Людмила Долгошеева
Проект «Духовно–нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Духовный человек мыслит своими мыслями мыслями,
а чувствует чужими чувствами….
(Л. Н. Толстой)
Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения –это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания.
Издавна в отечественной педагогике воспитание тесным образом связывалось с развитием духовно -нравственной сфере создания человека мыслящего, добродетельного,милосердного, совестливого,верящего в возможность совершенствования мира и людей,честного, трудолюбивого, скромного, уважительного,а значит и ответственного.
Публикация «Проект „Духовно–нравственное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. Именно в этот период происходит приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям, формируется такие духовные начала, как любовь к родным и близким, чувство долга, стремление к добродетели, совестливость и справедливость.
Формирование нравственных и этнических ценностей родной культуры с раннего детства –это самый единственный, а потому и самый верный способ воспитания нравственности духовности.
В содержание духовно-нравственного воспитания входят :
• События в потоке времени: даты календаря, даты православного и земледельческого календаря, события в жизни семьи, города, края.
• Судьбы людей в истории (близких ребенку, участников исторических событий).
• Развитие народной культуры и цивилизации: декоративно-прикладное искусство, живопись, архитектура, костюм, предметы быта, техника, вооружение.
• Роль событий, людей, культуры, ценностей в жизни народа и страны.
Цель воспитания — развитие нравственных качеств личности ребенка.
Задачи образования:
• Познавательные:
1. Создать условия для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств.
2. Формировать впечатления об исторической, культурной традиции народа через театр, игру, сказку.
3. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
4. познакомить с простейшими православными понятиями, связанных с датами календаря, объяснение их значения, сути и ценности в жизни культуре россиян.
5. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь.
6. Познакомить детей с традиционной кухней Православного праздника (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины).
7. Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями (Рождество и Воскресение Иисуса Христа)
• Воспитательные :
1. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа.
2. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым.
3. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.
• Развивающие:
1. Развивать интеллектуальные способности детей;
2. Совершенствовать речь: словарный запас, выразительность, структуру и правильность построения фраз; функции (диалоговую, описательную, повествовательную доказательную);
3. Развивать мышление: анализирующее, ассоциативное, диалектическое;
4. Развивать воображение: воспроизводящее, воссоздающее творческое;
5. Развивать эмоционально-волевую сферу: (культуру, духовный отклик)
Дидактические средства:
• Традиции, обряды народных праздников и быта россиян;
• Былины, сказки, пословицы (фольклор);
• Народные игрушки;
• Предметы быта;
• Предметы декоративно-прикладного искусства;
• Книги: энциклопедии, буклеты, детская художественная литература по страницам истории;
• Фотографии;
• Репродукции, иллюстрации;;
• Схемы, модели, символы (геральдика);
• Видео, аудио продукция.
Методы работы с детьми:
1. Наглядные:
показ наглядно –демонстрационного материала, экскурсии, наблюдения,
проведение дидактических игр, просмотр видео материалов.
2. Словестные:
Сообщение материала педагогом, чтение, литературных произведений,
Загадывание загадок,разучивание стихов.
3. Практические:
Организация продуктивной деятельности, игр различной направленности, праздников и развлечений, трудовой деятельности.
Формы работы с родителями:
Диагностического характера:
1. Анкетирование.
2. за круглым столом.
Информационно – методического характера:
1. Информационные стенды.
2. Тематические родительские собрания.
3. Индивидуальные консультации и беседы.
4. Открытыепоказы.
Культурно – массового характера:
1Праздники_и развлечения.
2. экскурсии.
с педагогами и сотрудниками до
1. консультации;
2. педсоветы, семинары-практикумы;
3. экскурсии в Храм;
4. беседы, беседы-диспуты;
5. подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми;
6. анкетирование и тестирование;
подготовка и проведение занятий-утренников.
Утренники угощением традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д.
Атмосфера игры и праздника, веселья, угощение воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо.
Нужно отметить, что во время воспитательно-образовательного процесса педагоги имеют прекрасную возможность формировать, и направлять нравственную составляющую детского характера.
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества». «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.
Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно.
Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства.
Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.
Педагоги, родители, работники учреждений культуры знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение, с их бытовым и эстетическим назначением. Воспитатели помогают понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Например, в Центральной России — это резьба по дереву, изготовление гончарных изделий как необходимых предметов быта.
Взрослые знакомят детей с колокольчиками и колоколами, их назначением. Старшим дошкольникам рассказывают о роли колокола в жизни предков — извещать о празднике, пожаре, приближении неприятеля, о прибытии высокого гостя.
Работа по нравственному воспитанию не заканчивается на занятии, ведь потом ребята рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, поздравляют сами друзей и близких, показывают рисунки дома, составляют с воспитателями фотоальбом о праздниках. Зачастую есть необходимость и в предварительной работе с ребятами, особенно перед праздниками Рождества, Пасхи, Святителя Николая. Детям читают художественные произведения к празднику, учат с ними стихи, беседуют о семейных традициях Православного праздника.
В заключении хочется отметить: данная концепция работы духовно-нравственного воспитания дошкольников позволяет :
• Сформировать гармоничную духовно-здоровую личность ребенка.
• Сформировать навыки межличностного общения детей с позиции равенства, уважения, взаимопонимания.
• Воспитать средствами театрально-музыкального искусства чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла