Ирина Соловец
Проект «Смоленщина-мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с «Солнышко»
Смоленского района Смоленской области
УТВЕРЖДАЮ:
ЗАВЕДУЮЩАЯ МБДОУ д/с «СОЛНЫШКО»
___ Шевчук О. А.
ПРОЕКТ
«СМОЛЕНЩИНА - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
г. Смоленск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :
Публикация «Проект „Смоленщина-мой край родной“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
ЦЕЛЬ:
Гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, к Родине.
ЗАДАЧИ:
• Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
• Формирование личностного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города. Создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности.
• Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
• Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т. е. выбор ими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства.
• Привлечение детей к участию в городских праздниках, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья, познакомиться с жителями города Смоленска, носителями социокультурных традиций в области ремесел, песни, танца и т. п.
• Осознанный выбор методов ознакомления детей с родным городом, повышающих их познавательную и эмоциональную активность.
• Создание развивающей среды, способствующей развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал.
• Организация работы с родителями под девизом: «Их знания и любовь к Смоленску должны передаваться детям».
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ:
Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей проекта, решаемых на фоне краеведческого материала.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
• Принцип историзма: реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое /давным-давно/ и настоящего /в наши дни/.
• Принцип гуманизации: направлен на воспитание гражданских качеств дошкольников, предполагая ориентацию на высшие общечеловеческие ценности – любовь к семье, городу, краю, Отечеству.
• Принцип системности: программа состоит из четырех взаимосвязанных разделов /история, мир профессий, природа, культура и спорт/.
• Принцип доступности: содержание программы соответствует возрастным особенностям дошкольников.
• Принцип комплексности: каждая тема реализуется через комплекс различных видов деятельности ребенка /познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие/.
• Принцип интеграции: предполагает содружество с семьей, преемственность с общественными организациями.
Краткая характеристика проекта.
Данный проект предусматривает систематизацию материала, которая позволяет помочь дошкольникам развить познавательную и деятельную активность к прошлому и настоящему нашего края; формирование представлений о семье, доме, улице, экологической культуре; приобщение к истокам народного творчества; воспитание чувства гордости за своих земляков-тружеников, известных людей, за все, что происходит в Смоленске, сопричастности к этому; развитие патриотических чувств к родному городу, краю, Отечеству.
Проект «Смоленщина - мой край родной» состоит из:
- этапов реализации проекта
- блоков работы коллектива по ознакомлению с городом Смоленском
- направлений деятельности:
• город, достопримечательности, история
• мир профессий
• природа
• культура, отдых, спорт
- системы мероприятий:
• мероприятия с детьми /младший и старший возраст/
• работа с педагогами
• содружество семьей
- организации деятельности
- финансирования
- блоков занятий:
• блок занятий «Где живем»
• блок занятий «Всякий труд почетен»
• блок занятий «Добро пожаловать в экологию»
• блок занятий «Приобщение к народным истокам, традициям города»
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«СМОЛЕНЩИНА - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
БЛОКИ РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВА
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ГОРОДОМ СМОЛЕНСКОМ
Младший дошкольный возраст
• формировать представления о себе, своей семье, родственных отношениях, о доме, в котором живем, о дет. саде
• информировать о том, что взрослые работают, дети ходят в дет. сад, школьники учатся. Раскрыть смысл: зачем люди трудятся.
• формировать представления о том, что дети живут в России, в г. Смоленске; знакомить с достопримечательностями города; с флагом России; учить его узнавать, обсуждать, какие праздники празднуются в разное время года, как к ним нужно готовиться; поддерживать яркие традиции и обычаи
• формировать представления о домашней, хозяйственной и трудовой деятельности взрослых
• объяснять, что относится к миру живой и неживой природы, что сделано руками человека; практическую ценность природы
• обсуждать как устроена жизнь людей города Смоленска /какую работу выполняют взрослые, где, какие учреждения, магазины, парки, остановки автобуса; кто убирает улицу, что могут делать дети/
• знакомить с транспортом на наших улицах, со спецификой зданий и их устройство в городе
• знать, кто работает в детском саду, в поликлинике, о жизни города, приобщать к народным истокам : ярмарка, масленица, коляда.
Старший дошкольный возраст.
• формировать элементарные представления об историческом прошлом Родины, города; представлять в разных формах несколько важных событий из ее истории;
• обсуждать несколько важных общественных событий, о которых говорят все вокруг /празднование определенной исторической даты, спортивные соревнования, праздник города/
• продолжать знакомить детей с отечественной государственной символикой /флагом, гербом России, гимном/, с гербом города Смоленска, который отражает исторические корни и источники благосостояния города и перспективу развития; находить на карте Россию, свой город
• давать сведения о народах разных национальностей и культур, населяющих город, их традиции и обычаи
• воспитывать начало гражданственности, гордости за достижения граждан города, осознавать торжественность национальных праздников, радоваться успехам других
• показывать старые вещи и документы, связанные с историей Смоленска, формировать представления об основных современных профессиях, о профессиональных принадлежностях и занятиях работников города Смоленска
• побуждать детей рассказывать о своей семье, дет. саде, улице, городе, о преобразующей роли труда / строителей, педагогов, врачей/
• вспомнить основные события, которые происходят в природе и в общественной жизни в определенные месяцы года
• закрепить представление о том, что здоровье человека зависит от правильного удовлетворения его жизненно важных потребностей и занятий спортом
• учить находить связь между климатом и образом жизни людей, как человек приспосабливается к окружающему, воспитывать ответственность за свое поведение в природе и обществе
• способствовать общему развитию ребенка на основе любви к культуре, традициям города, знакомить с мастерами народных промыслов и традициями родного города.
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Программа «От рождения до школы» /Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/
2. Учебная программа «Познай мир»
3. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /Князева/
4. Технология В. Волчковой «Познавательное развитие»
5. «Стол Исаковского» /И. Е. Клименко/ Смоленск 1999 г.
6. «Красна книга Смоленской области» /Круглов Н. Л. / Смоленск 1997 г.
7. «Город-герой Смоленск» Иванов Ю. Г. Смоленск, Русич, 2011 г.
8. "Иллюстрированная история Смоленска" Иванова Ю. Г. /Смоленск. -Русич,2013г.