Екатерина Перец
Проект дошкольной группы «Радуга»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кирюшкинская средняя общеобразовательная школа»
461612, с. Кирюшкино, ул. Школьная, 1, телефон: 8 (35352) 55-6-27
E-mail: margarita-galkina@yandex.ru
Проект дошкольной группы «Радуга»
«приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Разработала воспитатель:
Перец Е. П.
2024 г.
Актуальность
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём крае, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования является использование потенциала регионального компонента.
Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью и обеспечивает интеграцию в разных видах детской деятельности.
Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно – нравственного развития ребёнка является «осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его района, области, города, страны». В данном проекте речь идет о значении истории родного края и ее влияние на патриотическое воспитание дошкольников.
Хотя применение историко-краеведческих материалов в ДОУ имеет некоторый опыт, однако историческое краеведение, как наука еще не получило достаточного отражения в системе дошкольного образования и до сих пор не была предложена целостная научно-методическая система использования историко-краеведческих материалов в образовательном процессе.
Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала является то, что он
должен соответствовать основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшим по объему и посильным для самостоятельного анализа воспитанниками. Краеведческий материал может включаться в образовательный процесс в разных формах, работа с ним осуществляется различными приемами. Краеведческий материал, включаемый в занятие, вызывает в сознании воспитанников связь истории с окружающей их конкретной обстановкой, ведет к развитию интереса к образовательному процессу в ДОУ и повышению качества знаний.
Цель и задачи проекта
Цель: формирование познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края.
Задачи:
- Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины;
- Формировать представления о достопримечательностях родного края, исторических корнях района, символике.
- Расширять представления о природных богатствах Оренбургской области: растительном и животном мире; полезных ископаемых;
- Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям;
- Сформировать ценностные отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;
- Вызвать потребность и желание как можно больше узнать о своей малой Родине;
- Развивать у дошкольников навыки познавательно - исследовательской, творческой деятельности.
Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации проекта
Принцип научности – предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к художественной литературе, окружающему миру; формирование основ научного мировоззрения.
Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.
Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания.
Принцип системности – предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления об окружающем мире, в котором все объекты, процессы, явления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.
Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Кроме того, в программе предусматривается решение целей и задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
- системно-деятельностный подход, обеспечивающий возможности детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике, формирующий умение рефлексировать. Данный подход нацелен на формирование развитой личности, помогает раскрепостить детей, развивать у них самостоятельность, двигательную активность;
- гуманитарный подход предполагает обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов; удовлетворение его потребностей, т. е. становление в каждом ребенке субъективности;
- культурологический подход опосредуется принципом культуросообразности воспитания и обучения и позволяет рассмотреть воспитание как культурный процесс, основанный на присвоении ребенком ценностей общечеловеческой и национальной культуры;
- возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др., а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей;
- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания.
1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитан проект
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становление основ личности ребенка, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения им опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми.
В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада; в более старшем возрасте - мир родного края и, наконец, мир родной отчизны - России.
Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.
Центральным звеном социализации является воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семьи, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к родному краю. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы
общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в
самостоятельной деятельности.
В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей.
Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста проекта.
Реализация проекта будет способствовать достижению следующих результатов:
- Ребенок имеет представление о географических, климатических, социально-экономических особенностях Оренбургской области, умеет различать символику поселка, города, округа. Знает названия близлежащих улиц, основные социальные объекты и достопримечательности поселка. Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и центральных улицах села. Знает и стремится выполнять правила поведения в природе и на улицах поселка, умеет составлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути в детский сад и обратно домой»:
- Ребенок имеет элементарные представления о жизни, быте, культуре народа, различает и называет национальные костюмы, имеющихся в группе национальностей, умеет играть в их подвижные игры. Имеет элементарные представления об охране природы, о заповедниках, о красной книге;
- Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному поселку, городу, его истории, необычным памятникам, зданиям;
- Ребенок проявляет интерес к малой родине.
С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины, в детское коллекционирование. Ребенок проявляет инициативу в социально-значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям поселка, города. Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).
1.6. Обоснование выбора содержания проекта.
Основная образовательная программа ДОУ обеспечивают приобщение к общекультурным и национально-значимым условиям, формированию общей базовой культуры. Но появляется необходимость учета личностных особенностей, потребностей, интересов, склонностей дошкольников и педагогов.
Проект предполагает обеспечение потребностей и интересов в области дошкольного образования, отражает национальное своеобразие культуры, традиций, искусства, способствующие значительному повышению уровня качества дошкольного образования. Основная задача проекта — как можно больше и глубже дать детям представлений об истории, традициях, ценностях, культуре Оренбургского края.
Именно с дошкольного возраста необходимо вкладывать в детей представление о том, что человек воспринимается в единстве природных, социальных, духовных начал. От человека в дальнейшем зависит сохранность земли, мира на земле, умножение ее богатств. Каким будет наш край, зависит от всех нас сегодня.
Постепенно дети рано или поздно приходят к осознанию себя в социальном мире: семье, детском саду, месту, где живут (город, село, поселок) и соотносят свою принадлежность к этому месту. Словно за этим стоит не только география места обитания, но и особая “тайна”, особый стиль жизни, особая традиция в быту, играх, праздниках, манере одеваться, разговаривать, вести себя дома и в общественных местах. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, поэтому необходимо приобщать их к пониманию истории своего края, его природного своеобразия.
Изучив наследие родного края, определяется ценность этих объектов не только с научно-познавательной и экологической стороны, но и этической, поскольку их охрана обращает внимание детей на гуманное отношение к. окружающей нас природе, способствует осознанному восприятию природы «малой родины».
1.7. Формы подведения итогов реализации проекта.
Наблюдение процесса развития патриотических качеств у детей, заполнение Карты наблюдения. Изучение и анализ продуктов деятельности детей, внесение информации в Карту наблюдения. Организация выставки детских работ: «Хлебный край, Оренбуржье», «Макаронные фантазии». Составление коллажа «Заповедник», «Времена года. Оренбуржье». Организация выставки фотографий родителей на тему: «Любимый край, благословенный!», «Мой поселок». Организация музыкально-спортивных праздников, развлечений:
- День народных игр;
- Музыкальный досуг «Шумят хлеба», «Кто любит трудиться, тому на месте не сидится»
Фото материалы посещения народного музея с. Кирюшкино воспитанниками дошкольной группы «Радуга».