Ольга Сафонова
Проект в подготовительной группе «Егорий Вешний»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Егорий Вешний».
Музыкальный руководитель: Сафонова Ольга Алексеевна. г. Семикаракорск. 2021г.
Тип проекта :
• Информационно – творческий
Вид проекта :
• Групповой
Срок реализации:
• 11.03.2021г. – 15.04.2021г. (краткосрочный)
Объект исследования:
• Русский народный календарный праздник «Егорий Вешний».
Темочки:
Участники проекта : Дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
1. Введение.
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Я планирую и в дальнейшем приобщать детей к народному творчеству, к истории и культуре русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Один из наиболее значимых деревенских праздников – Егорьев день – характеризуется богатством традиций и обрядов. Христианская традиция празднования Егорьева дня известна с древности. Егорий Вешний представлялся в народе в образе всадника, который оберегал Русь от зла, болезней, войн и прочих бед. Белый конь – знак доброй силы – топчет змея, копье Егория пронзает его хищную пасть. Поэтому Георгий Победоносец стал символом, эмблемой всей Руси. И сейчас мы видим его на гербе России.
Верили русские люди, что святой услышит, отзовется и своим словом расколдует русскую землю, оживит ее и превратит из дремучей и темной, в светлую святорусскую.
На праздник Егория Вешнего всегда пекли печенье, но оно было особенным: в виде лошадок, коровок и другой домашней скотины. (Ведущий раздаёт детям выпечку).
Всем гостям по печенью с эмблемой Георгия Победоносца.
Любимое народное развлечение, на Егорьев день – скачки. На Руси, а затем и в Российской империи молодёжь собиралась за околицей и устраивала разные состязания, игры, забавы.
1.1Актуальность
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Изучая традиции народностей, проживающих в Ростовской области, обратила внимание на любимый деревенский праздник, Егорьев день. Уже не первый год, в детском саду, вместе с ребятами, мы проводим полюбившиеся им развлечения.
Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа: пополнение знаний детей о весенних праздниках донского края, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребностей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия.
1.2 Проблема
Дети нынешнего поколения, очень мало знают о старинных русских календарных праздниках и обрядах. Их знания очень скудны. Следует как можно больше уделять внимание данной теме, чтобы сохранить русскую национальную культуру.
1.3. Гипотеза
В ходе работы, дети узнают много интересного о старинных русских календарных праздниках. Это позволит повысить уровень теоретических и практических знаний, расширит кругозор дошкольников, повысит их интеллектуальный и творческий потенциал.
1.4. Условия реализации.
1.5 Цель проекта : Познакомить детей с традициями и обычаями весеннего календарного праздника «Егорьев день».
Задачи:
Образовательные:
- Дать знания о происхождении праздника, его традициях, обычаях;
- Создать условия для формирования навыка игры на музыкальных инструментах;
- Создать условия для ознакомления со звучанием старинного музыкального инструмента : колокольцы.
Развивающие:
- Способствовать развитию умений высказываться о характере русских народных песен, пословиц, поговорок;
- Способствовать развитию у детей самостоятельности, инициативы, творческой активности;
- Развивать самостоятельность с помощью элементов фольклора;
Воспитательные:
- Воспитывать у детей национальное самосознание, духовные качества, чувство своей причастности к русскому народу, к его истории и культуре;
- Воспитывать средствами народного искусства творчески активную личность, способную творчески мыслить и проявлять творческую инициативу.
1. 6 Ожидаемые результаты:
1. Дети имеют представление об истории весеннего календарного праздника «Егорий Вешний», о его традициях и обычаях.
2. Дети внимательно слушают музыку, эмоционально откликаются на выраженные в ней чувства и настроения.
3. Стремятся выразить свои чувства в творческих заданиях, музыкальных играх и игре на музыкальных инструментах.
4. Дети самостоятельно без помощи воспитателя проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках.
5. Дети умеют петь русские народные песни самостоятельно, играть в игры, соблюдая правила.
6. Дети понимают свою принадлежность к родному народу, к его истории и культуре.
2. Планирование работы
2.1. План – график.
1этап – подготовительный (15.03 – 15.04. 2021г.)
2этап – организационно – практический (15.03. – 08.04.2021г.)
3 этап деятельный (22.03. – 15.04.2021г.)
4 этап – заключительный (15.04.2021г.)
2.2 Взаимосвязь участников проекта.
• Наблюдения за изменениями в природе.
• Работа в книжном уголке.
• Рассматривание иллюстраций.
• Подвижные игры.
• Изготовление атрибутов к празднику.
• Взаимодействие с семьей:
• Изготовление атрибутов к русским народным костюмам.
• Консультации на темы: «Какие старинные игры знают в твоей семье». «Семейный рецепт приготовления печенья».
2.3 Реализация проекта через совместную деятельность педагога с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям.
Музыка:
Разучивание песен: Р. н. п. «Как у нашей Дуни»; Р. н. п. «Выйди солнышко», Р. н. п. «А мы просо сеяли»; Р. н. п. «Земелюшка чернозём».
Чтение художественной литературы: слушание стихов, сказок в исполнении взрослого.
Н. Гумилёв «Колчан» ; И. Бунин «Чудо Георгия о змие»; М. Кузмин «Святой Георгий»; М. Цветаева «Егорушка», «Московский герб».
Речевое развитие:
Беседы на тему «Святой Георгий Победоносец», «Герб России».
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Разучивание поговорок и весенних народных примет, на Егорьев день.
Социализация:
Угощение детей печеньем в виде домашней птицы, сувенир на память: образок «Георгия Победоносца».
Игровая деятельность:
Русские народные игры «Конь до коня»; «Бубенцы»; «Петушиные бои»; «Скакалочка».
Физическая культура: Разучивание русских народных подвижных игр и забав, разных видов массажа и дыхательной гимнастики, музыкально – спортивного флэш – моба «Донские казаки».
Коммуникация: Беседа «Утро в деревне».
Работа с родителями:
• Изготовление (пошив) костюмов к празднику, приготовление печенья в виде фигурок домашних животных.
• Украшение музыкальных инструментов лентами.
• Одевание детей в русские народные костюмы, костюмы, животных.
2.4 Интеграция образовательных областей.
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
Интервью у детей о празднике Просмотр видео фильма "Святой Георгий Победоносец" Беседы на тему «Святой Георгий Победоносец», «Герб России».
Русская народная игра «Роса»; Музыкально – спортивный флэш – моб: «Донские казаки».
Игра: "Утро в деревне" Знакомство с репродукцией иконы «Георгия Победоносца»
НОД Чтение художественной литературы: Н. Гумилёв «Колчан»; И. Бунин «Чудо Георгия о змие»; М. Кузмин «Святой Георгий»; М. Цветаева «Егорушка», НОД Ручной труд. Изготовление шапочек домашних животных и птиц.
Слушание русских народных песен и наигрышей. Повижные русские народные игры: «Конь до коня»; «Бубенцы»;
Игра: "Ну – ка угадайка!" НОД окружающий мир "Весна на Дону"
Загадки на тематику домашних животных. Разучивание песен: Р. н. п. «Как у нашей Дуни»; Р. н. п. «Выйди солнышко», Р. н. п. «А мы просо сеяли»; Р. н. п. «Земелюшка чернозём». Русские народные игры малой подвижности: «Петушиные бои»; «Скакалочка».
Игра "Егория кликать». Познавательный рассказ.
М. Цветаева «Московский герб».
Разучивание поговорок и весенних народных примет, на Егорьев день.
Подарок для гостей. Изготовление сувениров: образок «Георгия Победоносца».
Разучивание разных видов массажа и дыхательной гимнастики.
Знакомство с традициями и обычаями «Егория Вешнего» Познавательная беседа «Егорий – конский, Егорий – голодный».
3. Этапы работы над проектом.
Спланировать дальнейшую работу поможет модель трёх вопросов.
Что знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?
Егорий Вешний – это весенний народный праздник. (Маша)
- он бывает весной, когда появляется зелёная травка. (Даниэль).
- в этот праздник, выгоняют скотину на пастбище и всех угощают печеньем. (Матвей). - Какое должно быть печенье?
(Арсений).
- как Егория дети окликали за околицей? (Вова).
- Кого оберегает Егорий Вешний? (Жорик). - Спросим у родителей, у бабушек и дедов. (Егор).
- Посмотрим фильм «Святой Георгий Победоносец». (Лиза)
- Почитаем сказки и рассказы. (Катя). Разучим народные старинные игры и забавы. (Ангелина).
Этапы проекта.
3.1
1 этап – подготовительный (15.03 – 18.03.2021г.)
Подбор материала, литературы для составления сценария мероприятия, цикла бесед, занятий по данной теме.
3.2.
2 этап – планирование. 15.03.2021г.
- составление и написание сценария развлечения «Егорий Вешний»;
- подборка иллюстраций, фотографий, документов, предметов старинного русского быта;
-подбор музыкальных произведений (русских народных песен, загадок, поговорок, танцев, игр, хороводов);
- подготовка цикла бесед о праздновании Егория Вешнего на Дону;
подбор видео – слайдов о Святом Георгии Победоносце;
- изготовление атрибутов к песням, играм, хороводам;
3.3.
3 этап – деятельный (22.03. – 14.04.2021г.)
16.03 – 14.04. 2021г. Разучивание песен, танцев, игр, забав. Разучивание песен: Р. н. п. «Как у нашей Дуни»; Р. н. п. «Выйди солнышко», Р. н. п. «А мы просо сеяли»; Р. н. п. «Земелюшка чернозём».
18.03. – 24.03.2021г. – раскрашивание иллюстраций на весеннюю тематику. Чтение стихотворения М. Цветаева «Егорушка», «Московский герб».
22.03.2021г. - Беседа: «Рассказ об истории праздника Егорий Вешний». Н. Гумилёв «Колчан» ; И. Бунин «Чудо Георгия о змие»;
23.03 – 05.04.2021г. – Разучивание подвижных русских народных игр: «Колокольцы - бубенцы», «Бой петухов», «Конь до коня».
05.04.2021г. Просмотр видео - слайдов «Георгий Победоносец», игра в оркестре русской народной песни «Как у нашей Дуни».
06.04. - 12.04.2021г. Изготовление атрибутов к празднику «шапочки животных», слушание аудио записи народных песен – закличек донского края.
13.04.2021г. Разучивание подвижных русских народных игр: «Утро в деревне», «На лужок».
14.04.2021г. – Игра в оркестре на шумовых инструментах «Как у нашей Дуни», массаж спины «Кто пасётся на лугу».
12.04. – 14.04.2021г. Изготовление сувениров «образок Георгия Победоносца».
29.03.2021г. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о Егории Вешнем.
31.03. – 14.04.2021г. разучивание флэш – моба: «Донские казаки».
15.04.2021г. – 09.30ч. Развлечение «Егорий Вешний».
(копия приказа прилагается).
3.4.
4 этап – заключительный
15.04. 2021г. – в 09ч. 30мин. Развлечение «Егорий Вешний».
Приобщение родителей к участию в жизни детского сада. Подготовка к развлечению, одевание детей в казачьи костюмы с элементами образов домашних животных, подготовка музыкальных и шумовых инструментов.
4. Выводы
Я уверенна, что воспитанники детского сада «Росинка» будут хорошо знать историю и традиции донского казачества и смогут передать их новому поколению донских казачат.
5. Планирование дальнейшей профессиональной деятельности.
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Я планирую и в дальнейшем приобщать детей к народному творчеству, к истории и культуре русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
6. Литература.
1. «От зимы до осени» И. П. Посвянская. Москва «Детская литература» 1982г;
2.«Музыка русского народного танца» А. Широков. Москва «Советский композитор. 1988г;
3. «Слушание музыки» О. П. Радынова. Москва. «Просвещение» 1990г;
4. «Мы играем и поём» С. И. Пушкина. Инсценировки русских народных игр, песен, хороводов. Москва. «Школьная пресса» 2001г;
5 «Потешки и забавы для дошкольников» Выпуск №1 Москва «Советский композитор» 1988г;
6. Иллюстрированный журнал «Георгий Победоносец»;
7. «Вспомним забытые игры» С. К. Якуб Москва «детская литература» 1988г.
8. Поёт фольклорный ансамбль «Перепёлочка» выпуск 1;выпуск 2.
9.»Музыка и движение». С. И. Бекина. Москва 2Просвещение» 1984г.
10. Журнал «Справочник старшего воспитателя» №1 январь 2015 г.
11. Энциклопедия дошкольника. Издательство «ЭКСМО» 2011г.
12. Русское народное детское музыкальное творчество. Г. Науменко. Москва «Советский композитор» 1988г.
7. Приложения.
1.https://yandex.ru/images/search?text=фото%20Святой Георгий Победоносец &stype=image&lr=39&n
2.https://yandex.ru/images/search?text=фото%20атрибуты. Домашние животные %20атрибуты&stype=image&lr=39&noreask=1&parent
3.https://www.donland.ru/news/Картинки о праздновании Егория Вешнего?pageid=92218&mid=83793&itemId=74013
4.https://special.donland.ru/Default.aspx?PageId=129321
5.https://yandex.ru/images/search?text=печенье на Егория Вешнего%20
8. Ресурсы:
Компьютер, книги, иллюстрационные альбомы, музыкальные инструменты, костюмы донского казачества