Наталья Сергеенко
Правила безопасности в сказках для младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Программа ОБЖ в начальной школе включает в себя следующие разделы :
- ребенок на улицах города ;
-ребенок в общении с другими людьми.
-безопасность в быту.
-ребенок и природа.
-ребенок и здоровье
Младшие школьники (особенно первоклассники) частично еще мыслят образами, и усвоить нужный материал им легче с помощью сказок, историй, игр.
Публикация «Правила безопасности в сказках для младших школьников» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Так, вспоминая знакомые с детства сказки, педагог может систематизировать и активизировать ранее полученные по безопасности знания, помочь ребенку по-новому взглянуть на сказку, тем самым подтолкнув его мысль к развитию умения анализировать художественное произведение.
Ребенок в общении с другими людьми.
Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. На занятиях, в беседах я учу детей тому, что внешность бывает обманчива, и не надо доверять незнакомцам, вступать с ними в разговор, брать у них игрушки или сладости. Рассказываю ребятам и ситуациях насильственного поведения взрослого по отношению к ребенку, которые могут возникнуть. При этом, в подкрепление своих слов я использую примеры из знакомых сказок и литературных произведений:
Так, злая мачеха прикинулась доброй старушкой и угостила красавицу отравленным яблоком в сказке «Белоснежка и семь гномов». Мы помним, что для главной героини этот поступок закончился трагически. Это пример того, что нельзя доверять благовидной внешности и принимать заманчивые подарки у незнакомых людей. Этому же детей учат и русские народные сказки "Кот, петух и лиса", «Жихарка».
Читая с детьми сказку "Заюшкина избушка», я учу ребят тому, что надо не хныкать, когда тебя обижают, а звать на помощь и обороняться самим.
В жизни ребенка может случиться печальная ситуация, когда он испытывает угнетающее давление, иногда даже с рукоприкладством, со стороны близких людей, членов своей семьи. Такую же ситуацию дети видят в сказке «Морозко» и «Госпожа Метелица», когда мачеха унижает падчерицу и держит ее в черном теле. Здесь мы должны научить ребенка понимать, что к нему применяются действия насильственного характера и задать ему алгоритм действий в этом случае (обратиться за помощью к сотрудникам детского сада, например) .
Такая простая сказка как «Колобок» тоже имеет очень глубокий подтекст с точки зрения безопасности : учит ребенка не убегать без спроса из дому, не доверять добрым, казалось бы, словам незнакомца, быть более бдительным.
Также на занятиях мы разыгрываем разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами. Такую реальную ситуацию можно подкрепить сказочным сюжетом, например «Волк и семеро козлят», «Три поросенка».
Ребенок и природа
Знакомя детей с правилами безопасного поведения в лесу, я учу детей не отходить от тропинки, держаться в поле зрения старших, сразу же звать на помощь, если все же заблудились, не заходить в незнакомые строения, не употреблять воду из грязных источников и водоёмов, не трогать и не пробовать на вкус незнакомые ягоды и грибы и т. д. Здесь хорошим подспорьем для меня служат сюжеты таких замечательных сказок, как «Маша и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три медведя».
С помощью сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» можно объяснить ребенку, что переправляться на другой берег ручья надо по крепкому, надёжному мосту, а не по тонкой веточке (соломинке в случае персонажей сказки)
Вспомните сказку «Мальчик с пальчик» Ш. Перро. Там главный герой, чтобы не заблудиться в лесу, просыпал за собой дорожку из крошек – чем вам не совет по безопасному поведению в лесу.
Ребенок и здоровье
Часто мы с детьми беседуем о том, что нужно бережно относиться к своему здоровью и выполнять правила ЗОЖ. И здесь нам на помощь придут примеры из сказок «Мойдодыр» Корнея Чуковского, «Бегемот, который боялся прививок» Владимира Сутеева.
Ребенок дома
Находясь дома, ребенок постоянно сталкивается с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности, и которых он ни в коем случае не должен касаться (спички, бытовые электроприборы, острые предметы и т. д.). Примеры несоблюдения пожарной безопасности можно почерпнуть таких литературных произведений, как «Кошкин дом» С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского.
В сказке «Мохнатый, Крылатый да Масленный» герои взяли в руки потенциально опасные предметы, с которыми не умеют обращаться, и в результате Мохнатый обварился, Крылатый поранил лапку, а Масленный вернулся домой с укушенным диким животным боком.
Но настоящая кладезь по безопасности - это сказка для уже подросших малышей - "Алиса в стране чудес" Л. Керрола. Чего стоит одно то, что с героиней постоянно случаются неприятности, когда она съест что-нибудь сомнительное!
Ребенок на улицах города
Знакомя детей с правилами поведения на улицах города и рассказывая о правилах дорожного движения, я опираюсь на сюжет следующих произведений : С. Михалков «Бездельник светофор», «Дядя Стёпа», П. Синявский «Жили были автомобили», С. Волков «Про правила дорожного движения».
Для закрепления алгоритма безопасного поведения после прочтения и обсуждения сказки можно поиграть с детьми в дидактическую игру «Закончи по-другому». Здесь ребенку предлагается переиначить сюжет сказки так, чтобы ее герой избежал опасной ситуации. Например, представьте себе, что было бы, если б козлята не открыли дверь Волку, или Зайчик не пустил Лисичку жить к себе в избушку?
Кроме того, для систематизации знаний можно предложить ребенку вспомнить, в каких еще сказках кроме «Колобка» герой путешествовал один, без взрослых? И чем это закончилось?
Можно поиграть в игру «Полезный совет». Детям предлагается вспомнить как можно больше сказок, где главному герою подойдет предложенный вами совет по соблюдению безопасности. Например, «Не разговаривай с незнакомыми людьми».