Лучший педагог года

Проект: «Фольклор — как один из нетрадиционных подходов к работе с детьми раннего возраста и залог благополучной адаптации»

Елена Нефедьева
Проект: «Фольклор — как один из нетрадиционных подходов к работе с детьми раннего возраста и залог благополучной адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы

ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.

ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,

НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!»

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Ребёнок не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Публикация «Проект: „Фольклор — как один из нетрадиционных подходов к работе с детьми раннего возраста и залог благополучной адаптации“» размещена в разделах

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в группе ДОУ приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

С помощью фольклора можно установить контакт с ребёнком любого дошкольного возраста. Именно этот метод способствует скорейшей адаптации ребёнка.

Крупнейший исследователь детского фольклора Г. С. Виноградов считал, что “ едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор” .

Через элементы фольклора мы доносим до ребёнка свою нежность, заботу, любовь, веру в него.

В своей работе я широко применяю малые формы фольклора. Известно, что ребёнок в этом возрасте чутко откликается на потешки – игры взрослого с ребёнком; пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком; заклички – обращения к явлениям природы; приговорки – обращения к животным, птицам, насекомым; скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи; прибаутки, шутки, перевёртышы – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей; уговорушки, и др. Попевки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные – успокаивают, весёлые - радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народным творчеством расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.

Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. В общем, отвлечься и успокоиться, например, перебираешь пальчики малыша и приговариваешь:

Этот пальчик - дедушка

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папенька,

Этот пальчик - маменька,

А вот этот - наш малыш,

Зовут его (имя малыша!

Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым.

Использование устного народного творчества в работе должно быть постоянным. В русском фольклоре каким- то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность, которые способствуют установлению доверительных отношений с окружающими. Для решения этих задач я подобрала серию потешек, пестушек, попевок, прибауток и др. При подборе обращала внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Сколько в этих, казалось бы незамысловатых стишках, нежности, любви, рациональности. Разумеется, тексты мной заучиваются наизусть. И, конечно, я ищу соответствующие интонации – колыбельную произношу нараспев, ласково, негромко, весёлый текст - задорно, с юмором, с улыбкой.

Обращаясь к проектной деятельности, я хотела работу по приобщению детей к русскому народному творчеству систематизировать и планировать, привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников, сделать период адаптации эмоционально комфортным и для детей, и для родителей.

Цель проекта : создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе через приобщение всех участников образовательных отношений к народной культуре.

Задачи:

1. Формирование чувства доверительного отношения к окружающим, обучение навыкам общения со сверстниками и взрослыми.

2. Формирование у детей интереса к детскому фольклору

3. Создать предметно–развивающую среду, воспитывающую в ребенке чувство национальной принадлежности, духовности, красоты.

4. Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.

1 этап работы по подготовке проекта

1. Изучение методической литературы по проекту.

2. Провести встречу с родителями в форме круглого стола и обсудить цель, задачи и этапы реализации проекта;

3. Составление плана-схемы проекта совместно с родителями.

4. Сбор, накопление материала.

5. Мероприятия по реализации проекта

6. Презентация проекта, музыкальный досуг.

Совместная деятельность с родителями:

1. Презентация для родителей: «Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству»

2. Мастер-класс «Учим потешки вместе с детьми»

3. Оформление книжного уголка «Наши любимые потешки».

4. Изготовление макета: «Кубанский дворик».

5. Рукоделие: «Нарядный фольклорный костюм», «Вязание масок для театрализованной игры»

6. Совместное участие в хороводных играх, обыгрывании потешек, сказок.

7. Совместный музыкальный досуг и презентация по итогам проекта.

Совместная деятельность с детьми

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Игровая деятельность Дид. игры: «Помоги петушку», «Курочка и цыплята», «Найди пару», «Чей домик», «Кто в домике живет?», «Что изменилось?», «Кто что ест?», «Ребятам о зверятах», «Ехали мы, ехали», «На лошадке, на коровке» ,Кукла идет на прогулку», развивающее лото «Животные и птицы», «Чудесный мешочек», «Купание куклы Кати».

Подв. игры: «Солнышко и дождик», «Воронята» «Шла коза по лесу», «Мышки шли, шли.», «Идет дождик», «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Гуси», «Кошечка», «Кто ходит, кто летает».

Народные хороводные игры «Летели две птички.», Как на тоненький ледок», «Каравай», «Ходит Маша…», «Воронок», «Галка и сокол».

Рисование «Спрячем божью коровку в траве» «У меня живет козленок», «Идет дождь», «Снежинки как пушинки» (пальчиками, «Петушок» (ладошкой, «Чашки для самовара», «Валенки для зайчика», «Рукавичка».

Лепка «Испечем оладушки», «Угощение для котика», «Заборчик у домика Петушка», «Крендельки», «Угостим Петушка горохом», «Улитка», «Дождик».

Конструирование «Кровать для куклы», «Диван для дочки», «Домик для кота»

Ознакомление с худ. литературой Чтение, рассказывание, прослушивание аудиозаписи потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Как по снегу, по метели трое саночек летели», «Чики-чики-чикалочки», «Обновки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь!», «Божья коровка».

Театрализованная деятельность Драматизация потешек. Игры-ситуации: «Коза рогатая», «Хлопья снежные кружат», «Катание на санках», «Калачи из печи», «Мишка-косолапый», «Зайка беленький сидит…», «Водичка, умой мое личико».

Познавательное развитие Рассматривание картин: «Петушок и его семейство», «Кошка с котятами», «Катание на санках». Игры с сюжетными картинками «Кто что делает?»

Пальчиковая гимнастика «Сорока», «Веселые пальчики», «Коза», «У кошечки нашей.», «Семья», «Оладушки», «Я хочу построить дом»

Физическое развитие Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Шла коза по лесу», «Каждое зернышко в свой мешочек», «Идет дождик», «Поймай белочку», «Кот и мыши», «Гуси», «Кошечка», «Кто ходит, кто летает», «На бабушкином дворе», «Жили у бабуси веселые гуси»

Музыкальное развитие Попевки: «Петушок», «Дин-дон, дин-дон, загорелся Кошкин дом». Ритмика «На бабушкином дворе». Песни: «Серенькая кошечка», «В траве сидел кузнечик…», «Жили у бабуси два веселых гуся».

Игры с музыкальными инструментами.

3 -й этап презентация проекта

Родители приняли участие в музыкальном досуге «В гости к бабушке». Итоговая презентация проекта для родителей «Значимость народного творчества в процессе адаптации ребенка в детском саду»

Полученные результаты по проекту :

- дети эмоционально откликаются на происходящие события в процессе знакомства со сказками и потешками;

- дети вслушиваются в слова потешек, в их ритм, музыкальность, делают ладушки, притопывают, приплясывют, двигаются в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует, организует их поведение;

- дети вступают в общение со взрослыми при помощи речи и игровых действий;

- потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к воспитателю;

- потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение.

- проект помог мне установить конструктивные отношения с родителями, создать развивающую среду в группе, способствующую развитию у детей интереса и любознательности к народной культуре.

Публикации по теме:

Фольклор как один из нетрадиционных подходов в работе с детьми Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского.

Исследовательская работа «Сотрудничество ДОО с родителями как залог успешной адаптации детей раннего возраста» Работа с родителями в адаптационный период важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения системообразующее ядро.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование нетрадиционных форм в физкультурной оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста "Использование нетрадиционных форм в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста" Девиз-Здоровье – высшая награда Оно.

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНРИспользование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Введение «Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает». Ральф Эмерсон. В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений.

Использование оттиска как одного из нетрадиционных способов рисования в работе с детьми дошкольного возраста Добрыйдень уважаемые колегги! Тема моей презентации «Использование оттиска, как одного из нетрадиционных способов рисования в работе с детьми.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста Эффективность реализации задач и содержания физического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от наличия и использования.

Конспект НОД с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду «Путешествие в осенний лес»Конспект НОД с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду «Путешествие в осенний лес» Конспект НОД с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду «Путешествие в осенний лес» Подготовила: Филиппова Светлана Николаевна,.

Педагогический проект «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»Педагогический проект «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ» АКТУАЛЬНОСТЬ Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрос- лому надо знать особенности раннего.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект: «Фольклор — как один из нетрадиционных подходов к работе с детьми раннего возраста и залог благополучной адаптации»
Опубликовано: 3 ноября 2016 в 08:24
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект: «Фольклор — как один из нетрадиционных подходов к работе с детьми раннего возраста и залог благополучной адаптации»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Нефедьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД