Василихина Виктория
Проект «Дружная семья не знает печали»
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "Малая Родина". Откуда он родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Публикация «Проект „Дружная семья не знает печали“» размещена в разделах
Цель проекта : Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. Воспитание у детей чувства долга перед семьей.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Формировать представления о родственных отношениях.
3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.
4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
5. Воспитывать интерес к своей родословной.
6. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».
7. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Вид деятельности: проект.
Возрастная группа: дети 6-7 (8) лет.
Тема проекта : «Дружная семья не знает печали»
Вид проекта : творческий, групповой, семейный.
Срок реализации проекта : долгосрочный
Продолжительность проекта : 1год
Состав проектной группы : воспитанники детского сада, педагоги, родители, музыкальный руководитель.
Руководители проекта :
Василихина Виктория Александровна
Место проведения: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №19 «Алёнушка» г. Южно-Сахалинска
Сроки проведения: сентябрь 2020 г. – май 2021 г.
Ожидаемый результат проекта
Дети: За время реализации проекта «Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, укрепление доверительных, партнёрских отношений.
План работы:
Этапы реализации проекта
• Подготовительный этап
• Основной этап
• Заключительный этап
I этап – подготовительный
• Анкетирование детей по проблеме
• Определение цели и задач
• Создание необходимых условий для реализации проекта
II этап – основной (практический)
• Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.
Дата Содержание работы Участники Ответственные
Сентябрь 2020г - Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
- Подбор методической литературы по данной теме для реализации проекта (журналы, статьи, и т. п.).
- Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.
- Создание развивающей среды;
- Разработка занятий и плана мероприятий по теме проекта.
- Разработка рекомендаций для родителей.
- Подбор репродукций художественных картин на данную тематику.
- Опрос детей «Что я знаю о семье?», с целью выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта. Воспитатели, родители, дети Воспитатели
Основной этап
Сентябрь 2020г - Беседа «Дружная семья». Обсудить с детьми понятие «дружная семья», воспитывать доброжелательное отношение к членам семьи (маме, папе, бабушке, дедушке, к братьям и сестрам). Обсудить с детьми, как близкие заботятся о них.
- Музыкальное упражнение «Спой свое имя». Формировать у детей умение самостоятельно подбирать интонацию, пропевая свое имя.
- Предварительная работа к сюжетно-ролевой игре «Семья». Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Семья»; игры-занятия: «Малыш проснулся», «Куклы собираются на прогулку». Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов. Дети, воспитатели воспитатели
Октябрь 2020г - Рассматривание семейных фотографий. Учить детей рассказывать о членах семьи.
- Сюжетно-ролевая игра «Больница», сюжет «У врача». Углубить знания детей о деятельности врача, активизировать в речи названия медицинских инструментов.
- Дидактическая игра «Ласковые слова». Учить детей образовывать «ласковые слова» на основе различных существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Чтение художественной литературой. Рассказ М. Зощенко «Показательный ребенок». Предложить вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений, помочь вспомнить знакомых персонажей, рассказать о них по вопросам.
- Музыкальная игра «Дедушка Мазай». Учить детей под музыку выполнять движения, соответствующие словам: «сеять», «молотить», «косить» и др.
- Оформление папки-передвижки для родителей «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной». Дети, воспитатели Воспитатели
Ноябрь 2020г - Беседа «Жили у бабуси». Учить детей уважительно рассказывать о своих бабушках, побуждать ребят помогать им, быть к ним внимательными, вежливыми. Воспитывать любовь к людям старшего поколения, отзывчивость.
- Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». Формировать у детей умение брать на себя роли, предполагающие заботу о других людях, бережное отношение к ним.
- Малоподвижная игра «Наседка и цыплята». Учить детей подлезать под веревку правым и левым боком, не касаясь руками пола, способствовать формированию правильной осанки.
- Работа с родителями. Нарисовать рисунок с родителями «Моя семья».
- Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Сюжет «Подарок маме». Совершенствовать умение детей объединяться в игре, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом. Воспитание у детей уважения к труду продавца.
- Дидактическая игра «Кто знает?» Закреплять знания детей о профессиях их родителей, трудовых действиях людей разных профессий.
- Строительный игры «Строим дом». Организовать применение детьми умения ритмически располагать кирпичики в ряд, соблюдать при постройке несложной конструкции симметрию. Дети, воспитатели, родители. Воспитатели
Декабрь 2020г - Рассматривание иллюстраций Ю. А. Васнецова к книге «Три медведя». Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, знакомить с иллюстрациями Ю. Васнецова, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.
- Дидактическая игра «Наши имена». Закрепить правильное произнесение детьми определенных звуков в словах, учить ребят выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух, упражнять в произнесение звука «ш».
- Предварительная работа к сюжетно-ролевой игре «Магазин» : изготовление атрибутов (пошив кукольной одежды при помощи родителей, изготовление вешалок и стоек, зеркала из фольги).
- Пальчиковая гимнастика «Дом».
Способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику; добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук.
- Ознакомление с художественной литературой. Рассказ В. Вересаева «Братишка». Учить детей слушать рассказы, отвечать на вопросы о действиях героев произведения, давать им оценку, рассказывать, как каждый из детей поступил бы на месте персонажей в той или иной ситуации.
Дети, воспитатели Воспитатели
Январь 2021г - Рассматривание альбома о профессиях. Продолжать знакомить детей с трудом взрослых, различными профессиями (врач, медсестра, парикмахер, строитель, продавец, почтальон, показать общественную значимость труда, взаимосвязь разных профессий. Учить называть профессии своих родителей.
- Строительные игры. «Строим двухэтажный дом».
Закрепить умения детей сооружать высокие постройки с перекрытиями, делать их прочными, укладывая в основание большие детали, самостоятельно отбирать нужные детали для постройки. Учить использовать постройки для совместной игры.
- Пальчиковая гимнастика «Семья».
Обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время НОД, активизировать дыхание, развитие мелкой моторики рук, глазной и ручной координации. Дети, воспитатели Воспитатели
Февраль 2021г - Рассказывание сказки «Три медведя». Учить детей составлять пересказ с опорой на иллюстрации (соотносить изображенное на рисунке с содержанием сказки, описывать персонажей, рассказывать об их характере, действиях).
- Дидактическая игра «Чьи детки?» Закрепить знания детей о домашних животных, их детенышах, голосах животных, упражняться в правильном звукоподражании.
- Просмотр презентации «Я и моя семья». Учить детей составлять небольшой рассказ о своей семье. Развивать и обогащать речь детей. Дети, воспитатели Воспитатели
Март 2021г - НОД ОО «Речевое развитие» /развитие речи/ Составление рассказа по картине «Мама моет посуду» закрепить умения детей составлять рассказ по картине; закрепить умение образовывать имена существительные – названия посуды
- Беседа «Моя семья» (с рассматриванием репродукции картины М. В. Савченковой «Семья тракториста») Вызвать у детей желание рассказать о своих семьях, профессиях их родных, о том, как дети проводят свободное время с родителями; учить детей понимать содержание произведения, описывать действия людей, изображенных на картине, выделять основные цвета; воспитывать интерес к произведениям искусства; развивать связную речь.
- Сюжетно-ролевая игра «Семья». Сюжет «Что у нас на обед?» Продолжать учить детей создавать игровые ситуации с игрушками, разворачивать сюжет, строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками.
- Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Вкусное варенье», «Блинчик»
Развивать артикуляционный аппарат детей (вырабатывать высокий подъем широкой передней части языка, укреплять мышцы и развивать подвижность языка). Дети, воспитатели Воспитатели
Апрель 2021г - НОД ОО «Познание» /ФЦКМ/ «Моя семья»
- Сюжетно-ролевая игра «Больница», сюжет «Вызов врача на дом». Учить детей действовать в соответствии с правилами игры, активизировать речь детей. Воспитывать уважение к профессии врача.
- Театрализованная игра «Курочка - ряба» Формировать у детей навыки драматизации: учить передавать образы персонажей сказки при помощи движений, мимики, выражать соответствующие эмоции, передавать черты характера, повадки.
- Ознакомление с художественной литературой. Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка». Учить детей высказывать свое мнение о том, как будут развиваться события, сопоставлять действия Красной Шапочки с тем, чему учила ее мама. Дети, воспитатели Воспитатели
Май 2021г - Рассматривание альбома «Домашние животные».
Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде; учить детей различать и узнавать животных и их детенышей, правильно называть их.
- Дидактическая игра «Чьи детки?» Закрепить знания детей о домашних животных, их детенышах, о их голосах; упражнять правильном звукопроизношении.
- Игра-драматизация «Дружная семья». Развивать у детей выразительность интонации, мимики, движений, учить подбирать их в соответствии с характером персонажей. Развивать у детей способность к пониманию партнеров, умение ориентироваться на них в ходе игры. Дети, воспитатели Воспитатели
• Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»
• Выставка поделок «Генеалогическое древо семьи»
• Создание папки-передвижки «Тайна имени»
• Совместное изготовление родителей и детей атрибутов для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин».
• Разработка консультации для родителей, памяток для родителей
III этап-заключительный
• Обработка результатов по реализации проекта
• Выставка семейных поделок «Наши «Очумелые» бабушки и дедушки»
• Итоговое мероприятие музыкально – спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья»
• Презентация проекта на педагогическом совете «Наша дружная семья в детском саду»
Формы организации проекта :
• Опрос, беседы, рассматривание с детьми иллюстраций, картин.
• Использование ИКТ, просмотр презентаций по данной тематике
• Чтение художественной литературы.
• НОД.
• Игры: театрализованные сюжетно – ролевые, дидактические, игры из строительного материала и т. д.
• Консультации, папки – передвижки, памятки для родителей.
• Выставка рисунков «Генеалогическое древо семьи», «Герб семьи».
• Выставка семейных поделок.
• Взаимодействие с социумом: библиотека «Дружбы Народов»
• Итоговое мероприятие музыкально – спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья»