Получи документы

Проект «Дом, в котором живет моя бабушка»

Инна Галимова
Проект «Дом, в котором живет моя бабушка»

Галимова Инна Ильдусовна,

воспитатель,

МАДОУ Детский сад №216,

Уфа, Республика Башкортостан

ПРОЕКТ «ДОМ, В КОТОРОМ ЖИВЕТ МОЯ БАБУШКА»

«Без прошлого нет будущего»

«Семья – источник вдохновенья,

Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасенье,

Здесь друг за друга все в ответе.

О. В. Токмакова

Пояснительная записка

Как возникла идея этого проекта?

Публикация «Проект „Дом, в котором живет моя бабушка“» размещена в разделах

Я задумалась о том, как молодым родителям в наше время сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить свою Родину, свой родной край. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. А почувствовать, узнать и понять культуру своего края можно только через близких, родных людей. Узнав больше о своих бабушках, дедушках, культуре и традициях, которыми они жили, дети почувствуют и свою сопричастность к истории родного края, почувствуют близость и любовь к родной культуре.

Актуальность проекта

Задача современного дошкольного образования - заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Выполнить эту задачу я решила через проект «Дом, в котором живет моя бабушка».

Проект призван помочь ребенку понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, развивать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода в разных поколениях; расширять знания об окружающем мире; воспитывать бережное отношение к живой природе и уважительное отношение к труду взрослых.

В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребенка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Так 55 % детей считали, что бабушка нужна для того, чтобы дарить подарки и покупать сладости. Раньше, когда дети и внуки жили вместе с бабушкой в одном доме одной дружной семьей, или часто встречались за праздничным столом, происходила передача традиций и жизненных ценностей между поколениями. А при нашей современной жизни, когда бабушка живет отдельно от внуков, когда семьи редко встречаются, когда родственники даже не помнят друг друга в лицо, теряется связь между поколениями, что приводит к отсутствию семейных традиций, ценностей.

Цель проекта :

Расширять представления детей о своей бабушке, родословной, семейных традициях.

Задачи проекта :

1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями, бабушками и дедушками.

2. Формировать у детей представление об истории своей семьи, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания об окружающем мире.

3. Развивать интерес к своей генеологии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода в разных поколениях.

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Возраст участников: дети 5 лет.

Тип проекта : долгосрочный.

Вид проекта : познавательно-творческий.

Состав проектной группы : воспитатель, воспитанники группы, родители, бабушки.

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный:

• Опрос детей по проблеме;

• Определение цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

• Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта;

• Создание необходимых условий для реализации проекта.

2 этап – основной (практический) :

• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о бабушке;

• Исследовательская работа детей и родителей при написании рассказа о доме, в котором живет бабушка, об улице, на которой он построен;

• Занятие «Как менялось жилище человека»;

• Изготовление дидактической игры «Путешествие во времени»;

• Галерея портретов бабушек;

• Фотозапись по вопросу «Для чего человеку нужна бабушка;

• Встреча за «круглым столом» «А у нас в семье так…»

• Конкурс на лучшее поздравление маме или бабушке;

• Семейное театрализованное представление по сказке «Репка»;

• Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»

• Выставка «Генеалогическое древо семьи»;

• Создание альбома «Тайна имени»;

• Создание альбома «Подвижные игры наших бабушек»;

«Праздник четырех поколений»

• Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.

3 этап - заключительный:

• Обработка результатов по реализации проекта;

• Презентация проекта «Дом, в котором живет моя бабушка».

Режим работы: во время и вне занятий.

Ожидаемые результаты проекта :

Дети: вызвать чувство гордости за своих предков, развить интерес к своей генеологии, воспитать любовь и уважение к своим близким и к родному краю.

Родители: повысить педагогическую культуру родителей, установить с ними доверительные и партнерские отношения.

План-график реализации проекта

Этапы Содержание Сроки

1 этап. Подготовительный Опрос детей: «Что они знают о бабушке, о том, где она живет".

2 этап. Основной ООД из цикла «Я и моя семья».

Познавательное «Моя семья»

Рисование «Дом моей бабушки»

Развитие речи

Рассказывание русской народной сказки «Пых»

Лепка «Бабушка»

Познавательное «Как менялось жилище человека»

Рисование: «Вот она какая, наша бабушка

Познавательное «Домашний труд»

Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную

тематику

Рисование «Мы на отдыхе с бабушкой»

Развитие речи.

«Литературный калейдоскоп»

Чтение художественной литературы:

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди»

«Синяя чашка» М. Матвеева

«Теплый хлеб» К. Паустовский

«Сказка об умном мышонке» С. Маршак

«Цветик-семицветик» В. Катаев

«Чем пахнут ремесла» Д. Родари

«Косточка» К. Ушинский

«Старый дед и внучек» Л. Толстой

«Как Вовка бабушек выручил» А. Барто

«У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский

«Похищенное имя» Шорыгина Т. А.

Заучивание Е. Благининой «Посидим в тишине»

Дидактические игры:

«Путешествие во времени»

«Кем быть?»

«Сложи картинку»

«Определи возраст»

«Закончи предложение»

«Кто старше?»

«Кто младше?»

«Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать»

«Назови, как тебя бабушка ласково называет

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Больница», «Магазин».

Беседы:

«Моя семья»

«Дом, в котором живет моя бабушка»

«Для чего нужна бабушка»

«Как я помогаю бабушке»

«Кем работает моя бабушка»

«Как я отдыхаю с бабушкой»

«Что такое генеологическое древо семьи»

«Бабушка - мой лучший друг»

«Чему меня учит бабушка»

Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о семье, о бабушке, загадки;

Написание рассказа по фотографии «Где живет моя бабушка»;

Встреча за «круглым столом» «А у нас в семье так…»;

Театрализация по сказке «Репка»;

Пальчиковая гимнастика;

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Блинчики»;

Выставка «Чудо дерево»;

Консультация для родителей «Семейная родословная»;

Выставка «Генеологическое древо семьи»;

Галерея портретов бабушек;

Выставка рисунков «Дом моей бабушки»;

Конкурс на лучшее поздравление маме или бабушке;

Оформление альбомов «Тайна имени»;

Совместный туристический поход на биатлон

Поездка с мамами и бабушками на каток;

Папка-передвижка «15 мая – Международный день семьи»

3 этап.

Заключительный Подведение итогов в реализации проекта

«Праздник четырех поколений»

Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ.

Отчет о реализации проекта «Дом, в котором живет моя бабушка»

Начала я свою работу с опроса детей по теме «Что я знаю о своей бабушке, где она живет» и выяснила, что некоторые дети не знают, как зовут бабушек и дедушек, почти все дети не знают, где они живут.

Результаты опроса помогли мне определить следующий этап работы. Я дала задание детям и родителям написать рассказ о доме, в котором живет бабушка, об улице, на которой он построен. Дети вместе с родителями приняли активное участие в этой исследовательской работе. Дети, у которых бабушки живут в городе Уфа, принесли фотографии квартиры и дома бабушки, улицы, на которой находится дом. По фотографии дети рассказали о доме и квартире, о том, когда появилась улица, о происхождении названия улицы, какие достопримечательности на ней находятся. Дети, у которых бабушка живет в сельской местности, рассказали о самой деревне, поселке, городе, в котором живет бабушка. Если бабушка живет в частном доме, то дети рассказывали о том, когда дом был построен и кем.

Например, Настя рассказала о поселке Чишмы, показала, как выглядит герб и флаг поселка. Она рассказала, что на месте дома бабушки еще в 30-ых годах был лес, а незадолго до войны построили этот дом. Во время войны в квартиру бабушки эвакуировали пожилую женщину из блокадного Ленинграда и уже, потом к ней подселили семью бабушки Насти.

Камила рассказала о г. Бирске, о том, как в послевоенные голодные годы было тяжело строить дом ее прабабушке и прадедушке.

Ксюша рассказала о г. Уфа, о происхождении названия «Черниковка», о том, как строились хрущевки во времена правления Хрущева Н. С.

Это путешествие в прошлое очень понравилось детям, помогло им лучше узнать о происхождении города Уфа, других городов, сел и деревень Башкортостана, о прошлом наших улиц и домов. Дети больше узнали и о жизни бабушек в трудное послевоенное время.

Лучше увидеть и почувствовать связь между прошлым и настоящим помогло занятие «Как менялось жилище человека». На этом занятии дети узнали об эволюции жилища человека от древнего мира до сегодняшних дней, внешнем виде, отоплении, освещении, канализации. Дети познакомились с такими понятиями, как «курная изба», «сваи», «очаг», «печь», «керосиновая лампа», «рукомойник», «ушат» и т. д.

Чтобы закрепить эти понятия, я провела дидактическую игру «Путешествие во времени». Ведущий называет то, что изображено на одной из карточек, например, «керосиновая лампа», тот, кто первым отыщет картинку с этим изображением, берет ее себе. Побеждает тот, кто будет иметь самое большее количество картинок. В процессе игры попросила ребенка, правильно нашедшего картинку, составить предложение, сказав, для чего нужен этот предмет или какой предмет в настоящее время заменяет данный.

Следующим этапом нашего проекта стала галерея портретов бабушек, при этом каждый ребенок должен был рассказать все самое лучшее о своей бабушке, за что он ее любит, кем она работала, о ее хобби. Дети, кто самостоятельно, кто с помощью родителей, нарисовали портрет бабушки и по нему описали ее внешность, характер. Рассказали, чем она любит заниматься, что ей нравится, что умеет хорошо делать. Это позволило детям больше узнать о бабушке, стать ближе ей и родней. Так Ксюша рассказала, что ее бабушка увлекается цветоводством и весь ее балкон уставлен цветами. Бабушка Никиты очень вкусно готовит и печет. А бабушка Лены занимается спортом, зимой катается на лыжах, а летом на велосипеде.

Параллельно я провела фотозапись по вопросу «Для чего человеку нужна бабушка

К сожалению, ответы детей были односложными, сводились к материальным ценностям. Так 55 % детей считали, что бабушка для того, чтобы дарить подарки и покупать сладости. Раньше, когда дети и внуки жили вместе с бабушкой в одном доме одной дружной семьей, или часто встречались за праздничным столом, происходила передача традиций и жизненных ценностей между поколениями. А при нашей современной жизни, когда бабушка живет отдельно от внуков, когда семьи редко встречаются, когда родственники даже не помнят друг друга в лицо, теряется связь между поколениями, что приводит к отсутствию семейных традиций, ценностей.

Проведенный опрос позволил нам заключить, что семейные традиции, поддерживаемые на протяжении двух-трех поколений, наблюдаются лишь в 20% обследованных семей, причем почти не сохранились традиции совместного творчества детей и родителей, а также приучения детей к физическому труду. Желая возродить забытые семейные традиции, предложили родителям поговорить на тему: «Традиции семьи: вчера, сегодня, завтра». Продолжением разговора стала встреча за «круглым столом» «А у нас в семье так.». Родители дошкольников вспоминали свое детство, рассказывали о профессиональных династиях, домашних музеях, коллекционировании и т. д. Развитию у детей внимательного отношения к близким помогли этюды: «Создание домашнего музея», «Чтение в кругу семьи», «Рецепт бабушкиного пирога», «Музыкальные традиции в кругу семьи», «Дружная семья».

Во время одного из игр-занятий дети должны были представить себя юными уфимцами начала века, которым необходимо отправить письма родным. Был проведен конкурс на лучшее поздравление маме или бабушке, а также выставка «Чудо дерево», на которую дети с помощью родителей представили домашние реликвии (коллекции, поделки, вышивки, связанные с семейными увлечениями.

Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растет». Поэтому узнав больше о бабушке, мы решили поближе познакомиться и с родословной всей семьи. Я провела консультацию с родителями о том, что такое генеологическое древо семьи, как оно составляется. С детьми провела занятие, на котором они познакомились с понятиями «род», «родословная», «родственник», «предки», «обычай», «традиции», «родословное древо».

Составление генеологического древа помогло установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослых и детей, развить интерес к истории своей семьи, семейным традициям. Работа способствовала воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Так Максим с гордостью рассказал, что его прадед воевал с фашистами, защищая нашу родину, и был тяжело ранен в грудь. Милана рассказала, что уже 3 поколения в ее семье работают в медицинской сфере. Велена рассказала, что, оказывается, в ее семье имена мужчин передаются от дедушек к внукам.

Каждый человек - носитель не просто имени, но и его значения. Все имена имеют свой смысл. История имен уходит своими корнями в очень отдаленные века и тесно связана с историей народа и его языка. В древности имена детей отмечали наиболее важные черты характера, особенности поведения или внешние характеристики (Светлана-светлая). Больше узнавая об имени бабушки, дети сопоставляют эти знания с характером бабушки, становятся ближе к ней. Так Лена рассказала, что имя ее бабушки Галина означает «спокойствие, безмятежность», что полностью совпадает с характером бабушки. Нелли рассказала, что ее бабушка Венера добрая и участливая женщина, которая не пройдет равнодушно мимо чужой беды, как и пишется в описании ее имени.

А чем было заполнено детство наших бабушек, в какие игры они играли? Ребята вместе с родителями начали исследования по этому вопросу и пришли к выводу, что в основном это были подвижные игры на свежем воздухе, которые способствовали физическому развитию детей, развитию ловкости, выносливости, смекалки. В играх присутствовали все виды движений: бег, прыжки, метание. Это игры, которые передаются из поколения в поколение, такие как прятки, жмурки, игры с мячом, догонялки. Оказалось, что дети сейчас не знают многих игр, в которые играли их бабушки, например, пристенок с мячом, резинка. В результате мы составили альбом подвижных игр, в которые играли наши бабушки.

Наш проект еще продолжается и в наших планах совместные занятия бабушек и внуков. Взрослые выбирают тему из любой области знания или деятельности. Это может быть и разговор о профессии. Главное в том, что бабушка будет готовить такое занятие со своим внуком, причем не просто монолог-рассказ; это и конкурсы, и опыты, и игра, в которые втянуты все дети группы. Такое занятие, мы начали готовить с бабушкой Ачилова Эмиля.

На занятии она расскажет о своей профессии и вместе с ребятишками поиграет в интересные игры.

Также мной запланирован «Праздник четырех поколений», в котором примут участие дети, мамы, папы, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. На этом празднике (по нашей задумке) будем петь песни, играть в игры, танцевать танцы разных поколений. Это - «Катюша», «Майский вальс», и «Пластилиновые облака». Очень надеюсь, что гордостью загорятся глаза ребятишек, когда они услышат, как их прабабушки ковали победу, стоя у станков. Тогда и мамы с папами задумаются, что не так уж много времени остается им для общения с их постаревшими родителями.

Наш маленький коллектив воспитателей (нас двое, детей и родителей сплотился на базе совместной деятельности. Сейчас сами родители (50%) спрашивают о том, в какой помощи нуждаемся мы педагоги, обращаются за советом и консультацией, позиция родителей в воспитании детей стала более активной, с большим удовольствием идут наши папы и мамы на родительские собрания и заседания «Материнской школы искусств», принимают активное участие в жизни детского сада.

Публикации по теме:

«Город, в котором я живу». Познавательно-творческий проект«Город, в котором я живу». Познавательно-творческий проект Участники проекта: - воспитанники группы; - воспитатели группы; - родители воспитанников. Срок реализации: краткосрочный (2 недели).

Образовательно-исследовательский проект «Город, в котором я живу. Оренбург»Образовательно-исследовательский проект «Город, в котором я живу. Оренбург» Актуальность: У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился.

Педагогический проект по речевому и художественно-эстетическому развитию «Кто в теремочке живет?» с детьми средней группыПедагогический проект по речевому и художественно-эстетическому развитию «Кто в теремочке живет?» с детьми средней группы Тема «Кто в теремочке живет?» Актуальность Актуальность проекта обусловлена необходимостью продолжать речевое развитие детей, обогащать.

Познавательно-игровой проект «Театр, где живет сказка»Познавательно-игровой проект «Театр, где живет сказка» Цель: Приобщить детей к театральной культуре, к театральной деятельности. Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей.

Проект «Кто живет в лесу?» в средней группеПроект «Кто живет в лесу?» в средней группе Проект "Кто живет в лесу?" в средней группе. Тип проекта: познавательно- творческий. По продолжительности: краткосрочный (2 недели). Актуальность:.

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Бабушка моя — солнце на ладошке» в младшей группе «Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны,.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Село, в котором я живу» Проект: долгосрочный, групповой, творческий, исследовательский. Составила Черная Светлана Анатольевна, воспитатель: МБ ДОУ Детский сад.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Дом, в котором живет моя бабушка»
Опубликовано: 17 января 2024 в 18:31
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД