Голубева Екатерина Сергеевна
Проект «Есть у нас огород»
МК ДОУ детский сад № 1 «СКАЗКА»
Проект «Есть у нас огород»
Воспитатель Голубева Е. С.
Актуальность проекта.
Огород на окне ранней весной это настоящее чудо для маленьких детей. Огород на окне в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности, а это помогает лучше познать растительный мир. Благодаря деятельности расширяются представления детей о растениях как живых организмах, об условиях необходимых для их роста и развития. Воспитанники учатся выращивать растения, ухаживать за ними и радуются результатам своего труда.
Публикация «Проект „Есть у нас огород“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Чем раньше познакомится маленький человек с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет его желание оберегать растущее и живое. Основная задача взрослых: поддержать и развить в ребенке интерес к открытиям и создать для этого условия. Работа по проекту поможет развивать в детях познавательную активность, творческие способности и коммуникативные навыки.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта: дети, родители и педагоги.
Возраст детей: 3-4 года.
Цель проекта: формирование у детей интереса к выращиванию культурных растений в условиях групповой комнаты.
Задачи для детей:
1. Образовательные:
- формировать знания о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от влаги, света, тепла, почвы;
- учить называть растение и его части.
2. Развивающие:
- развивать навыки опытно-экспериментальной работы;
- развивать речь детей, расширять словарный запас;
- развивать познавательный интерес, внимание, воображение, творческие способности.
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям;
- воспитывать любознательность, коммуникативные навыки, трудолюбие.
Задачи для родителей:
- принимать активное участие в образовательном процессе;
- оказать помощь в создании огорода на окне.
Задачи для педагога:
- создать условия для самостоятельной и совместной со взрослым деятельности детей, в рамках реализуемого проекта;
- обогащение предметно-пространственной среды.
Гипотеза:
Если предложить детям в условиях группы вырастить из семян растения, то у дошкольников появится познавательный интерес к растениям, возникнет желание изучать их, ухаживать за ними, а результаты своей деятельности выражать в творчестве.
Этапы реализации проекта «Есть у нас огород»
1 этап – подготовительный
2 этап – основной (практический)
3 этап – заключительный.
1 этап: Определение темы проекта, формулировка цели и определение задач. Подбор материалов по изучаемой теме проекта: литературы, наглядный материал, дидактические, сюжетные игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, фотографии, материалы для посадки. Составление плана работы над проектом.
Беседа с детьми: «Что такое огород и можно его вырастить в условиях группы?»
Работа с родителями: беседа с родителями о предстоящей работе, подготовка семян и луковиц. Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
2 этап: Содержание деятельности воспитателя и детей:
- Беседа: знакомство с семенами растений: где можно приобрести семена, как за ними ухаживать, как хранить. Рассматривание и сравнение семян (горох, фасоль, лук, бархатцы).
- Исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных растений: подготовка почвы, знакомство с моделью трудового процесса – посадка, установка на светлое место, полив, рыхление. Ведение листа наблюдения. Отражение результатов в художественно-творческой деятельности. Чтение художественной литературы, отгадывание загадок. Дидактические игры: «Что сначала, что потом?», «Собери из части целое», «Что сажают в огороде?».
Оформление огорода на окне.
3 этап: Содержание деятельности воспитателя и детей: анализ полученных результатов, оформление листов наблюдения, презентация проекта «Есть у нас огород».
Результаты проекта:
Дети:
- ребята узнали, что из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение;
- появился интерес к наблюдению за ростом и развитием растений;
- воспитанники научились различать некоторые виды растений, умеют за ними ухаживать;
- дети стали ответственно относится к уходу за растениями.
Родители:
Через оказание помощи в создании огорода на окне – стали участниками образовательного процесса.
Педагог:
- создала условия для самостоятельной и совместной со взрослым деятельности детей, в рамках реализуемого проекта;
- пополнила предметно-пространственную среду группы.
Гипотеза подтвердилась: у воспитанников появился познавательный интерес к растениям, возникло желание ухаживать за ними, изучать, а полученные знания выражать в творчестве.
Перспективы дальнейшего развития проекта: В следующем учебном году планирую продолжить работу по выращиванию растений (цветов) в условиях группы с последующим высаживанием на клумбы.
Выполняемые мероприятия:
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
- Беседа с детьми «Что такое огород». Цель: расширение кругозора детей о растениях.
- Беседа с детьми «Наши помощники на огороде». Цель: расширять кругозор детей.
- Опыты и наблюдения:
«Земля какая она?» Цель: выявить свойства земли.
«Семена бывают разные». Цель: выявить внешние отличия семян друг от друга.»
«От семени к ростку» Цель: выявить условия для роста и развития растений.
- Практическая деятельность:
Посадка семян (лук, горох, фасоль, бархатцы.) Цель: формировать навыки посадки растений.
Труд:
Уход за рассадой (полив, рыхление). Цель: продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями.
Дидактические игры:
«Что нам нужно для работы» Цель: формировать представления об орудиях труда в огороде и их назначении.
«Что сначала, что потом» Цель: формировать представления об основных стадиях роста растений.
"Что сажают в огороде" Цель: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам, развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
«Вершки и корешки» Цель: закрепить знания детей о растениях и плодах.
Сюжетно-ролевые игры:
«На даче», «Огород», «Семечко вырастает». Цель: создать положительно-эмоциональный настрой и хорошее настроение у детей.
Художественно-эстетическая деятельность:
- рисование «Лук» Цель: учить детей использовать во время рисования ранее приобретенные навыки, развивать воображение, творчество.
- раскрашивание картинок «Овощи».
- лепка «Цветок» Цель: учить использовать во время лепки ранее изученные приемы.
- продуктивная деятельность «Необычные цветы» Цель: воспитывать трудолюбие, развивать творчество детей.
-аппликация «Луковая грядка» Цель: учить использовать во время работы ранее приобретенные навыки, учить аккуратно работать с материалами.
Чтение художественной литературы:
Ю. Тувим «Спор овощей». Русская народная сказка «Пых», «Вершки и корешки», Сказка про пугало, речевая игра «Огородный хоровод».
Загадки о растительном мире.
Сказка про Пугало https://stihipodsolnuh.ru/skazki/skazka-pro-pugalo/
Сказка в стихах про Пугало, добродушного охранника яблок, моркови и кукурузы. Пугало поставили на даче и велели охранять огород. Во время работы Пугало встречает Зайчика, Ежа и Ворону, которые просят поделится фруктами и овощами. Пугало очень доброе, ему сложно отказать, когда его просят. Да еще так умело! А Старый Пес считает, что Пугало не подходит для работы охранником. Узнай, почему?
Сказка про Пугало
В огороде на природе
Пугало стоит.
Зорко смотрит,
Кто где ходит,
Кто что говорит.
В шапке рыжей и штанишках,
В клетчатой рубашке,
Смотрит Пугало на крышу,
На посевы наши.
А у нас растет капуста,
И морковь, и огурцы.
Вот Зайчонок серый, шустрый
К нам повадился ходить.
Скажет Пугало: “Стоять!”.
Скажет очень строго!
Зайка бросится бежать,
Встанет у порога:
“Я одну морковочку!
Рыжую и сладкую!
Пугало, пожалуйста!
Пугало, прошу!”.
Поднимает мордочку,
Мягко машет лапками.
Пугало кивает:
“Ладно, разрешу!”.
Молодая яблонька
Нам дарила яблочки,
Только эти яблочки
Ежик полюбил.
Каждый день с корзиною
И в домашних тапочках
Прямо мимо Пугала
К яблоне ходил.
Строго скажет Пугало
Ежику: “Стоять!
Мне ежей до яблони
Не велено пускать!”.
Хитрый Ежик ласково
Головой качает
И моргая глазками
Тихо отвечает:
“Для шарлотки очень
Яблок нужен сок!
Для малышки — дочки
Испеку пирог!”.
“Ладно!”- скажет Пугало,
“Яблок много лишних.
Можешь выбрать спелое
Для своей малышки!”
У забора нашего
Кукуруза зреет,
Сладкая-пресладкая!
Каждый день желтее!
Нравится Вороне
Наша кукуруза.
Золотыми зернами
Набивает пузо!
Строго скажет Пугало
Ей: “А ну! Не сметь!
Воронам к кукурузе
Не велено лететь!”.
Говорит Ворона:
“Это что за тон!
Фильм смотрю сегодня!
Требую поп-корн!”.
Пугало ей в сумку
Кукурузу крошит:
“Ладно! Но немного,
Если фильм хороший!”.
Зайчик взял морковку.
Еж яблоко унес.
Ворона кукурузу.
Вздыхает Старый Пес:
“Эх, Пугало, чуднОе!
Нет, нам не по пути.
Нельзя с такой душою
В охранники идти!”.
Пальчиковая гимнастика
«В нашем огороде»
В нашем огороде много овощей
Их пересчитаем, станет веселей.
(сжимаем – разжимаем пальцы)
Морковка, лук и огурец,
Помидор и перец.
(загибаем пальцы, начиная с большого)
Пять видов овощей назвали,
Пять пальчиков в кулак зажали.
(сжимаем – разжимаем пальцы)
«Овощи у Зины»
У девочки Зиночки
(дети делают ладошки «корзинкой»)
Овощи в корзиночке.
Вот пузатый кабачок
(сгибают пальчики, начиная с большого)
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина молодец!
«Цветок распускается»
Солнце поднимается,
(Скрещенные руки с широко расставленными
пальцами медленно поднимаются над головой)
Цветочек распускается.
Солнышко садится,
(Ладони с сомкнутыми пальцами соприкасаются запястьями)
Цветочек спать ложится.
«Цветы растут»
Высокие, красивые
(Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно опускаются)
Цветы у нас растут.
Ладони вместе соприкасаются пальцами и запястьями)
А корни под землею
(Руки опустить вниз, ладони соединить
обратной стороной, широко расставить пальцы).
Для них водичку пьют.
Посадили в землю зернышко,
На небе выглянуло солнышко.
Свети, солнышко, свети!
(сжимаем кисти и по очереди разжимаем)
Расти, зернышко, расти!
(ладони соединить вместе и поднимать руки вверх)
Появляются на стебельке листочки,
(соединить ладони, пальцы один за одним соединить с большим пальцем и одновременно на двух руках)
Распускаются на стебельке цветочки,
(сжимаем кисти и по очереди разжимаем)
“Играем с фасолью”
Я фасоль в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Дети катают фасолины между большими и указательными пальцами. Затем пытаются зажатых между большими и средними пальцами (безымянными, мизинцам).
Мы ладонями катаем
Фасолевые зернышки
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки!
На стол высыпается горсть фасоли, накрывается сверху сначала правой, а затем левой ладонью и делаются круговые движения.
Игра "Что сажают в огороде"
Цель: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам, развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Ход игры:
Воспитатель спрашивает: - Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечайте "да", если же то, что в огороде не растет, вы скажете "нет".
Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
Цель: формировать представления об основных стадиях роста растений. Игровые действия: дети выбирают картинку с изображением овоща, раскладывают карточки в порядке роста растения.
Ход игры:
Взрослый предлагает карточками, на которых зафиксированы стадии роста растений. Дети рассматривают карточки, самостоятельно раскладывают в необходимой последовательности. Для проверки правильности можно к обратной стороне картинок наклеить цифры. Когда ребенок выложит последовательность, он может сам себя проверить.
Дидактическая игра «Что нам нужно для работы»
Цель: формировать представления об орудиях труда в огороде и их назначении.
Дидактический материал:
Картинки с изображением трудового инвентаря, посуда. Игровые действия: дети подбирают предметы для работы в огороде.
Ход игры
Педагог предлагает из предложенных предметов выбрать только те, которые необходимы для труда в огороде.
Игра «Семечко прорастает».
Для игры:
1. Горшок с растением (чтобы показать детям)
2. Семечко
3. Солнышко нарисованное на бумаге
4. Лейка пустая
5. Ленточки
Начало:
Показать детям растение в горшке.
Взрослый либо рассказывает, как растет растение:
- Дети, посмотрите, вот растение в горшочке. Показать детям семечко.
Давайте, детки, поиграем в игру, которая покажет нам, как же из семечка выросло такое прекрасное растение.
Герой игры. Выбрать из детей:
А. «Солнышко» (шапочка Солнышко из бумаги)
Б. «Дождик» (дать ребенку лейку и ленточки серого цвета)
В. «Ветер» (дать «ветру» в руки ленточки)
Г. «Семечки» - это все остальные дети
Игра:
Дети-«семечки» встали произвольно (Остальные герои игры находятся в стороне)
(Взрослый во время игры показывает сам те действия, которые должны делать дети, помогая им)
Взрослый:
- ВЕТЕР, ветер, ветерок поле чистом дует, дует.
(Ребенок «ветер» выбегает, бегает среди детей машет ленточками и дует)
- Выпали из подсолнуха семечки и полетели
(Дети-«семечки» кружатся произвольно)
- Приземлились семечки на землю
(дети-«семечки» садятся на корточки)
- И спрятались в ней
(дети делают из рук домик над головой, сидя на корточках)
- Над землей появились тучи, стал лить ДОЖДИК
(ребенок, у которого роль «дождика» выбегает и бегает среди сидящих на корточках детей и поливает их из лейки)
- Но вот дождик закончился
(Ребенок-«дождик» убегает)
- Выглянуло СОЛНЫШКО из-за тучек и стало греть-обогревать землю
(ребенок, у которого роль «Солнышка» выходит с нарисованным Солнцем, держа его над головой, и ходит среди детей)
- Стало влажной земелюшке тепло-притепло. Проклюнулись семечки из земли и росточками стали (сидящие дети поднимают ручки вверх, изображая росточки)
- И стали росточки расти, к небушку тянутся и к Солнышку (дети медленно тянутся вверх и потихоньку встают (как будто выросли)
- Выросли росточки и превратились в большие растения.
(После игры задать вопросы, чтобы дети рассказали, как выросло растение, что ему помогло в этом).