Инна Галимова
Проект «Дом, в котором живет моя бабушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Галимова Инна Ильдусовна,
воспитатель,
МАДОУ Детский сад №216,
Уфа, Республика Башкортостан
ПРОЕКТ «ДОМ, В КОТОРОМ ЖИВЕТ МОЯ БАБУШКА»
«Без прошлого нет будущего»
«Семья – источник вдохновенья,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасенье,
Здесь друг за друга все в ответе.
О. В. Токмакова
Пояснительная записка
Как возникла идея этого проекта?
Публикация «Проект „Дом, в котором живет моя бабушка“» размещена в разделах
Я задумалась о том, как молодым родителям в наше время сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить свою Родину, свой родной край. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. А почувствовать, узнать и понять культуру своего края можно только через близких, родных людей. Узнав больше о своих бабушках, дедушках, культуре и традициях, которыми они жили, дети почувствуют и свою сопричастность к истории родного края, почувствуют близость и любовь к родной культуре.
Актуальность проекта
Задача современного дошкольного образования - заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Выполнить эту задачу я решила через проект «Дом, в котором живет моя бабушка».
Проект призван помочь ребенку понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, развивать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода в разных поколениях; расширять знания об окружающем мире; воспитывать бережное отношение к живой природе и уважительное отношение к труду взрослых.
В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребенка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Так 55 % детей считали, что бабушка нужна для того, чтобы дарить подарки и покупать сладости. Раньше, когда дети и внуки жили вместе с бабушкой в одном доме одной дружной семьей, или часто встречались за праздничным столом, происходила передача традиций и жизненных ценностей между поколениями. А при нашей современной жизни, когда бабушка живет отдельно от внуков, когда семьи редко встречаются, когда родственники даже не помнят друг друга в лицо, теряется связь между поколениями, что приводит к отсутствию семейных традиций, ценностей.
Цель проекта :
Расширять представления детей о своей бабушке, родословной, семейных традициях.
Задачи проекта :
1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями, бабушками и дедушками.
2. Формировать у детей представление об истории своей семьи, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания об окружающем мире.
3. Развивать интерес к своей генеологии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода в разных поколениях.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Возраст участников: дети 5 лет.
Тип проекта : долгосрочный.
Вид проекта : познавательно-творческий.
Состав проектной группы : воспитатель, воспитанники группы, родители, бабушки.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный:
• Опрос детей по проблеме;
• Определение цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
• Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта;
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
2 этап – основной (практический) :
• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о бабушке;
• Исследовательская работа детей и родителей при написании рассказа о доме, в котором живет бабушка, об улице, на которой он построен;
• Занятие «Как менялось жилище человека»;
• Изготовление дидактической игры «Путешествие во времени»;
• Галерея портретов бабушек;
• Фотозапись по вопросу «Для чего человеку нужна бабушка?»;
• Встреча за «круглым столом» «А у нас в семье так…»
• Конкурс на лучшее поздравление маме или бабушке;
• Семейное театрализованное представление по сказке «Репка»;
• Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»
• Выставка «Генеалогическое древо семьи»;
• Создание альбома «Тайна имени»;
• Создание альбома «Подвижные игры наших бабушек»;
• «Праздник четырех поколений»
• Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
3 этап - заключительный:
• Обработка результатов по реализации проекта;
• Презентация проекта «Дом, в котором живет моя бабушка».
Режим работы: во время и вне занятий.
Ожидаемые результаты проекта :
Дети: вызвать чувство гордости за своих предков, развить интерес к своей генеологии, воспитать любовь и уважение к своим близким и к родному краю.
Родители: повысить педагогическую культуру родителей, установить с ними доверительные и партнерские отношения.
План-график реализации проекта
Этапы Содержание Сроки
1 этап. Подготовительный Опрос детей: «Что они знают о бабушке, о том, где она живет".
2 этап. Основной ООД из цикла «Я и моя семья».
Познавательное «Моя семья»
Рисование «Дом моей бабушки»
Развитие речи
Рассказывание русской народной сказки «Пых»
Лепка «Бабушка»
Познавательное «Как менялось жилище человека»
Рисование: «Вот она какая, наша бабушка!»
Познавательное «Домашний труд»
Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную
тематику
Рисование «Мы на отдыхе с бабушкой»
Развитие речи.
«Литературный калейдоскоп»
Чтение художественной литературы:
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Гуси-лебеди»
«Синяя чашка» М. Матвеева
«Теплый хлеб» К. Паустовский
«Сказка об умном мышонке» С. Маршак
«Цветик-семицветик» В. Катаев
«Чем пахнут ремесла» Д. Родари
«Косточка» К. Ушинский
«Старый дед и внучек» Л. Толстой
«Как Вовка бабушек выручил» А. Барто
«У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский
«Похищенное имя» Шорыгина Т. А.
Заучивание Е. Благининой «Посидим в тишине»
Дидактические игры:
«Путешествие во времени»
«Кем быть?»
«Сложи картинку»
«Определи возраст»
«Закончи предложение»
«Кто старше?»
«Кто младше?»
«Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать»
«Назови, как тебя бабушка ласково называет?»
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Больница», «Магазин».
Беседы:
«Моя семья»
«Дом, в котором живет моя бабушка»
«Для чего нужна бабушка»
«Как я помогаю бабушке»
«Кем работает моя бабушка»
«Как я отдыхаю с бабушкой»
«Что такое генеологическое древо семьи»
«Бабушка - мой лучший друг»
«Чему меня учит бабушка»
Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о семье, о бабушке, загадки;
Написание рассказа по фотографии «Где живет моя бабушка»;
Встреча за «круглым столом» «А у нас в семье так…»;
Театрализация по сказке «Репка»;
Пальчиковая гимнастика;
Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Блинчики»;
Выставка «Чудо дерево»;
Консультация для родителей «Семейная родословная»;
Выставка «Генеологическое древо семьи»;
Галерея портретов бабушек;
Выставка рисунков «Дом моей бабушки»;
Конкурс на лучшее поздравление маме или бабушке;
Оформление альбомов «Тайна имени»;
Совместный туристический поход на биатлон
Поездка с мамами и бабушками на каток;
Папка-передвижка «15 мая – Международный день семьи»
3 этап.
Заключительный Подведение итогов в реализации проекта
«Праздник четырех поколений»
Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ.
Отчет о реализации проекта «Дом, в котором живет моя бабушка»
Начала я свою работу с опроса детей по теме «Что я знаю о своей бабушке, где она живет» и выяснила, что некоторые дети не знают, как зовут бабушек и дедушек, почти все дети не знают, где они живут.
Результаты опроса помогли мне определить следующий этап работы. Я дала задание детям и родителям написать рассказ о доме, в котором живет бабушка, об улице, на которой он построен. Дети вместе с родителями приняли активное участие в этой исследовательской работе. Дети, у которых бабушки живут в городе Уфа, принесли фотографии квартиры и дома бабушки, улицы, на которой находится дом. По фотографии дети рассказали о доме и квартире, о том, когда появилась улица, о происхождении названия улицы, какие достопримечательности на ней находятся. Дети, у которых бабушка живет в сельской местности, рассказали о самой деревне, поселке, городе, в котором живет бабушка. Если бабушка живет в частном доме, то дети рассказывали о том, когда дом был построен и кем.
Например, Настя рассказала о поселке Чишмы, показала, как выглядит герб и флаг поселка. Она рассказала, что на месте дома бабушки еще в 30-ых годах был лес, а незадолго до войны построили этот дом. Во время войны в квартиру бабушки эвакуировали пожилую женщину из блокадного Ленинграда и уже, потом к ней подселили семью бабушки Насти.
Камила рассказала о г. Бирске, о том, как в послевоенные голодные годы было тяжело строить дом ее прабабушке и прадедушке.
Ксюша рассказала о г. Уфа, о происхождении названия «Черниковка», о том, как строились хрущевки во времена правления Хрущева Н. С.
Это путешествие в прошлое очень понравилось детям, помогло им лучше узнать о происхождении города Уфа, других городов, сел и деревень Башкортостана, о прошлом наших улиц и домов. Дети больше узнали и о жизни бабушек в трудное послевоенное время.
Лучше увидеть и почувствовать связь между прошлым и настоящим помогло занятие «Как менялось жилище человека». На этом занятии дети узнали об эволюции жилища человека от древнего мира до сегодняшних дней, внешнем виде, отоплении, освещении, канализации. Дети познакомились с такими понятиями, как «курная изба», «сваи», «очаг», «печь», «керосиновая лампа», «рукомойник», «ушат» и т. д.
Чтобы закрепить эти понятия, я провела дидактическую игру «Путешествие во времени». Ведущий называет то, что изображено на одной из карточек, например, «керосиновая лампа», тот, кто первым отыщет картинку с этим изображением, берет ее себе. Побеждает тот, кто будет иметь самое большее количество картинок. В процессе игры попросила ребенка, правильно нашедшего картинку, составить предложение, сказав, для чего нужен этот предмет или какой предмет в настоящее время заменяет данный.
Следующим этапом нашего проекта стала галерея портретов бабушек, при этом каждый ребенок должен был рассказать все самое лучшее о своей бабушке, за что он ее любит, кем она работала, о ее хобби. Дети, кто самостоятельно, кто с помощью родителей, нарисовали портрет бабушки и по нему описали ее внешность, характер. Рассказали, чем она любит заниматься, что ей нравится, что умеет хорошо делать. Это позволило детям больше узнать о бабушке, стать ближе ей и родней. Так Ксюша рассказала, что ее бабушка увлекается цветоводством и весь ее балкон уставлен цветами. Бабушка Никиты очень вкусно готовит и печет. А бабушка Лены занимается спортом, зимой катается на лыжах, а летом на велосипеде.
Параллельно я провела фотозапись по вопросу «Для чего человеку нужна бабушка?»
К сожалению, ответы детей были односложными, сводились к материальным ценностям. Так 55 % детей считали, что бабушка для того, чтобы дарить подарки и покупать сладости. Раньше, когда дети и внуки жили вместе с бабушкой в одном доме одной дружной семьей, или часто встречались за праздничным столом, происходила передача традиций и жизненных ценностей между поколениями. А при нашей современной жизни, когда бабушка живет отдельно от внуков, когда семьи редко встречаются, когда родственники даже не помнят друг друга в лицо, теряется связь между поколениями, что приводит к отсутствию семейных традиций, ценностей.
Проведенный опрос позволил нам заключить, что семейные традиции, поддерживаемые на протяжении двух-трех поколений, наблюдаются лишь в 20% обследованных семей, причем почти не сохранились традиции совместного творчества детей и родителей, а также приучения детей к физическому труду. Желая возродить забытые семейные традиции, предложили родителям поговорить на тему: «Традиции семьи: вчера, сегодня, завтра». Продолжением разговора стала встреча за «круглым столом» «А у нас в семье так.». Родители дошкольников вспоминали свое детство, рассказывали о профессиональных династиях, домашних музеях, коллекционировании и т. д. Развитию у детей внимательного отношения к близким помогли этюды: «Создание домашнего музея», «Чтение в кругу семьи», «Рецепт бабушкиного пирога», «Музыкальные традиции в кругу семьи», «Дружная семья».
Во время одного из игр-занятий дети должны были представить себя юными уфимцами начала века, которым необходимо отправить письма родным. Был проведен конкурс на лучшее поздравление маме или бабушке, а также выставка «Чудо дерево», на которую дети с помощью родителей представили домашние реликвии (коллекции, поделки, вышивки, связанные с семейными увлечениями.
Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растет». Поэтому узнав больше о бабушке, мы решили поближе познакомиться и с родословной всей семьи. Я провела консультацию с родителями о том, что такое генеологическое древо семьи, как оно составляется. С детьми провела занятие, на котором они познакомились с понятиями «род», «родословная», «родственник», «предки», «обычай», «традиции», «родословное древо».
Составление генеологического древа помогло установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослых и детей, развить интерес к истории своей семьи, семейным традициям. Работа способствовала воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Так Максим с гордостью рассказал, что его прадед воевал с фашистами, защищая нашу родину, и был тяжело ранен в грудь. Милана рассказала, что уже 3 поколения в ее семье работают в медицинской сфере. Велена рассказала, что, оказывается, в ее семье имена мужчин передаются от дедушек к внукам.
Каждый человек - носитель не просто имени, но и его значения. Все имена имеют свой смысл. История имен уходит своими корнями в очень отдаленные века и тесно связана с историей народа и его языка. В древности имена детей отмечали наиболее важные черты характера, особенности поведения или внешние характеристики (Светлана-светлая). Больше узнавая об имени бабушки, дети сопоставляют эти знания с характером бабушки, становятся ближе к ней. Так Лена рассказала, что имя ее бабушки Галина означает «спокойствие, безмятежность», что полностью совпадает с характером бабушки. Нелли рассказала, что ее бабушка Венера добрая и участливая женщина, которая не пройдет равнодушно мимо чужой беды, как и пишется в описании ее имени.
А чем было заполнено детство наших бабушек, в какие игры они играли? Ребята вместе с родителями начали исследования по этому вопросу и пришли к выводу, что в основном это были подвижные игры на свежем воздухе, которые способствовали физическому развитию детей, развитию ловкости, выносливости, смекалки. В играх присутствовали все виды движений: бег, прыжки, метание. Это игры, которые передаются из поколения в поколение, такие как прятки, жмурки, игры с мячом, догонялки. Оказалось, что дети сейчас не знают многих игр, в которые играли их бабушки, например, пристенок с мячом, резинка. В результате мы составили альбом подвижных игр, в которые играли наши бабушки.
Наш проект еще продолжается и в наших планах совместные занятия бабушек и внуков. Взрослые выбирают тему из любой области знания или деятельности. Это может быть и разговор о профессии. Главное в том, что бабушка будет готовить такое занятие со своим внуком, причем не просто монолог-рассказ; это и конкурсы, и опыты, и игра, в которые втянуты все дети группы. Такое занятие, мы начали готовить с бабушкой Ачилова Эмиля.
На занятии она расскажет о своей профессии и вместе с ребятишками поиграет в интересные игры.
Также мной запланирован «Праздник четырех поколений», в котором примут участие дети, мамы, папы, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. На этом празднике (по нашей задумке) будем петь песни, играть в игры, танцевать танцы разных поколений. Это - «Катюша», «Майский вальс», и «Пластилиновые облака». Очень надеюсь, что гордостью загорятся глаза ребятишек, когда они услышат, как их прабабушки ковали победу, стоя у станков. Тогда и мамы с папами задумаются, что не так уж много времени остается им для общения с их постаревшими родителями.
Наш маленький коллектив воспитателей (нас двое, детей и родителей сплотился на базе совместной деятельности. Сейчас сами родители (50%) спрашивают о том, в какой помощи нуждаемся мы педагоги, обращаются за советом и консультацией, позиция родителей в воспитании детей стала более активной, с большим удовольствием идут наши папы и мамы на родительские собрания и заседания «Материнской школы искусств», принимают активное участие в жизни детского сада.