Альфия Юсупова
Проект «Филимоновская игрушка» с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Филимоновская игрушка»
(с детьми младшего дошкольного возраста)
Актуальность
В современном мире, где дети перегружены обилием информации и избалованы разнообразием игрушек народное творчество обладает особой нравственной, познавательной и, конечно же, эстетической ценностью.
Публикация «Проект „Филимоновская игрушка“ с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Национальные игрушки являются особым видом народного творчества, которые пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство прекрасного, развивают познавательные способности, образное мышление и воображение. А также играют огромную роль в развитии патриотических чувств ребенка, так как хранят в себе исторический опыт многих поколений.
Знакомство детей с одним из старинных промыслов России - Филимоновской игрушкой, будет способствовать художественно – эстетическому, нравственно- патриотическому, творческому развитию младших дошкольников.
Цель: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через ознакомление с одним из видов русских народных промыслов - филимоновской игрушкой
Задачи:
Образовательные:
- приобщать детей к народной культуре;
- познакомить детей с филимоновским промыслом, его историей и традициями;
- создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.
Развивающие:
- развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- развивать познавательные способности, образное мышление и воображение, мелкую моторику, цветовосприятие и цветосочетание.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за талант и творческое наследие русского народа
- прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Участники проекта : воспитатель, воспитанники второй младшей группы, родители воспитанников.
Тип проекта : информационно – творческий, долгосрочный, групповой.
Сроки реализации проекта : октябрь – май, 2020 – 2021г.
Ресурсное обеспечение
Информационные ресурсы - научная и педагогическая литература по теме.
Материально - технические ресурсы: магнитофон, компьютер, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, раскраски, фотографии, образцы филимоновских изделий, материал для продуктивной деятельности.
Методы и приемы:
- метод наглядности (рассматривание наглядных пособий - подлинных изделий, открыток, иллюстраций, альбомов и др.);
- словесный (беседа, художественное слово, указания, пояснения, объяснения);
- практический (самостоятельное создание детьми декоративных изделий);
- исследовательский (постановка проблемных вопросов);
- мотивационный (поощрение).
Планируемый продукт: создание мини – музея «Филимоновская игрушка», выставка детского и совместного творчества.
Этапы реализации проекта :
I этап: подготовительный (организационно-диагностический).
- обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;
- подбор необходимого материала (художественная литература, иллюстрации, дидактический материал, наглядные пособия и т. д.);4
- разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;
- составление плана реализации проекта;
- подготовка просветительского материала для работы с родителями (консультации, памятки, журнал и т. д.);
- создание развивающей среды
II этап: основной (практический).
Проведение занятий: лепка рельефная декоративная по мотивам народной пластики «Филимоновские игрушки – свистульки», рисование декоративное «Укрась птичку»
Чтение художественных произведений: стихи, потешки, загадки.
Беседы: «Народные игрушки», «Филимоновская свистулька», «Народные умельцы», «История возникновения филимоновской игрушки»
Рассматривание иллюстраций, фотографий, экспонатов.
Просмотр видеоматериала «Филимоновская игрушка»
Свободная продуктивная деятельность: роспись бумажных силуэтов игрушек, лепка из пластилина, глины, теста, работа с раскрасками
Дидактические игры «Продолжи узор», «Найди филимоновские игрушки», «Парные картинки», «Сложи узор»
Народные игры и забавы
Пальчиковая гимнастика «Давайте сделаем»
Экскурсии в изостудию (просмотр выставок)
Проведение мини-спектаклей с участием народных игрушек
Работа с родителями
Консультации «Филимоновская игрушка - жемчужина народного искусства», «Филимоновская игрушка – средство для детского творчества», «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Памятка «Творим вместе с детьми», рекомендации «Знакомим детей с филимоновской игрушкой»
Совместные рисунки, поделки из глины, соленого теста «Филимоновская игрушка»
Совместная работа по созданию в группе мини - музея «Филимоновская игрушка»
III этап: заключительный (итоговый).
- обобщение результатов работы;
-оформление выставки народных мастеров по мотивам филимоновской игрушки;
- создание группового мини-музея «Филимоновская игрушка»
Ожидаемые результаты:
- у воспитанников сформируются первоначальные представления об истории возникновения народного промысла – филимоновская игрушка, его богатстве и разнообразии, особенностях орнамента, используемых цветах и формах;
- раскроются творческие способности детей, умение в самостоятельной художественной деятельности применять полученные на занятиях знания, умения, навыки;
- укрепится интерес детей к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за талант и творческое наследие русского народа;
- повысится компетентность родителей в вопросе приобщения детей к культурному наследию;
- совместная творческая работа еще более сблизит детей и родителей.
Вывод по проекту
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное художественно – эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам, максимально способствует раскрытию творческого потенциала ребёнка, а значит, воспитывает индивидуально выраженную, креативную личность.