Татьяна Евачева
Проект «Духовно-нравственное воспитание посредством сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Доброта должна стать таким же обычным
состоянием человека, как мышление.
Она должна войти в привычку.
В. А. Сухомлинский
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, безопасность.
Актуальность.
В. А. Сухомлинский называл сказку «активным творчеством», захватывающим все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувство, волю. За основу мы взяли Русские Народные Сказки, потому что русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению, позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи христианские принципы православия; темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок. А создатели детских современных мультфильмов, искажают первоначальный смысл сказки, превращают сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное.
Публикация «Проект „Духовно-нравственное воспитание посредством сказки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации, верить в силу любви и добра. Герои сказок помогают усвоить непреложные законы духовной жизни, утверждающие, что каждый поступок приводит к тому или иному следствию: за добро воздается добром, за зло – злом; чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут ;любое дело легче делать сообща; надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком.
Основные задачи духовно-нравственного воспитания в системе образования:
1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
3. формирование межличностных отношений и т. д.
Задача воспитания духовно-нравственных чувств, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решением данной проблемы стала реализация этого проекта.
Проблема: К сожалению, в наше время сказки, как и многие художественные произведения, не в полной мере используются для развития детей, формирования их нравственных качеств. На телевидении засилье иностранных мультфильмов, язык которых далек от совершенства, а специфика западной жизни не всегда понятна нашим детям. Из бесед с родителями я выяснила, что они понимают, что сказка занимает большое место в жизни ребенка, но временной дефицит и неумение работать над сказкой, не позволяет использовать ее в полной мере в семье.
Гипотеза.
Если создать благоприятные условия для использования сказки в повседневной деятельности детей, то возможно более глубокое развитие нравственных качеств: уверенность в торжестве правды, победе добра над злом, формированию общечеловеческих ценностей.
Цель: Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка, предание ценности совместного творчества детей и их родителей. Формировать духовный багаж ребенка посредством музыки, сказки и живописи, прививая ему общечеловеческие качества. Закрепление и систематизация знаний детей о сказках.
Задачи:
Обучающие: Формировать представление о духовно – нравственных нормах: добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие-лень; Продолжать учить детей давать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей; Обогащать представления детей о содержании русских народных сказок, фольклора, литературных и музыкальных произведений; Продолжать учить детей понимать чувства и переживания других людей, проявлять эмоциональную отзывчивость по отношению к людям, сказочным героям;
Развивающие: Развивать в играх, творчестве положительные нравственные качества на основе сказочных сюжетов; Развивать диалогическую и монологическую речь в общении со взрослыми и сверстниками;
Воспитательные : Воспитывать у детей интерес к литературным произведениям; Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками и взрослыми
Предполагаемый результат:
Сформируются представления о духовно – нравственных нормах: добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень. Сформируется умение детей давать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей; Сформируются умения детей понимать чувства и переживания других людей, проявлять эмоциональную отзывчивость по отношению к людям; Сформируются представления детей о содержании русских народных сказок, фольклора, литературных и музыкальных произведений;
Участники проекта
• дети
• воспитатели
• специалисты ДОУ
• родители
Сроки реализации
Долгосрочный: 1 год
1 этап Информационно-накопительный:
o Изучение интереса детей для определения целей проекта.
o Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
o Обращение к специалистам.
2 этап. Разработка проекта
1. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
2. Разработка познавательных видов деятельности (беседы, оформление детских работ, рассматривание иллюстраций, картины).
3. Планирование игровых видов деятельности.
4. Взаимодействие с семьёй.
3 этап Реализация проекта
Дата Тема Содержание
Октябрь 2019 «Там, где дружат – живут не тужат» (по сказке «Репка»).
Подводить детей к пониманию значимости малой помощи в общем деле.
Ноябрь 2019 «Друг познается в беде (По сказке «Кот и Петух»)
Формировать представления о дружбе и послушании.
Декабрь 2019 Лучше горькая правда, чем сладкая ложь
(По сказке «Колобок»)
Расширять представления детей о взаимоотношениях между людьми
Январь 2020 «Живи смирнее, будешь всем милее»
(По сказке «Волк и семеро козлят»)
Расширять представления детей о необходимости послушания
Февраль 20120 «Поможем ежику» Расширять представления детей о необходимости труда и помощи
Март 2020 «Была бы охота, заладится любая работа»
(По рассказу «Ворона и кувшин»)
Учить понимать нравственные качества: находчивости, настойчивости при достижении цели.
Апрель 2016 «Правда дороже денег» (По сказке «Пастух и волки»)
Учить детей ценить правдивость и не творить ложь, обман, глупые шутки, понимая их вредность.
Май 2016 «Глупый киснет, а умный мыслит
(По сказке «Маша и медведь»)
Воспитывать в детях трудолюбие, послушание
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
• Дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Чудесный сундучок», «Отгадай сказку».
• Сюжетно-ролевые игры.
• Познавательное развитие
• Экскурсии по музею детского сада.
• Организовывается работа по сбору иллюстративного материала.
• Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: «Там, где дружат – живут не тужат» (по сказке «Репка», «Друг познается в беде (По сказке «Кот и Петух», Лучше горькая правда, чем сладкая ложь (По сказке «Колобок», «Поможем ежику», «Была бы охота, заладится любая работа» (По рассказу «Ворона и кувшин», «Правда дороже денег» (По сказке «Пастух и волки», «Глупый киснет, а умный мыслит (По сказке «Маша и медведь»)
• Посещение музея. Встреча в музее – родители, дети.
Продуктивная деятельность
• Рисование по сказке «Колобок»
• Лепка по сказке «Репка»
• Создание папки рисунков «Моя любимая сказка»
• Создание альбома «Мой любимый сказочный персонаж»
Развитие речи
• составление творческих рассказов «Моя семья»
• беседы с детьми «Добрые слова», «Моя любимая мама», «Сказки добрые друзья», «Поговорим о доброте».
Ознакомление с художественной литературой
• знакомство с творчеством детских писателей России и Мордовии (библиотека)
• Разучивание стихов, потешек.
Музыка
• Знакомство с русским народным инструментом – гуслями.
Формы и методы работы с родителями
1. Беседы с родителями о важности данной проблемы
2. Оформление папки-передвижки «Сказка в жизни ребенка»
3. Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»;
4. Рекомендации «Как сделать речь ребенка образной и выразительной с помощью сказок»
5. Помощь в изготовлении костюмов для инсценирования сказок.
6. Сочинение сказок. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
7. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
4 этап. Презентационно - завершающий
1. Оформление книжного уголка «Сказки наши друзья»
2. Открытое занятие “Поможем ежику”
3. Выставка продуктов детской деятельности.
4. Оценка этапов реализации проекта детьми.
5 этап. Контрольно-рефлексивный
1. Подведение итогов.
2. Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”