Пономарёва Татьяна Геннадьевна
Проект «Формирование социально-коммуникативной компетентности» для старших дошкольников в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»
Проект «Формирование социально-коммуникативной компетентности»
старших дошкольников в музыкальной деятельности»
Автор: Пономарёва Т. Г.,
музыкальный руководитель
МКДОУ детский сад №3 «Солнышко».
10.08.2024г.
«Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта,
а, прежде всего воспитание человека»
В. А. Сухомлинский
Современность часто ставит нас в сложные иногда и критические ситуации, требующие быстрых и адекватных решений во взаимодействиях с людьми. Многие не справляются, испытывая страх, раздражение, тревогу, что порождает неуверенность в себе, своих силах и возможностях, неумение вступать в контакты, застенчивость, конфликтность.
Конечно, большинство дошкольников в социально - коммуникативном отношении достаточно благополучны. Однако специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа детей эмоционально неуравновешенных, агрессивных, конфликтных, испытывающих сложности в налаживании отношений. Обычно причину этого они видят в особенностях характера ребенка, хотя на самом деле чаще всего она кроется в не сформированности его социально - коммуникативной деятельности.
Для достижения данных педагогических задач, то есть формирования социально-коммуникативной компетентности наравне с другими формами и средствами педагоги дошкольных образовательных организаций нередко используют музыку. Как средство развития и воспитания музыка использовалась с давних времен во всех педагогических системах. В современных подходах при использовании музыки в работе с детьми можно выделить несколько направлений:
• физиологическое - воздействие музыки на различные физиологические функции организма;
• психотерапевтическое и психологическое - коррекция познавательных, психических, коммуникативных нарушений;
• социально-педагогическое- приобретение социального опыта для созидательной жизнедеятельности.
Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора:
вибрационный - является стимулятором обменных процессов на уровне клетки;
физиологический - воздействует на дыхательную, двигательную, сердечно – сосудистую систему организма;
психологический - способен значительно менять психическое состояние человека.
В связи со всем вышесказанным возникла идея разработать и реализовать проект, а в дальнейшем и опыт работы направленный на то, чтобы путем комплексного воздействия, через переживание эмоционального содержания музыкальных произведений развивать умение ребёнка выражать себя, что в дальнейшем позволит ему рефлексируя собственное поведение, комфортно адаптироваться в социуме.
Проект был разработан с учетом образовательной программы «Учимся общаться» О. Н. Арсеневской.
Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности.
Наименование Автор Издательство, год
издания
Учимся общаться. Игровые занятия по формированию коммуникативных
навыков у детей 5-7 лет. О. Н. Арсеневская Волгоград: Учитель, 2017
Формирование социального
пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном
учреждении Н. В. Иванова Череповец: ЧГУ, 2002
Коммуникативная культура М. В. Сокольская Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2003.
Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для
педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений Л. В. Чернецкая Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
Развитие общения дошкольников со сверстниками А. Г. Рузская Москва, 2004
Общение. Дети от рождения до 5 лет Ю. В. Филиппова Ярославль: Академия развития, 2001
Цель: создать психолого- педагогические условия для формирования социально - коммуникативной компетентности старших дошкольников через включение в различные виды музыкальной деятельности.
Задачи проекта:
1. Создавать условия для социальной адаптации детей посредством общения с музыкальным искусством в музыкальной деятельности.
2. Формировать у детей качества, способствующие самоутверждению личности: самостоятельность, свобода мышления, индивидуальность восприятия.
3. Воспитывать умение воспринимать себя и других, рефлексируя собственное поведение.
4. Развивать навыки общения и соучастия (контактность, доброжелательность, взаимоуважение).
5. Способствовать развитию эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
6. Воспитывать культуру общения во время совместной деятельности.
7. Развивать сенсорику, эмоциональную сферу, познавательный интерес, психические процессы.
8. Активизировать потенциальные возможности детей в развитии эмоционально – художественных, нравственно – эстетических, коммуникативно – рефлексивных основ личности.
9. Формировать у ребенка позитивное самоощущение, связанное с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Вид проекта: коррекционно - развивающий
Тип проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: 2024-2025, 2025-2026учебные годы
Участники: старшие - подготовительные группы, музыкальный руководитель.
Этапы проведения проекта:
I. Подготовительный этап
1. Разработка проекта.
2. Разработка практического материала для коррекионных ситуаций.
3. Подбор методического, музыкального, консультативного материала.
4. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.
II. Основной этап
Проведение мероприятий с детьми в соответствии с составленным перспективным план.