Татьяна Фалилеева
Проект «Домовая роспись народов Забайкалья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Домовая роспись народов Забайкалья»
Тема: «Приобщение детей к истокам русско-народного промысла и прикладного искусства.
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М. И. Калинин
Вид проекта: творчески – информационный
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители, музыкальный работник.
Срок реализации: сентябрь – май
Публикация «Проект „Домовая роспись народов Забайкалья“» размещена в разделах
- Забайкальский край
- Проекты, проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Цель: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
• Приобщать детей к народному декоративно-прикладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;
• воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
• Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства;
• Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
• Сформировать представление о закономерностях народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);
• На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
• Воспитывать интерес к искусству родного края.
Направления работы:
1. Знакомство детей с образцами Домовой росписи народов Забайкалья.
2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий с творческим применением полученных знаний.
Содержание работы:
Материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой НОД. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать рисования, различных художественных материалов, дидактические игры, физкультминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.
Методы и приемы:
• метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток и др. наглядных пособий) ;
• словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения) ;
• практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения) ;
• эвристический (развитие находчивости и активности) ;
• частично-поисковый;
• метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе) ; сотворчество;
• мотивационный (поощрение) ;
• жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу) .
Этапы работы:
Весь образовательный процесс делится на два этапа:
I этап – Подготовительный.
Задачи:
• Познакомить детей с образцами народного художественного промысла.
• Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
• Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
• Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.
II этап – Практический.
Задачи:
• Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народном промысле в рисовании.
• Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
• Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, информационные стенды, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.
Диагностические критерии оценки детских работ по декоративно – прикладному искусству.
• Имеет представление о Домовой росписи; называет её;
• Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;
• Умеет самостоятельно провести анализ изделия;
• Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);
• Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;
• Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;
• Использует декоративные элементы в работе;
• Использует несколько нетрадиционных техник;
• Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;
• Оригинальность.
• Способность рисования по замыслу;
• Умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче: выбор изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков;
• Отсутствие изобразительных штампов;
• Уровень воображения, фантазии;
Ожидаемый результат:
Средняя группа:
• Дети имеют представление о некоторых особенностях декоративно-прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом.
• Дети имеют первые представления о декоративно-оформительском искусстве - искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.
• Дети имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт;
Средства реализации Программы по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством
НОД по рисованию.
Беседы
Художественное слово
Проекты
Развлечения
Дидактические игры
Работа с родителями
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству
Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.
Перспективное планирование проекта
Средняя группа
Сентябрь
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Чтение
Взаимодействие с родителями
1. Беседа на тему: «Знакомство с внешним видом избы семейских Забайкалья»
2. Дидактическая игра «Укрась избу»
3. Художественное слово «Как появились семейские в Забайкалье», (рассматривание иллюстраций).
4. Консультация для родителей на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Октябрь
Продуктивная
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Взаимодействие с родителями
1. НОД Тема: «Декоративное рисование. Нарисуй узор «Цветок».
2. Беседа на тему: «История возникновения Домовой росписи».
3. Дидактическая игра «Укрась ставни».
4. Консультация для родителей на тему: "Народное искусство и детское творчество"
Ноябрь
Продуктивная
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Чтение
1. НОД Рисование Тема: «Декоративное рисование «Укрась ставни».
2. Беседа на тему: «Цвета Домовой росписи»
3. Дидактическая игра «Подбери по цвету».
4. Художественное слово «Там люди украшать охочи…»
Декабрь
Коммуникативная
Продуктивная
Познавательно-исследовательская
1. Беседа на тему: «Знакомство с внутренним убранством семейской избы»
2. НОД Рисование Тема: «Рисуем узор «Вазон».
3. Дидактическая игра «Укрась печь»
Январь
Продуктивная
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
1. НОД Тема: «Декоративное рисование. Украшение готового шаблона русской печки знакомыми элементами росписи»
2. Беседа на тему: «Что обозначают цвета в росписи»
3. Дидактическая игра «Собери из частей»
Февраль
Продуктивная
Коммуникативная
Чтение
Взаимодействие с родителями
1. НОД Тема: «Декоративное рисование «Знакомство с узором стебель».
2. Беседа на тему:«Откуда мастерицы берут идеи для росписи?»
3. Художественное слово «История возникновения Домовой росписи».
4. М/К для родителей «Узор в круге»
Март
Продуктивная
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Развлечение
1. НОД «Декоративное рисование «Знакомство с геометрическими узорами в Домовой росписи».
2. Беседа на тему: «Из каких элементов складываются узоры в Домовой росписи»
3. Дидактическая игра «Наряди ворота»
4. Масленица
Апрель
Продуктивная
Коммуникативная
Чтение
Познавательно-исследовательская
1. НОД Тема: «Элементы росписи подноса» (макет из бумаги)
2. Беседа на тему: «Расписные предметы быта и посуда»
3. Художественное слово «Народные стихи о Домовой росписи»
4. Дидактическая игра «Закрась узор»
Май
Продуктивная
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Взаимодействие с родителями
1. НОД Тема: «Роспись шкатулки» элементамми Домовой росписи (готовое изделие из белого картона)
2. Беседа на тему: «Какое настроение у Домовой росписи»
3. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»
4. Оформление мини-музея наше творчество на тему «Домовая роспись народов Забайкалья»
Художественная литература:
• С. В. Баженова «Домовая роспись семейских Забайкалья»; Наталья Котоман «Семейские – сильный и яркий народ».
Этапы реализации проекта
1этап. Подготовительный.
Деятельность педагога:
1. Ввести в игровую ситуацию.
2. Сформулировать проблему.
3. Определить задачи.
4. Определяет продукт проекта:
Деятельность детей:
1. Вживаются в игровую ситуацию.
2. Осознают проблему.
3. Принимают задачи проекта.
2этап. Организация работы над проектом.
Деятельность педагога:
1. Помогает в решение задач.
2. Помогает спланировать деятельность.
3. Организует деятельность.
4. Консультация для родителей на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; "Народное искусство и детское творчество"; М/К для родителей «Узор в круге»;
5. Организация мини-музея «Домовая роспись народов Забайкалья».
3этап. Практическая деятельность.
Деятельность педагога
1. Практическая помощь.
2. Направляет и контролирует осуществление проекта.
Деятельность детей
1. Используют иллюстрации.
2. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.