Елена Нефедьева
Проект: «Фольклор — как один из нетрадиционных подходов к работе с детьми раннего возраста и залог благополучной адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы
ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.
ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,
НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.
СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!»
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Ребёнок не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Публикация «Проект: „Фольклор — как один из нетрадиционных подходов к работе с детьми раннего возраста и залог благополучной адаптации“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в группе ДОУ приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
С помощью фольклора можно установить контакт с ребёнком любого дошкольного возраста. Именно этот метод способствует скорейшей адаптации ребёнка.
Крупнейший исследователь детского фольклора Г. С. Виноградов считал, что “ едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор” .
Через элементы фольклора мы доносим до ребёнка свою нежность, заботу, любовь, веру в него.
В своей работе я широко применяю малые формы фольклора. Известно, что ребёнок в этом возрасте чутко откликается на потешки – игры взрослого с ребёнком; пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком; заклички – обращения к явлениям природы; приговорки – обращения к животным, птицам, насекомым; скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи; прибаутки, шутки, перевёртышы – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей; уговорушки, и др. Попевки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные – успокаивают, весёлые - радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народным творчеством расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.
Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. В общем, отвлечься и успокоиться, например, перебираешь пальчики малыша и приговариваешь:
Этот пальчик - дедушка
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
А вот этот - наш малыш,
Зовут его (имя малыша!
Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым.
Использование устного народного творчества в работе должно быть постоянным. В русском фольклоре каким- то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность, которые способствуют установлению доверительных отношений с окружающими. Для решения этих задач я подобрала серию потешек, пестушек, попевок, прибауток и др. При подборе обращала внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Сколько в этих, казалось бы незамысловатых стишках, нежности, любви, рациональности. Разумеется, тексты мной заучиваются наизусть. И, конечно, я ищу соответствующие интонации – колыбельную произношу нараспев, ласково, негромко, весёлый текст - задорно, с юмором, с улыбкой.
Обращаясь к проектной деятельности, я хотела работу по приобщению детей к русскому народному творчеству систематизировать и планировать, привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников, сделать период адаптации эмоционально комфортным и для детей, и для родителей.
Цель проекта : создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе через приобщение всех участников образовательных отношений к народной культуре.
Задачи:
1. Формирование чувства доверительного отношения к окружающим, обучение навыкам общения со сверстниками и взрослыми.
2. Формирование у детей интереса к детскому фольклору
3. Создать предметно–развивающую среду, воспитывающую в ребенке чувство национальной принадлежности, духовности, красоты.
4. Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.
1 этап работы по подготовке проекта
1. Изучение методической литературы по проекту.
2. Провести встречу с родителями в форме круглого стола и обсудить цель, задачи и этапы реализации проекта;
3. Составление плана-схемы проекта совместно с родителями.
4. Сбор, накопление материала.
5. Мероприятия по реализации проекта
6. Презентация проекта, музыкальный досуг.
Совместная деятельность с родителями:
1. Презентация для родителей: «Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству»
2. Мастер-класс «Учим потешки вместе с детьми»
3. Оформление книжного уголка «Наши любимые потешки».
4. Изготовление макета: «Кубанский дворик».
5. Рукоделие: «Нарядный фольклорный костюм», «Вязание масок для театрализованной игры»
6. Совместное участие в хороводных играх, обыгрывании потешек, сказок.
7. Совместный музыкальный досуг и презентация по итогам проекта.
Совместная деятельность с детьми
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Игровая деятельность Дид. игры: «Помоги петушку», «Курочка и цыплята», «Найди пару», «Чей домик», «Кто в домике живет?», «Что изменилось?», «Кто что ест?», «Ребятам о зверятах», «Ехали мы, ехали», «На лошадке, на коровке» ,Кукла идет на прогулку», развивающее лото «Животные и птицы», «Чудесный мешочек», «Купание куклы Кати».
Подв. игры: «Солнышко и дождик», «Воронята» «Шла коза по лесу», «Мышки шли, шли.», «Идет дождик», «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Гуси», «Кошечка», «Кто ходит, кто летает».
Народные хороводные игры «Летели две птички.», Как на тоненький ледок», «Каравай», «Ходит Маша…», «Воронок», «Галка и сокол».
Рисование «Спрячем божью коровку в траве» «У меня живет козленок», «Идет дождь», «Снежинки как пушинки» (пальчиками, «Петушок» (ладошкой, «Чашки для самовара», «Валенки для зайчика», «Рукавичка».
Лепка «Испечем оладушки», «Угощение для котика», «Заборчик у домика Петушка», «Крендельки», «Угостим Петушка горохом», «Улитка», «Дождик».
Конструирование «Кровать для куклы», «Диван для дочки», «Домик для кота»
Ознакомление с худ. литературой Чтение, рассказывание, прослушивание аудиозаписи потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Как по снегу, по метели трое саночек летели», «Чики-чики-чикалочки», «Обновки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь!», «Божья коровка».
Театрализованная деятельность Драматизация потешек. Игры-ситуации: «Коза рогатая», «Хлопья снежные кружат», «Катание на санках», «Калачи из печи», «Мишка-косолапый», «Зайка беленький сидит…», «Водичка, умой мое личико».
Познавательное развитие Рассматривание картин: «Петушок и его семейство», «Кошка с котятами», «Катание на санках». Игры с сюжетными картинками «Кто что делает?»
Пальчиковая гимнастика «Сорока», «Веселые пальчики», «Коза», «У кошечки нашей.», «Семья», «Оладушки», «Я хочу построить дом»
Физическое развитие Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Шла коза по лесу», «Каждое зернышко в свой мешочек», «Идет дождик», «Поймай белочку», «Кот и мыши», «Гуси», «Кошечка», «Кто ходит, кто летает», «На бабушкином дворе», «Жили у бабуси веселые гуси»
Музыкальное развитие Попевки: «Петушок», «Дин-дон, дин-дон, загорелся Кошкин дом». Ритмика «На бабушкином дворе». Песни: «Серенькая кошечка», «В траве сидел кузнечик…», «Жили у бабуси два веселых гуся».
Игры с музыкальными инструментами.
3 -й этап презентация проекта
Родители приняли участие в музыкальном досуге «В гости к бабушке». Итоговая презентация проекта для родителей «Значимость народного творчества в процессе адаптации ребенка в детском саду»
Полученные результаты по проекту :
- дети эмоционально откликаются на происходящие события в процессе знакомства со сказками и потешками;
- дети вслушиваются в слова потешек, в их ритм, музыкальность, делают ладушки, притопывают, приплясывют, двигаются в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует, организует их поведение;
- дети вступают в общение со взрослыми при помощи речи и игровых действий;
- потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к воспитателю;
- потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение.
- проект помог мне установить конструктивные отношения с родителями, создать развивающую среду в группе, способствующую развитию у детей интереса и любознательности к народной культуре.