Папки-передвижки

Проект дошкольной группы «Радуга»

Екатерина Перец
Проект дошкольной группы «Радуга»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кирюшкинская средняя общеобразовательная школа»

461612, с. Кирюшкино, ул. Школьная, 1, телефон: 8 (35352) 55-6-27

E-mail: margarita-galkina@yandex.ru

Проект дошкольной группы «Радуга»

«приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Разработала воспитатель:

Перец Е. П.

2024 г.

Актуальность

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём крае, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования является использование потенциала регионального компонента.

Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью и обеспечивает интеграцию в разных видах детской деятельности.

Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно – нравственного развития ребёнка является «осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его района, области, города, страны». В данном проекте речь идет о значении истории родного края и ее влияние на патриотическое воспитание дошкольников.

Хотя применение историко-краеведческих материалов в ДОУ имеет некоторый опыт, однако историческое краеведение, как наука еще не получило достаточного отражения в системе дошкольного образования и до сих пор не была предложена целостная научно-методическая система использования историко-краеведческих материалов в образовательном процессе.

Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала является то, что он

должен соответствовать основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшим по объему и посильным для самостоятельного анализа воспитанниками. Краеведческий материал может включаться в образовательный процесс в разных формах, работа с ним осуществляется различными приемами. Краеведческий материал, включаемый в занятие, вызывает в сознании воспитанников связь истории с окружающей их конкретной обстановкой, ведет к развитию интереса к образовательному процессу в ДОУ и повышению качества знаний.

Цель и задачи проекта

Цель: формирование познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края.

Задачи:

- Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины;

- Формировать представления о достопримечательностях родного края, исторических корнях района, символике.

- Расширять представления о природных богатствах Оренбургской области: растительном и животном мире; полезных ископаемых;

- Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям;

- Сформировать ценностные отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;

- Вызвать потребность и желание как можно больше узнать о своей малой Родине;

- Развивать у дошкольников навыки познавательно - исследовательской, творческой деятельности.

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации проекта

Принцип научности – предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к художественной литературе, окружающему миру; формирование основ научного мировоззрения.

Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.

Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания.

Принцип системности – предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления об окружающем мире, в котором все объекты, процессы, явления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.

Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Кроме того, в программе предусматривается решение целей и задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:

- системно-деятельностный подход, обеспечивающий возможности детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике, формирующий умение рефлексировать. Данный подход нацелен на формирование развитой личности, помогает раскрепостить детей, развивать у них самостоятельность, двигательную активность;

- гуманитарный подход предполагает обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов; удовлетворение его потребностей, т. е. становление в каждом ребенке субъективности;

- культурологический подход опосредуется принципом культуросообразности воспитания и обучения и позволяет рассмотреть воспитание как культурный процесс, основанный на присвоении ребенком ценностей общечеловеческой и национальной культуры;

- возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др., а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей;

- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания.

1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитан проект

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становление основ личности ребенка, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения им опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми.

В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада; в более старшем возрасте - мир родного края и, наконец, мир родной отчизны - России.

Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.

Центральным звеном социализации является воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семьи, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к родному краю. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы

общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в

самостоятельной деятельности.

В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей.

Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста проекта.

Реализация проекта будет способствовать достижению следующих результатов:

- Ребенок имеет представление о географических, климатических, социально-экономических особенностях Оренбургской области, умеет различать символику поселка, города, округа. Знает названия близлежащих улиц, основные социальные объекты и достопримечательности поселка. Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и центральных улицах села. Знает и стремится выполнять правила поведения в природе и на улицах поселка, умеет составлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути в детский сад и обратно домой»:

- Ребенок имеет элементарные представления о жизни, быте, культуре народа, различает и называет национальные костюмы, имеющихся в группе национальностей, умеет играть в их подвижные игры. Имеет элементарные представления об охране природы, о заповедниках, о красной книге;

- Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному поселку, городу, его истории, необычным памятникам, зданиям;

- Ребенок проявляет интерес к малой родине.

С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины, в детское коллекционирование. Ребенок проявляет инициативу в социально-значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям поселка, города. Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).

1.6. Обоснование выбора содержания проекта.

Основная образовательная программа ДОУ обеспечивают приобщение к общекультурным и национально-значимым условиям, формированию общей базовой культуры. Но появляется необходимость учета личностных особенностей, потребностей, интересов, склонностей дошкольников и педагогов.

Проект предполагает обеспечение потребностей и интересов в области дошкольного образования, отражает национальное своеобразие культуры, традиций, искусства, способствующие значительному повышению уровня качества дошкольного образования. Основная задача проекта — как можно больше и глубже дать детям представлений об истории, традициях, ценностях, культуре Оренбургского края.

Именно с дошкольного возраста необходимо вкладывать в детей представление о том, что человек воспринимается в единстве природных, социальных, духовных начал. От человека в дальнейшем зависит сохранность земли, мира на земле, умножение ее богатств. Каким будет наш край, зависит от всех нас сегодня.

Постепенно дети рано или поздно приходят к осознанию себя в социальном мире: семье, детском саду, месту, где живут (город, село, поселок) и соотносят свою принадлежность к этому месту. Словно за этим стоит не только география места обитания, но и особая “тайна”, особый стиль жизни, особая традиция в быту, играх, праздниках, манере одеваться, разговаривать, вести себя дома и в общественных местах. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, поэтому необходимо приобщать их к пониманию истории своего края, его природного своеобразия.

Изучив наследие родного края, определяется ценность этих объектов не только с научно-познавательной и экологической стороны, но и этической, поскольку их охрана обращает внимание детей на гуманное отношение к. окружающей нас природе, способствует осознанному восприятию природы «малой родины».

1.7. Формы подведения итогов реализации проекта.

Наблюдение процесса развития патриотических качеств у детей, заполнение Карты наблюдения. Изучение и анализ продуктов деятельности детей, внесение информации в Карту наблюдения. Организация выставки детских работ: «Хлебный край, Оренбуржье», «Макаронные фантазии». Составление коллажа «Заповедник», «Времена года. Оренбуржье». Организация выставки фотографий родителей на тему: «Любимый край, благословенный!», «Мой поселок». Организация музыкально-спортивных праздников, развлечений:

- День народных игр;

- Музыкальный досуг «Шумят хлеба», «Кто любит трудиться, тому на месте не сидится»

Фото материалы посещения народного музея с. Кирюшкино воспитанниками дошкольной группы «Радуга».

Публикации по теме:

Детский творческий проект «Поэтическая радуга»Детский творческий проект «Поэтическая радуга» 2018 год Проект подготовили: Кузнецова Марина Рафаильевна - музыкальный руководитель, Наволоцкая С. Н., Кучина Т. В., Белозерцева Н. Ю., Савина.

Краткосрочный проект «Моя малая Родина» для старшей дошкольной группы детского садаКраткосрочный проект «Моя малая Родина» для старшей дошкольной группы детского сада Краткосрочный проект «Моя малая Родина» для старшей дошкольной группы детского сада Продолжительность: краткосрочный Тип проекта: информационно.

Краткосрочный проект «Зимующие птицы нашего края» для старшей дошкольной группы детского сада Краткосрочный проект «Зимующие птицы нашего края» для старшей дошкольной группы детского сада. Введение Составитель: Храпатая Любовь Алексеевна,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект дошкольной группы «Радуга»
Опубликовано: 31 октября 2024 в 09:39
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект дошкольной группы «Радуга»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Перец в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД