Марина Хуснутдинова
Проект «Формирование духовно-нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Формирование духовно-нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность проекта
В настоящее время Россия переживает один из не простых исторических периодов. И самая большая опасность подстерегающее наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Публикация «Проект „Формирование духовно-нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, взгляды и жизненные позиции, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).
Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций.
В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д.). Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности.
Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники. Они выражают национальный характер и самобытность времени.
Результаты диагностики «Освоение детьми образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» (ОПДО п. 1.1.5. стр. 26 планируемые результаты освоения образовательной программы.) и анализ научно – методической литературы показали, что необходимо найти пути и формыформирования духовно – нравственных ценностей, показав их значимость.
Теоретическое обоснование
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В Российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, которое ставило перед собой основную цель – воспитание ребенка мыслящим, добродетельным, уважительным, ответственным.
Проблемам духовно-нравственного воспитания уделяли и уделяют внимание многие педагоги. По мнению В. А. Сластенина нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.
С. А. Козлова результатом духовно-нравственного развития считает появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
В целом, как показывают исследования Л. В. Коломийченко,Р. С. Буре, и др. эффективность духовно-нравственного развития во многом зависит от реализации комплексного подхода в решении воспитательных задач, от правильной организации совместной деятельности детей, от умелого и адекватного сочетания педагогических средств и методов.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников является воспитание личностных качеств, социально-педагогическая поддержка на данном этапе становления и развития нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями педагогов ДОУ, детей, родителей, семьи.
Носителями культурных способов познания для ребенка дошкольного возраста являются члены его семьи. В семье ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с предметами окружающего мира, с людьми, природой. Принадлежность семьи к тому или иному этносу, соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу – условие стабильного и целостного существования семьи.
Традиционные ценности — это формирующие мировозрение граждан России нравственные ориентиры, передающиеся от поколения к поколению, обеспечивающие гражданское единство, лежащие в основе российской цивилизационной идентичности и единого культурного пространства страны, нашедшие своё уникальное самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
Цель проекта : Формирование социально-нравственных, культурных, патриотических качеств личности детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
для детей :
-развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка;
- развитие интереса к русским традициям, обычаям, праздникам;
- развитие чувства гордости за достижения страны;
- формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;
- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, потребности проявлять доброту, заботу, внимание, сочувствие.
для педагога:
- повышение интереса к данной проблеме;
- внедрение в образовательный процесс опыта работы.
- организация РППС.
для родителей:
- повышение компетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания детей;
- привлечение к работе над проектом.
Планируемые результаты
Дети имеют представления:
-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
-о духовных и нравственных ценностях;
-о ценностном отношении к окружающему миру;
-знакомы с историей и культурой своей страны;
-проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание;
-стремятся к добру и неприятию зла.
Для педагогов:
- владеют методикой воспитания и развития духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста;
- организована РППС.
Для родителей:
- имеют представления в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
- участвуют в реализации проекта и обогащении РППС.
Участники проекта : дети 5-6 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Сроки реализации: сентябрь 2023 г. - май 2024г.
Реализация проекта осуществляется по 4 направлениям:
- «Духовные ценности»;
- «Патриотическое воспитание»;
- «Культура и традиции русского народа»;
- «Взаимоотношения со сверстниками».
Этапы реализации проекта :
Первый этап – подготовительный
разработка проекта, тематического планирования работы;конспектов по духовно - нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
- подбор методической литературы;
- создание картотек: бесед, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр.
- привлечение внимания родителей к проблеме духовно - нравственного воспитания, совместная работа по проекту.
Второй этап – основной:
- реализация проекта с детьми.
- организация работы с родителями;
Третий этап – заключительный:
- итоговая диагностика;
- презентация проекта на родительском собрании, МО.
Тематическое планирование
Тематика Задачи
Октябрь 1. «День пожилого человека». Чтение художественной литературы В. Осеева «Просто старушка» Воспитывать в детях уважение к людям преклонного возраста. Создавать мотивацию для оказания помощи пожилым людям и проявлению бережного отношения к ним.
2. «День отца в России» Познакомить детей с историей возникновения дня отца в России. Развивать способы взаимодействия с членами семьи (отцом).
3. «Всемирный день хлеба»
(см. книгу «Красна изба») Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб.
4. «Моя семья».
Чтение художественной литературы В. Вересаев «Братишка» Формировать представление о семье, как о людях, живущих вместе, любящих и заботящихся друг о друге.
Ноябрь 1 «День народного единства».Просмотр видеоролика «Народное единство Омской области» (курсы ИРООО) Воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных
национальностей, проживающих на территории Омской области, их культурному наследию.
2 Экскурсия в библиотеку «Русский народный быт. Национальный костюм русского народа» Дать представление об устройстве дома, о народных промыслах, о народном фольклоре, о русской национальной кухне. О русском национальном костюме.
3 «Конкурс чтецов «Моя Россия!» Формировать у детей навык выразительного чтения, артистических умений. Воспитывать нравственно-патриотические чувства и любовь к Родине.
4. Праздничное мероприятие «День матери» Воспитывать уважение к матери как хранительнице семейного очага.
5. «Уважай отца и мать будет в жизни благодать» Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи. Способствовать созданию положительного образа будущей семьи у каждого ребенка.
Декабрь 1. Просмотр видеоролика «Доброта в руках твоих!» (к Дню добровольца – волонтера) Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, потребности проявлять доброту, заботу, внимание, сочувствие, сострадание.
2. «День конституции».
«Мои права» Формировать представление детей о Конституции РФ, гражданских правах и обязанностях.
Январь 1. «Пришла Коляда – отворяй ворота!» (см. книгу «Приобщение к истокам русской народной культуры») Воспитывать интерес к народной культуре, продолжать знакомить с традициями народов страны.
2. «Когда говорят спасибо!».
«Всемирный день спасибо» Познакомить с Всемирным днем «Спасибо», с историей происхождения этого праздника. Уточнить знания о добрых и вежливых словах, о правилах вежливого поведения.
3. «Мы такие разные». Чтение художественной литературы «Про себя и про ребят» Г. Ладонщиков Формирование толерантного отношения к представителям других национальностей. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Февраль 1. Просмотр мультфильма «Илья Муромец» Способствовать пониманию детьми образа русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу.
2. Чтение художественной литературы «Славные богатыри русские» (см. книгу «Приобщение к истокам русской народной культуры»).
Слушание в записи былин об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Никите Кожемяке. Дать представление об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем как наши предки защищали свою Родину.
3.«День защитника Отечества» Расширить представления детей об армии, о Вооруженных силах России. Воспитывать уважение к ее защитникам.
4. Развлечение «Русский самовар и чаепитие на Руси» (см. книгу «Приобщение к истокам русской народной культуры» стр. 134) Познакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития на Руси.
5. Чтение художественной литературы В. Драгунский «Друг детства» Формирование понятий «дружба» и «друг», показать нравственно-духовное значение дружбы.
Март 1. Праздничное мероприятие, посвященное Международному женскому дню «Мама – слово дорогое» Привлекать детей к активному участию в празднике. Воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам, воспитывать желание сделать приятное своим близким.
2. Развлечение и фотовыставка «Масленица» Воспитывать интерес и желание участвовать в народных праздниках и развлечениях.
3. Раскрашивание раскрасок, создание альбома «Одежда нашего народа» (для сюжетно – ролевой игры «Ателье») Формировать представление детей о профессиях работников ателье. Воспитывать уважение к труду взрослых.
4. «Живет в народе песня» (см. книгу «Приобщение к истокам русской народной культуры» стр. 95) формировать у детей музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой.
Апрель 1. «Уважай свой труд, труд других». Мастер – класс Е. И. Куртушиной «Мокрое валяние из шерсти» Воспитывать бережное отношение к своему труду и к труду взрослых. Познакомить детей с трудовым процессом мокрое валяние из шерсти.
2.«Покорение космоса»
Маршрутная игра «Мы будущие космонавты» Расширять кругозор, дать представление о космосе и космонавтике.
3. Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо и что такое плохо?» Формировать представления детей о том, что такое «хорошо» и «плохо». Находить способы решения в сложившейся ситуации.
4. Просмотр мультфильма «Светлый праздник Пасха» Развивать интерес к русским обычаям и праздникам.
5. Фотовыставка «Портрет моей семьи» Способствовать созданию положительного образа семьи в будни и праздники.
Май 1. Просмотр видеофильма
«Их подвиг никто не забудет» Знакомит детей с яркими биографическими фактами, поступками героев Отечества. Вызывает позитивный эмоциональный отклик и чувство гордости.
2. Экскурсия к обелиску «Наши деды сделали все для Победы» Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину, стремиться быть похожими на своих земляков, которые отстояли нашу Родину в страшные годы войны.
План работы с родителями
Консультации, родительские собрания, мастер – классы, анкетирование, буклеты и т. д.
Октябрь Сообщение темы на родительском собрании.
Анкетирование «Духовно – нравственное воспитание» Информация на стенде «Прочитайте с детьми!» (в рамках реализации проекта)
Ноябрь Консультация «Роль семьи в духовно –нравственном воспитании ребенка»
Декабрь Памятка «Формирование духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
Январь Буклет «Приобщение детей к истокам русской народной культуры и традициям»
Февраль Буклет «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Март Круглый стол «Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»
Апрель Викторина «Духовно – нравственные ценности российского народа»
Литература
1. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сад «Радуга»
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2005. - 256 с.
3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. - М. : 1999. - 215с
4. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] //
5. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей : содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 118. Маханева М. Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М. ;ТЦ Сфера,2009.-96с. - (Синяя птица).
6. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: метод. пособие / Л. В. Кокуева. – АРКТИ, 2005. – 144 с.
7. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно - методическое пособие. – «Детство – Пресс»,2023.-304с.
8. Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию. Гладкова Ю. // Ребёнок в детском саду. - 2008. - №2.
9. Методические основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] // режим доступа: https://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.
10. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Электронный ресурс]
11. О. Р. Меремьянина «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет» / издательство «Учитель», Волгоград, 2012/
12. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками»М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
13. Основы нравственного воспитания детей. – М. : Перспектива. – 2009.- 298с. Р. С. Буре.
14. Сущность нравственного воспитания дошкольников. –М, : Владос. -2008.-289с. С. А. Козлова.
15. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. -М. : Сфера, 2015. Л. В. Коломийченко.
16. Воспитание духовности личности. Педагогика. – М: Издательство центр «Академии», 2002. 576с. В. А. Сластенин.