Плотникова Елена
Проект для старшей группы «По дорогам сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ
СТАРШЕЙ ГРУППЫ «ПО ДОРОГАМ СКАЗОК»
Актуальность.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Публикация «Проект для старшей группы „По дорогам сказок“» размещена в разделах
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Сказка - средство эмоционально - волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.
Возраст - 5-6 лет.
Цели:
• Создать условия для духовно - нравственного развития ребенка.
• Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сфер детей в процессе художественной продуктивной деятельности, связанно с нравственным содержанием сказки.
• Создать интерес к народной и авторской сказке, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).
• Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании.
Задачи:
• Развивать у детей духовно - нравственные категории (добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость) и правил доброй, совестливой жизни.
• Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
• Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
• Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
• Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
• Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Тип проекта : практико - ориентированный.
Продолжительность: 1 неделя
Реализуемые мероприятия.
НОД и ОД:
Тематические занятия ( интегрированные: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое творчество.)
• НОД «Мои любимые сказки».
• НОД «Добро и зло в сказках».
• НОД «Сказочные домики».
• НОД «Мишутка».
• НОД «Лиса-кумушка».
• НОД «Заяц- хвастун».
• НОД «Хаврошечка».
• НОД «Русский народный костюм».
• ОД «Мой дом»
• ОД "Мы любим сказки"
ОД ситуативные разговоры:
• Из чего сделано?
• Что сначала, что потом?
Просмотр мультфильмов:
• Пузырь, Соломинка и Лапоть.
• Лиса и кувшин.
• Мужик и медведь.
• Заяц-хваста.
• Смоляной бычок.
• Гуси-лебеди.
Чтение художественной литературы:
• Пузырь, Соломинка и Лапоть.
• Царевна -лягушка.
• Заяц- хвастун.
• Мужик и медведь.
• Три богатыря.
• Смоляной бычок.
• Гуси-лебеди.
• Крупеничка.
Минутки поэзии (совместно сочиненные с родителями сказки и загадки).
Игры:
• Подвижная игра «Мыльные пузыри»
• Подвижная игра с мячом «Тонет - не тонет»
• Подвижная игра «Сноп и колос»
• Подвижная игра с мячом «Съедобное - несъедобное»
«Радуга»
• Рассмотрение репродукций картин по русским народным сказкам.
С\ Дидактические игры:
• «Будьте внимательны и найдите ошибки»
• «Кто лишний»
• «Кого не хватает?»
• «Из какой сказки фраза?»
• «Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам)
• «Придумаем новое название, окончание сказки»
• «Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот)»
• «Какая сказка спряталась?» (на картинке изображены кусты, из-за ко-торых торчат только части животных, например хвосты)
• «Попробуй на вкус»
• «Узнай по контуру»
• «Назови сказки, где есть бабка, дедка, кошка, мышка..»
• «Сложи из частей»
• «Назови сказку по предмету» (например, яблоко: «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Белоснежка и семь гномов», «Наливное яблочко».)
• «Отгадай сказку по отрывку»
• «Угадай, кто идет» ( развиваем слух: дети слушают музыкальные отрывки «кто как идет», запоминают, затем слушают еще раз и называют героев)
• «Угадайте по губам, какого героя сказки я зову»
• «Назови ласково»
• «Есть или нет»
• «Подбери рифму»
•
Работа с родителями:
• Дни открытых дверей (родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания).
• Совместное участие родителей и детей в них.
• Устройство выставки работ детей и родителей «Наши любимые сказки».
• Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок).
Итоговое мероприятие: КВН «По дорогам сказок»
Предполагаемый результат.
• Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
• Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
• Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
• Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
• Деятельное отношение к труду.
• Ответственность за свои дела и поступки.