Татьяна Пономарева
Проект «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание проекта
1. Паспорт проекта;
2. Пояснительная записка
3. Цель, задачи, сущность проекта, актуальность, практическая значимость проекта, принципы реализации проекта, объект, предмет, гипотеза, ожидаемый результат.
4. Этапы реализации проекта : подготовительный, прогностический, практический, заключительный.
5. Результативность проекта.
6. Список использованной литературы.
7. Приложения
I Паспорт проекта
Публикация «Проект „Формирование здорового образа жизни у дошкольников“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
База исследования: МДОУ "Детский сад №53" Ленинского района г. Саратова
Участники проекта :
Дети, родители, воспитатели старшей группы «Вишенка»
Условия реализации проекта
- Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;
- Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
- Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;
- Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
- Реализация различных форм систематической работы с родителями;
- Развивающая среда: физкультурный уголок в групповой комнате, сенсорная комната, физкультурные зал (стандартное и нестандартное оборудование); спортивная площадка (на участке детского сада).
II Пояснительная записка
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.
Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:
1. Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
2. Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:
• Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
• Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
• Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
• Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей.
Обоснование проекта
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
III Здоровье и здоровый образ жизни
мы пришли к выводу, что именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ, прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.
Цель проекта - организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; формирование у детей и их родителей представлений о здоровье и здоровомобразежизни.
Задачи:
1. Создать комплексную систему оздоровительной работы с детьми, направленную на сохранение и укрепление их здоровья, помочь детям в формировании представлений о здоровье и возможностях его укрепления с помощью физических упражнений, формировании привычек здорового образа жизни и стойких культурно - гигиенических навыков.
2. Формировать у воспитанников и их родителей ответственность в деле сохранения собственного здоровья.
3. Повысить свою профессиональную компетенцию в вопросах современных здоровьесберегающих технологий.
4. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методовздоровьесбережения.
Сущность проекта : Успешное решение поставленных задач и выполнение требований ФГОС возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья).
Актуальность: Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о ЗОЖ – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
В ФГОС ДО главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности. Поэтому этот возраст является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье детей? Как привить навыки здорового образа жизни и развить познавательную активность?
Вот почему тема нашего проекта звучит именно так : «Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни»
Практическая значимость: Валеологические знания и умения, массаж, закаливание приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью; утренняя ритмическая гимнастика, бег, ООД по физической культуре, дыхательные упражнения, и т. д. – к ежедневным занятиям по физической культуре; подвижные игры способствуют развитию речи, внимания, памяти, логики, смекалки, физических и нравственных качеств.
Принципы реализации проекта
1. Доступность – учет возрастных особенностей детей
- адаптированность материала к возрасту;
2. Систематичность и последовательность
- постепенная подача материала от простого к сложному
- частое повторение усвоенных правил и норм;
3. Дифференциация – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
4. Динамичность – интеграция образовательных областей
Объект: Физическое и валеологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет: Уровень физической и валеологической подготовленности детей и показатели здоровья детей старшей группы «Вишенка».
Гипотеза: Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Ожидаемые результаты:
1. Снижение уровня заболеваемости детей;
2. Повышение уровня физической подготовленности.
3. Осознание детьми в соответствии с возрастом смысла здорового образа жизни, формирование у них представлений о мероприятиях, направленных на формирование ЗОЖ и сохранение здоровья, умений применять полученные знания на практике;
4. Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
5. Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.
6. Осведомленность родителей в вопросах организации оздоровления своих детей;
7. Пополнение предметно-развивающей среды по направлению «Здоровье».
IV Этапы реализации проекта
I этап - подготовительный:
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагов и родителей по оздоровлению детей.
Содержание I этапа:
1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей :
- исследование состояния здоровья детей;
- диагностика физической подготовленности дошкольников (уровень физического развития);
- диагностика валеологической подготовленности дошкольников (уровень знаний и представлений детей о здоровье и возможностях его укрепления);
2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников (анкетирование родителей)
3. Изучение научно-методической литературы по проблеме:
- новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;
- анализ существующих инновационных форм работы методической службы;
- подбор новых более эффективных форм работы с родителями.
Ожидаемый результат:
Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведен мониторинг, разработан опытно-экспериментальный проект «Жизнь в движении – путь к здоровью»).
II этап - прогностический:
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ
Содержание II этапа:
1. Подбор форм и методов оздоровления детей
2. Подбор комплекса оздоровительных мероприятий для возможной реализации в старшей возрастной группе.
3. Разработка и внедрение перспективного плана кружковой работы «Познаем себя» (приложение1)
4. Разработка и внедрение перспективного плана физкультурно–оздоровительной работы с детьми (приложение 2)
Ожидаемый результат:
Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности, систематическое проведение кружковой работы «Познаем себя». У детей появились знания и представления о смысле здорового образа жизни, о мероприятиях, направленных на формирование ЗОЖ и сохранение здоровья, умения применять полученные знания на практике; сформирована осознанная потребность в ведении здорового образа жизни. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей.
III этап – практический
Цель: Создание условий для психологического комфорта, физического развития и сохранения здоровья детей, информирование родителей о реализации проекта.
Содержание III этапа:
1. Введение в систему физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса современных здоровьесберегающих технологий :
• Ежедневная утренняя гимнастика,
• Ритмическая гимнастика под музыку,
• Физкультминутки и динамические паузы во время статических занятий,
• Коррегирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки и плоскостопия,
• Пальчиковая гимнастика,
• Дыхательная гимнастика,
• Психогимнастика,
• Гимнастика для глаз,
• Бодрящая гимнастика после сна,
• Ходьба по массажным дорожкам,
• Релаксация,
• Игровой самомассаж,
• Фитонциды,
• Полоскание рта после еды,
• Физкультурные занятия в спортивном зале,
• Физкультурные занятия на воздухе,
• Подвижные игры в группе и на прогулке,
• Индивидуальная работа по формированию двигательных умений и навыков,
• Занятия в сенсорной комнате – цветотерапия, песочная терапия, релаксационные игры, развитие мелкой моторики и сенсомоторных навыков,
• Самостоятельная двигательная деятельность,
• Трудовая деятельность,
2. Проведение систематической фронтальной и индивидуальной работы по усвоению КГН, знакомству со строением своего тела, основами ЗОЖ в процессе кружковой работы «Познаем себя» (опытно-экспериментальная работа, дидактические игры, беседы, наблюдения)
3. Проведение физкультурных развлечений совместно с физ. инструктором и родителями («День матери»,«Зимние забавы», «День Защитника Отечества», «День Космонавтики»)
4. Участие в педагогических проектах физкультурно-оздоровительной напрвленности («Обучение в движении – путь к здоровью», «Плоскостопию – нет!», «Игровой скретчинг в ДОУ»)
5. Внедрение современных форм работы с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни :
6. Внедрение современных форм работы с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни : проведение бесед и консультаций по вопросам закаливания и оздоровления детей, организация родительского собрания «Чтобы ребенок рос здоровым», регулярное обновление информации для родителей в уголке здоровья, анкетирование, выпуск буклетов и памяток для родителей,
7. Организация соответствующей возрастным особенностям предметной развивающей среды,
8. Применение в оздоровительной работе с детьми традиционного и нетрадиционного физкультурного оборудования,
9. Создание картотек подвижных игр и разных видов гимнастик,
10. Составление модели жизни детей в группе с учетом смены статической и двигательной активности, разнообразной деятельности детей во время прогулки, достаточного времени для сна, занятий и игр.
11. Обогащение представлений детей о собственном теле, здоровье и здоровом образе жизни в увлекательной наглядно-практической форме (в процессе кружковой работы «Познаем себя»)
12. Постоянный анализ результатов работы с детьми и родителями.
Ожидаемый результат:
Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышение их общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей, снижение заболеваемости, сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни. Осведомленность родителей в вопросах организации оздоровления своих детей. Пополнение предметно-развивающей среды по направлениям «Здоровье» и «Физическое развитие».
IV этап- заключительный
Цель: Анализ результатов проекта.
Содержание IV этапа:
Исследование эффективности проводимой работы на основе анализа мониторинга:
- исследование состояния здоровья детей за год (приложение 3)
- мониторинг физической подготовленности дошкольников за год (приложение 4)
- мониторинг валеологической подготовленности воспитанников за год (приложение 5)
- обобщение и распространение полученного опыта по внедрению проектной деятельности «Формирование здорового образа жизни у детей старшей группы» на итоговом педагогическом совете 31.05.2021г (приказ № 86 от 30.04.21г)
V Результативность:
Проанализировав результаты работы по данному проекту, мы пришли к выводу, что комплексная система работы по сохранению и укреплению здоровья детей, основанная на педагогических инновациях и современных здоровьесберегающих технологиях, формированию у них знаний о здоровье и способах его укрепления, дает положительный результат:
- улучшение состояния здоровья детей, что выразилось в значительном снижении заболеваемости и повышении посещаемости в группе (заболеваемость снизилась до 7%, посещаемость повысилась до 80%)
- развитие двигательной активности детей, развитие их физических качеств, что отразилось на результатах итогового мониторинга физического развития (уровень физического развития детей за год повысился до 92 %);
- дети владеют достаточным запасом знаний и представлений о здоровье и ЗОЖ и способны применять их на практике, что подтверждают результаты мониторинга (уровень ЗУН по ОЗОЖ повысился до 92%)
- большинство семей настроено на активное сотрудничество с детским садом в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, как показал опрос родителей;
- возрос уровень компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, а также в целом уровень активизации оздоровительной деятельности в детском саду (результатом проектной деятельности явилось пополнение и конкретизация педагогических знаний, осуществление детального анализа работы с детьми; пополнена педагогическая копилка методическими материалами для педагогов, детей и родителей).
Результаты говорят об эффективности здоровьеориентированной деятельности в группе «Вишенка» и убеждают в правильности и действенности выбранных нами мер в совершенствовании оздоровительной работы. Однако мы не останавливаемся на достигнутом. Работа по данному направлению будет продолжаться!
VI Список использованной литературы
1. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие.
2. «Воспитательно – оздоровительная работа» д/в №9/03, с. 23; 6/04, с. 9; 10/04, с. 9; 2/05, с. 33.
3. Доскин В. А. Растем здоровыми : Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры.
4. Доман Г. и Д., Хаги Б. Как сделать ребенка физически совершенным.
5. «Как воспитать здорового ребенка» по программе В. Г. Алямовской, д/в №11 2004, с. 8.
6. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет.
7. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет.
8. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья. Старшая группа: Методическое пособие для педагогов ДОУ.
9. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной к школе группы детского сада.
10. Кенеман А. В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста».
11. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ, Воронеж 2007 Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ, Воронеж 2007
12. Осокина Т. И. «Физическая культура в детском саду». «Игры и развлечения детей на воздухе».
13. «Организация активного отдыха в детском саду» д/в №10/07, с. 26; 2/02, с. 12; 10/02, с. 13; 3/03,
14. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет).
15. Программа Основы здорового образа жизни Ч. 1 Методические рекомендации для дошкольных учреждений.
16. «Физическая культура в семье. Воспитание интереса к физкультуре», д/в 2/06, с. 34.