ирина буслаева
Проект для старших дошкольников «Большие права — маленькому гражданину»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект для старших дошкольников «Большие права – маленькому гражданину»
Составила: воспитатель Буслаева
Ирина Рафаэлевна
Самара 2022
Педагогический проект для старших дошкольников «Большие права – маленькому гражданину»
Публикация «Проект для старших дошкольников „Большие права — маленькому гражданину“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
С давних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» С наступлением 21 века эта проблема стала особенно острой: социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации.
Тип проекта : информационный, практико-ориентированный, среднесрочный.
Участники проекта : дети старших групп, родители, педагоги ДОУ.
Актуальность: в настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми. Исчезает культура семейного воспитания. Родители больше озабочены материальным благополучием семьи, подменяя заботу, эмоциональный комфорт в семье материальными благами. Часто дети не получают того внимания, какое хотели бы получать от родителей, они бессильны что-либо изменить в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.
Как показывают современные психолого-педагогические исследования, многие родители испытывают серьезные трудности в воспитании и обучении детей. Установлено, что родители нередко, не зная как вести себя в трудных ситуациях, используют телесные наказания, угрожают, запугивают детей и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину. Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают и ведут себя.
Знание прав – это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность. Права ребенка занимают особое место в понимании прав человека.
Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. И я убеждена, что воспитывая (или не воспитывая) уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.
Цель: познакомить детей и родителей с Конвенцией ООН «О правах ребенка», формировать у детей основы социально-правового сознания.
Задачи:
- ознакомить детей с основным документом по защите прав ребенка;
- познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека;
- формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности;
- формировать основы толерантности;
- повышать правовую и педагогическую культуру родителей для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей.
Ожидаемые результаты:
- усвоение правовых понятий : закон, права, правонарушение;
- знание своих прав и обязанностей;
- повышение уровня правовой культуры родителей;
- повышение социальной компетентности дошкольников.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный
- подборка методической литературы и материалов по правам ребенка;
- анкетирование родителей;
- подбор дидактических игр
2 этап – основной
Физическое развитие
- Физкультурный досуг «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
- Подвижные игры «Поводырь», «Разноцветный букет»
- Хороводные игры «Друг, дружочек, становись в кружочек», «Угадай по голосу», «Я знаю много имен девочек (мальчиков)»
Речевое развитие
- Составление творческих рассказов «Моя семья, моя фамилия»
- Беседы «Почему мне дали такое имя, в каком документе оно записано», «Как бы ты поступил», «Личные вещи, личная неприкосновенность», «Если вдруг тебя обидят»,
- Чтение художественной литературы
- Составление картотеки пословиц и поговорок о семье
- Словесные игры «Назови меня ласково», «Назови меня полным именем», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Можно – нельзя», «Моих родителей зовут…»
- Дидактическая игра «Придумай правовой конец сказки»
- НОД «Моя родословная», «Что такое хорошо и что такое плохо»,
«Калейдоскоп сказок»
Социально-коммуникативное развитие
- Игра-моделирование «Моя семья»
- Сюжетно-ролевые игры «Путешествие по миру», «День игры и игрушки», «Спасатели», «Школа», «Больница»
- Беседы «Роль бабушек и дедушек в воспитании детей», «Отношение к больному человеку»
- Дидактические игры «Я имею право», «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Мы разные, но у нас равные права», «Выбери нужный ответ», «Подбери пословицы к картинкам»
- Игра-беседа «Если чужой стучится в дверь»
- Решение проблемных задач «Если бы я был гадким утенком», «Если бы я поймал золотую рыбку»
- НОД «О правах - играя», «Мое право»
- Игра «Круговая беседа»
Художественно-эстетическое развитие
- Конструирование «Дом, в котором я живу», «Оборудование медицинского кабинета»
- Рисование «Мой дом», «Моя семья», «Рисуем свои имена», «Цветочки для любимой мамочки», «Подснежники зимой»
- Аппликация «Витаминная азбука», «Гадкий утенок»
- Прослушивание песен «Мама для мамонтенка», «Рыжий, рыжий, конопатый»
- Лепка «Красивый букет милой маме»
- Оформление свидетельства о рождении глазами детей
Познавательное развитие
- НОД «Моя семья», «Ты и твое имя», «Законы, по которым мы живем», «Как поступить правильно», «Лесное приключение», «Ваши права, дети», «Как и зачем люди отдыхают», «Дети разных национальностей», «С чего начинается Родина?»
- Беседы «Как я отношусь к другим людям», «Зачем нужны правила», «Я выбираю сам», «Мы – дети разных национальностей», «Я живу в России», «Дети и взрослые. Что такое право?»
- Экологические игры «Что было бы, если из леса исчезли…», «Береги природу»
- Дидактические игры»Герои сказок – какие права они нарушили», «Угадай вид отдыха», «Назови свой адрес», «Кто имеет право жить в моем доме», «Передай настроение», «Загадывание желаний»
Работа с родителями
- Составление генеалогического древа
- Составление книги имен
- Родительское собрание «Деловая игра «Права ребенка»»
- Анкетирование «Какие вы знаете документы по правам ребенка»
- Информация для родителей «Искусство быть родителями», «Жестокое обращение с детьми, что это такое?», «Как наказывать ребенка?», «Памятка для родителей о защите прав и достоинства ребенка в семье»
- Папка – передвижка «Права ребенка»
- Оформление фотогазеты «Моя дружная семья»
- Написание и оформление сказок о правах детей