить познавательную активность?

Вот почему тема нашего проекта звучит именно так : «Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни»

Практическая значимость: Валеологические знания и умения, массаж, закаливание приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью; утренняя ритмическая гимнастика, бег, ООД по физической культуре, дыхательные упражнения, и т. д. – к ежедневным занятиям по физической культуре; подвижные игры способствуют развитию речи, внимания, памяти, логики, смекалки, физических и нравственных качеств.

Принципы реализации проекта

1. Доступность – учет возрастных особенностей детей

- адаптированность материала к возрасту;

2. Систематичность и последовательность

- постепенная подача материала от простого к сложному

- частое повторение усвоенных правил и норм;

3. Дифференциация – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

4. Динамичность – интеграция образовательных областей

Объект: Физическое и валеологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет: Уровень физической и валеологической подготовленности детей и показатели здоровья детей старшей группы «Вишенка».

Гипотеза: Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Ожидаемые результаты:

1. Снижение уровня заболеваемости детей;

2. Повышение уровня физической подготовленности.

3. Осознание детьми в соответствии с возрастом смысла здорового образа жизни, формирование у них представлений о мероприятиях, направленных на формирование ЗОЖ и сохранение здоровья, умений применять полученные знания на практике;

4. Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

5. Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.

6. Осведомленность родителей в вопросах организации оздоровления своих детей;

7. Пополнение предметно-развивающей среды по направлению «Здоровье».

IV Этапы реализации проекта

I этап - подготовительный:

Цель: Изучение возможностей и потребностей педагов и родителей по оздоровлению детей.

Содержание I этапа:

1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей :

- исследование состояния здоровья детей;

- диагностика физической подготовленности дошкольников (уровень физического развития);

- диагностика валеологической подготовленности дошкольников (уровень знаний и представлений детей о здоровье и возможностях его укрепления);

2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников (анкетирование родителей)

3. Изучение научно-методической литературы по проблеме:

- новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;

- анализ существующих инновационных форм работы методической службы;

- подбор новых более эффективных форм работы с родителями.

Ожидаемый результат:

Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведен мониторинг, разработан опытно-экспериментальный проект «Жизнь в движении – путь к здоровью»).

II этап - прогностический:

Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ

Содержание II этапа:

1. Подбор форм и методов оздоровления детей

2. Подбор комплекса оздоровительных мероприятий для возможной реализации в старшей возрастной группе.

3. Разработка и внедрение перспективного плана кружковой работы «Познаем себя» (приложение1)

4. Разработка и внедрение перспективного плана физкультурно–оздоровительной работы с детьми (приложение 2)

Ожидаемый результат:

Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности, систематическое проведение кружковой работы «Познаем себя». У детей появились знания и представления о смысле здорового образа жизни, о мероприятиях, направленных на формирование ЗОЖ и сохранение здоровья, умения применять полученные знания на практике; сформирована осознанная потребность в ведении здорового образа жизни. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей.

III этап – практический

Цель: Создание условий для психологического комфорта, физического развития и сохранения здоровья детей, информирование родителей о реализации проекта.

Содержание III этапа:

1. Введение в систему физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса современных здоровьесберегающих технологий :

• Ежедневная утренняя гимнастика,

• Ритмическая гимнастика под музыку,

• Физкультминутки и динамические паузы во время статических занятий,

• Коррегирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки и плоскостопия,

• Пальчиковая гимнастика,

• Дыхательная гимнастика,

• Психогимнастика,

• Гимнастика для глаз,

• Бодрящая гимнастика после сна,

• Ходьба по массажным дорожкам,

• Релаксация,

• Игровой самомассаж,

• Фитонциды,

• Полоскание рта после еды,

• Физкультурные занятия в спортивном зале,

• Физкультурные занятия на воздухе,

• Подвижные игры в группе и на прогулке,

• Индивидуальная работа по формированию двигательных умений и навыков,

• Занятия в сенсорной комнате – цветотерапия, песочная терапия, релаксационные игры, развитие мелкой моторики и сенсомоторных навыков,

• Самостоятельная двигательная деятельность,

• Трудовая деятельность,

2. Проведение систематической фронтальной и индивидуальной работы по усвоению КГН, знакомству со строением своего тела, основами ЗОЖ в процессе кружковой работы «Познаем себя» (опытно-экспериментальная работа, дидактические игры, беседы, наблюдения)

3. Проведение физкультурных развлечений совместно с физ. инструктором и родителями («День матери»,«Зимние забавы», «День Защитника Отечества», «День Космонавтики»)

4. Участие в педагогических проектах физкультурно-оздоровительной напрвленности («Обучение в движении – путь к здоровью», «Плоскостопию – нет!», «Игровой скретчинг в ДОУ»)

5. Внедрение современных форм работы с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни :

6. Внедрение современных форм работы с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни : проведение бесед и консультаций по вопросам закаливания и оздоровления детей, организация родительского собрания «Чтобы ребенок рос здоровым», регулярное обновление информации для родителей в уголке здоровья, анкетирование, выпуск буклетов и памяток для родителей,

7. Организация соответствующей возрастным особенностям предметной развивающей среды,

8. Применение в оздоровительной работе с детьми традиционного и нетрадиционного физкультурного оборудования,

9. Создание картотек подвижных игр и разных видов гимнастик,

10. Составление модели жизни детей в группе с учетом смены статической и двигательной активности, разнообразной деятельности детей во время прогулки, достаточного времени для сна, занятий и игр.

11. Обогащение представлений детей о собственном теле, здоровье и здоровом образе жизни в увлекательной наглядно-практической форме (в процессе кружковой работы «Познаем себя»)

12. Постоянный анализ результатов работы с детьми и родителями.

Ожидаемый результат:

Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышение их общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей, снижение заболеваемости, сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни. Осведомленность родителей в вопросах организации оздоровления своих детей. Пополнение предметно-развивающей среды по направлениям «Здоровье» и «Физическое развитие».

IV этап- заключительный

Цель: Анализ результатов проекта.

Содержание IV этапа:

Исследование эффективности проводимой работы на основе анализа мониторинга:

- исследование состояния здоровья детей за год (приложение 3)

- мониторинг физической подготовленности дошкольников за год (приложение 4)

- мониторинг валеологической подготовленности воспитанников за год (приложение 5)

- обобщение и распространение полученного опыта по внедрению проектной деятельности «Формирование здорового образа жизни у детей старшей группы» на итоговом педагогическом совете 31.05.2021г (приказ № 86 от 30.04.21г)

V Результативность:

Проанализировав результаты работы по данному проекту, мы пришли к выводу, что комплексная система работы по сохранению и укреплению здоровья детей, основанная на педагогических инновациях и современных здоровьесберегающих технологиях, формированию у них знаний о здоровье и способах его укрепления, дает положительный результат:

- улучшение состояния здоровья детей, что выразилось в значительном снижении заболеваемости и повышении посещаемости в группе (заболеваемость снизилась до 7%, посещаемость повысилась до 80%)

- развитие двигательной активности детей, развитие их физических качеств, что отразилось на результатах итогового мониторинга физического развития (уровень физического развития детей за год повысился до 92 %);

- дети владеют достаточным запасом знаний и представлений о здоровье и ЗОЖ и способны применять их на практике, что подтверждают результаты мониторинга (уровень ЗУН по ОЗОЖ повысился до 92%)

- большинство семей настроено на активное сотрудничество с детским садом в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, как показал опрос родителей;

- возрос уровень компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, а также в целом уровень активизации оздоровительной деятельности в детском саду (результатом проектной деятельности явилось пополнение и конкретизация педагогических знаний, осуществление детального анализа работы с детьми; пополнена педагогическая копилка методическими материалами для педагогов, детей и родителей).

Результаты говорят об эффективности здоровьеориентированной деятельности в группе «Вишенка» и убеждают в правильности и действенности выбранных нами мер в совершенствовании оздоровительной работы. Однако мы не останавливаемся на достигнутом. Работа по данному направлению будет продолжаться!

VI Список использованной литературы

1. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие.

2. «Воспитательно – оздоровительная работа» д/в №9/03, с. 23; 6/04, с. 9; 10/04, с. 9; 2/05, с. 33.

3. Доскин В. А. Растем здоровыми : Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры.

4. Доман Г. и Д., Хаги Б. Как сделать ребенка физически совершенным.

5. «Как воспитать здорового ребенка» по программе В. Г. Алямовской, д/в №11 2004, с. 8.

6. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет.

7. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет.

8. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья. Старшая группа: Методическое пособие для педагогов ДОУ.

9. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной к школе группы детского сада.

10. Кенеман А. В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста».

11. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ, Воронеж 2007 Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ, Воронеж 2007

12. Осокина Т. И. «Физическая культура в детском саду». «Игры и развлечения детей на воздухе».

13. «Организация активного отдыха в детском саду» д/в №10/07, с. 26; 2/02, с. 12; 10/02, с. 13; 3/03,

14. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет).

15. Программа Основы здорового образа жизни Ч. 1 Методические рекомендации для дошкольных учреждений.

16. «Физическая культура в семье. Воспитание интереса к физкультуре», д/в 2/06, с. 34.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Дидактическая игра «Чтобы зубы были здоровыми и красивыми» в старшей и подготовительной группахДидактическая игра «Чтобы зубы были здоровыми и красивыми» в старшей и подготовительной группах Дидактическая игра "Чтобы зубы были здоровыми и красивыми"Задача: Рассказать детям, что полезно, а что вредно для зубов. Оборудование:.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Формирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизниФормирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизни Доклад на тему: "Формирование у детей старшей группы знаний о себе и своем организме в направлении здоровья и здорового образа жизни. " Воспитатель.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»
Опубликовано: 17 ноября 2021 в 23:16
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Пономарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД