Елена Фокина
Проект «Фонетическая ритмика как метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Детский сад № 1 с. Якшур-Бодья Удмуртская Республика
Автор: учитель- логопед Фокина Елена Анатольевна.
Проект «Фонетическая ритмика как метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников».
Многолетний опыт работы (25 лет) в группе компенсирующей направленности доказывает, что с каждым годом увеличивается число детей с тяжелыми формами нарушения речи. Большинство из них составляют дети – дизартрики, в последние годы увеличилось количество детей с 1 уровнем ОНР при моторной алалии.
Публикация «Проект „Фонетическая ритмика как метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
У детей с ОНР отмечается нарушение звукопроизношения нескольких групп звуков. При поступлении в школу эти дети испытывают затруднения в овладении правильным чтением и грамотным письмом. Характерными являются ошибки звукового анализа: пропуск гласных букв, перестановка букв, не дописывание слов, а также ошибки фонематического восприятия: не различают твердые и мягкие согласные, происходит смешение звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных.
Поэтому педагогам, работающим с детьми с ОНР, следует уделить внимание формированию и совершенствованию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
Кроме того, у таких детей наблюдается нарушение не только звукопроизношения, но и нарушения дыхания, голоса, темпа и ритма речи. У многих детей речевой выдох укорочен, голос к концу фразы становится приглушенным, тусклым, дети часто говорят на вдохе, а не на выдохе, нарушается тембр голоса и модуляция. Речь таких детей невыразительная, нечёткая, малопонятная для окружающих людей.
Очевидно, что традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны. Возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.
Поиск новых, передовых технологий формирования правильной речи детей, повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности стимулировали разработку данного проекта.
После изучения научно-методической литературы по данной проблеме (Т. А. Власова, А. Н. Пфафенродт; Г. А. Волкова; Т. М. Грабенко; М. М. Кольцова; Н. Ю. Костылева; А. Я. Мухина; Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова) была выдвинута гипотеза: использование фонетической ритмики поможет достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь. Уже не один десяток лет эта система с успехом используется педагогами специальных школ и детских садов для детей с недостатками слуха и речи. Живой интерес к методике проявляют и воспитатели обычных детских садов, и учителя подготовительных и начальных классов.
Работая с детьми, необходимо учитывать закономерности формирования детской психики, одна из которых – разновременность созревания и развития психических функций.
При развитии более поздних в плане формирования психических процессов следует опираться на уже созревшие механизмы и функции. Такой благоприятной почвой для развития речи являются эмоции и движения – значительно более «древние» свойства человеческой психики нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников. Развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов и в, первую очередь, для своевременного развития речи.
Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой – и использующая механизм их функционального единства.
Дело в том, что микродвижения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствуют определенным макродвижениям нашего тела. Значит, движения тела помогают отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшать произношение, а для детей такие занятия оказываются еще более двигательными и веселыми.
Мобилизуются подражательные способности детей, ведь они должны повторить движение за взрослым. Но главное, в единстве работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы, в конечном итоге произношение улучшается. В дальнейшем, когда слова не сопровождаются движениями, звуки произносятся правильно.
Таким образом, речь рождается из движения. Для слышащего ребенка лепет, гуление являются видом двигательных упражнений, в которых выражается коммуникативная функция. Маленький ребенок произносит слоги и шумы, двигая (ритмически) стопами, руками, ногами. Первые речевые упражнения являются двигательными, сопровождающиеся удовольствием ребенка, основного условия для овладения речью.
Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка. Многократное повторение упражнений делает движения более чёткими и точными, в том числе и движения органов артикуляции.
Таким образом, основные задачи деятельности с использованием фонетической ритмики это:
1. Соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
2. Способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной с помощью перехода от общей моторики к речедвигательной;
3. Развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.
Актуальность данной проблемы подвела учителя-логопеда Фокину Е. А. к необходимости разработать проект «Фонетическая ритмика как метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников».
Содержание проекта: использование упражнений фонетической ритмики в работе с детьми логопедической группы.
Задачи проекта:
- Повысить уровень знаний педагогов ДОУ об использовании упражнений фонетической ритмики в развитии речи детей с ОНР, и внедрить их в НОД и в различные режимные моменты.
- Создать условия для развития речи у детей дошкольного возраста с использованием упражнений фонетической ритмики в играх и специальных упражнениях.
Ожидаемые результаты проекта:
Упражнения с использованием технологии фонетической ритмики помогут более эффективно преодолеть речевые нарушения, улучшить соматическое состояние детей.
Паспорт проекта:
По продолжительности – долгосрочный (сентябрь 2018 - май 2019)
По характеру охвата – фронтальный и индивидуальный
Участники проекта – дети, учитель-логопед, воспитатели группы компенсирующей направленности
Рабочий план реализации проекта
Подготовительный этап.
Знакомство педагогов, работающих в группе компенсирующей направленности с содержанием, значением и методикой проведения фонетической ритмики.
В 1983 году Т. М. Власова и А. Н. Пфафенродт впервые представили метод фонетической ритмики. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика». В логопедическом «арсенале» этот метод появился относительно недавно и вызывает всё возрастающий интерес у логопедов-практиков. Фонетическая ритмика способствует установлению связи между работой кистей рук и движениями артикуляционного аппарата. Движения рассматриваются как стимуляция для закрепления произносительных навыков. Также при проговаривании речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике.
Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность. Поэтому фонетическая ритмика может быть востребована, не только как метод коррекции звукопроизношения, но попутно «идёт» и коррекция просодики и дыхания.
Рекомендации к проведению фонетической ритмики.
1. Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике должны рассматриваться как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков.
2. Прежде чем начинать выполнять движения с одновременным проговариванием речевого материала, необходимо научиться, правильно дышать.
Положить руки на область диафрагмы. Сделать вдох через нос (брюшная
стенка при этом выпячивается вперед, затем выдох через рот (диафрагма
при этом втягивается). (Положить руки на область диафрагмы. Вдох — через нос, на выдохе произносим звук А (или любой другой, в зависимости от того, какой звук отрабатывается).
3. Движения, которые выполняются на занятии, предварительно не заучиваются, а выполняются по подражанию.
4. Фонетическая ритмика всегда проводится стоя, дети вместе с педагогом стоят по кругу, расстояние от педагога до ребенка не менее 2,5 метров, чтобы ребенок видел педагога целиком. Ребенок должен смотреть в лицо педагогу. Дети вместе с педагогом двигаются и проговаривают речевой материал синхронно.
5. На фонетической ритмике должен использоваться наглядный показ и многократные повторения, которые стимулируют ребенка к правильному подражанию.
6. Упражнения проводятся 2 – 3 минуты. Движения повторяются несколько раз (2 – 5 раз).
7. После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается.
8. Если в ходе занятия у некоторых детей не получаются отдельные элементы ритмики, то рекомендуется работу над этими элементами переносить на индивидуальные занятия.
9. Не следует фиксировать внимание ребенка на неудачах, и наоборот, нельзя оставлять без внимания даже малейшие успехи. Активно используйте несловесные формы поощрения и поддержки – улыбку, мимоходное прикосновение, поглаживание ребенка по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи, пожатие руки и др.
10. На каждом занятии педагог должен чередовать противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные и т. д. Такое их чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребенка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и двигательная активность детей, улучшается настроение.
Педагогу, проводящему фонетическую ритмику, рекомендуется научить детей элементам концентрации и саморасслабления при выполнении тех или иных упражнений.
11. Обязательным компонентом каждого занятия должны являться двигательные упражнения, которые развивают чувство ритма и темпа произношения.
12. Занятия по фонетической ритмике необходимо проводить педагогу, который сам правильно и красиво выполняет движения тела, рук, ног, головы. Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.
Основной этап
Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт, А. Я. Мухина рекомендуют начинать работу с гласных звуков.
Движения характеризуются тремя основными элементами:
- напряжённостью;
- интенсивностью;
- временем.
Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным (гласные звуки: а, о, у, э, и, ы; согласные звуки: м, н, ф, в, п, б, т, д, к, г, х, с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р, й, и йотированные гласные).
Йотированные гласные.
Звук Я
Й – пальцы рук находятся на уровне рта. Резким движением руки разводим в стороны, одновременно губы растягиваем в улыбке, далее движение со звука Й переходит в движение на звук А Й___А. Постепенно пауза между звуками сокращается и затем следует краткое, быстрое, резкое движение на звук Я: Й___А; Й___А; Й___А; Й__А; Й_А; ЙА и т. д. с остальными йотированными гласными.
Произнесение йотированных гласных необходимо начинать с повторения сочетаний гласных ИА, ИЭ, ИО, ИУ, для чего движение на звук И переходит в движение на звук А, затем следует движение на звук Я и т. д.
Йотированные гласные отрабатываются только в начале слогов и слов и после гласных 1 ряда.
С точки зрения фонетической ритмики все глухие звуки произносятся с напряжением, звонкие произносятся расслабленно.
С детьми дошкольного возраста согласные звуки отрабатываются только с гласными первого ряда и звуком И.
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений (И. п.):
1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, к, л, р.
2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И. п. начинаются движения для звуков и, к, л.
3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это И. п. для звука р.
На начальных этапах не все дети справлялись с заданиями. Даже после разъяснений и неоднократного показа (Ваня – 2 уровень ОНР у ребенка с моторной алалией, Алиса, Настя – ОНР 2 уровня с дизартрией) не могли достаточно «чисто» повторить движения с проговариванием. В этих случаях использовалась сопряжённо-контактная фонетическая ритмика, в ходе которой педагог на индивидуальных занятиях «водил» руками самих детей. Логопед и ребенок становились лицом друг к другу, чтобы ребенок мог видеть внешнюю артикуляцию и проговаривать произносимый педагогом материал, одновременно логопед направлял руки ребенка в соответствии с проговариваемыми звуками. Такой вариант фонетической ритмики помогал детям почувствовать «характер» звуков и их последовательность.
Фонетическая ритмика проводилась как самостоятельное занятие в индивидуальной и групповой форме. Кроме того, некоторые игровые упражнения с удовольствием дети выполняли (например, отдельные стихотворные тексты в сопровождении движений) в качестве весёлых динамических пауз на различных занятиях, проводимых воспитателями, а также в различные режимные моменты.
Предлагаемый практический материал может быть использован не только в логопедических группах и логопунктах ДОУ, но и поможет детям старшего дошкольного возраста при подготовке обучению грамоте в общеобразовательных группах.
Заключительный этап.
Регулярное проведение фонетической ритмики в НОД педагогов и во время режимных моментов (после дневного сна, перед занятиями по заданию логопеда во второй половине дня) показало, что:
1. У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика
и координация движений;
2. Улучшается фонематический слух, создается база для успешного
овладения звуковым анализом и синтезом.
3. Нормализуется речевое дыхание;
4. Формируется умение изменять силу и высоту голоса;
5. Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
6. Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию
некоторые из отсутствующих звуков, создаётся база для успешной
постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации
звуков.
7. Фонетическая ритмика является одним из способов коррекции нарушений
слоговой структуры слов.
8. Фонетическая ритмика также способствует формированию навыков
самоконтроля. Нередко приходится автоматизировать два, а то и три звука.
При проговаривании речевого материала на отрабатываемые звуки, дети,
руководимые учителем-логопедом, сопровождают произнесение
проблемных звуков движениями фонетической ритмики.
Исходя из анализа полученных результатов на заключительном этапе проекта, можно сделать следующие выводы: у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в результате реализации проекта «Фонетическая ритмика как метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников» значительно повысился уровень коррекции звукопроизношения, сформированности фонематических и психических процессов.
Коррекция звукопроизношения: количество детей с высоким уровнем развития увеличилось на 89 %; с низким и средним уровнем развития дети отсутствуют.
Фонематические процессы: количество детей с высоким уровнем развития увеличилось на 67 %; детей с низкими показателями развития нет.
Психические процессы: число детей с высоким уровнем развития увеличилось на 78%, детей с низкими и средними показателями нет.
Приложение 1
Все это позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, т. е. использование фонетической ритмики в деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР является одним из эффективных способов развития и коррекции речевых нарушений и неречевых психических процессов.
Список литературы:
1. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. – М., 1996
2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений-- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
3. Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. - М. : ТЦ Сфера, 2007.
4. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. - 2-е изд. - М. :Айрис-Пресс, 2005.
Приложение 1