Ольга Арапова
Проект для группы раннего возраста «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Темочки:
- Младшая группа
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Цель
: Формирование экологической культуры у детей и их родителей, создание условий для познавательного развития детей.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами;
- формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с почвой и водой;
- формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями: рассматривать растения, не нанося им вред;
- продолжать работать по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности;
- формировать умение (побуждать) включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д. ;
- формировать умения называть свойства предметов: большой, маленький, и др. ;
- формировать представления о пространственных соотношениях;
- формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения;
- формировать умение различать по внешнему виду овощи и фрукты;
- формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения;
- приобщение детей к рассматриванию рисунков в книгах;
Воспитательные:
- воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развитие умения играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п. ;
- воспитывать интерес к труду взрослых. Расширение круга наблюдений детей за трудом взрослых. Привлечение их внимания на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия;
- поощрять желания помогать взрослым;
- привлекать внимание детей в помещении и на участке к тому, как взрослый ухаживает за растениями (поливает);
- воспитывать бережное отношение к растениям, желания и умения заботиться о них.
Развивающие:
- развивать логическое мышление и зрительную память. Совершенствовать навыки диалогической речи;
- формировать начальные навыки ролевого поведения; умения связывать сюжетные действия с ролью;
- обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом;
- привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий;
- развивать интерес к растительному миру;
- развитие понимания речи и активизация словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении;
- поощрение употребления усвоенных слов в самостоятельной речи.
- развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания;
- развитие эстетического восприятия окружающих предметов;
- развитие интереса к действиям с карандашами, пластилином, акварелью;
- формирование умения различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные. Подведение детей к рисованию предметов округлой формы;
- развитие интереса детей к лепке. Знакомство с пластическими материалами: пластилином;
- формирование умения аккуратно пользоваться материалами;
- формирование представления о том, что карандашами, фломастерами и красками рисуют, а из пластилина лепят;
- развитие умения отвечать на вопросы по содержанию картинок;
- развитие интереса детей к окружающему;
- вызвать у детей интерес к растениям через стихи, загадки, проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно- продуктивной творческой деятельности.
Вид проекта
: познавательно - исследовательский.
Время реализации проекта
: февраль-март (8 недель)
Участники проекта: воспитатели, дети группы раннего возраста, родители воспитанников.
Предполагаемый результат
:
Для детей: расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки, таблички с названиями.
Формы работы с детьми
:
• Опыт;
• Наблюдения;
• Беседы
• Чтение
• Дидактические игры
Формы работы с родителями:
• Домашнее задание - с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный:
определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности, изготовление табличек, подбор художественной литературы.
2. Основной (или этап реализации проекта):
проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение, дидактические игры).
3. Заключительный:
Выставка рисунков детей, показ презентации «Огород на подоконнике». Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. В конце проекта обсудили достижения каждого маленького огородника, как они с воспитателями в детском саду выращивали растения, что нового узнали, как будут помогать родителям и бабушкам на огородах.
Перспективный план
1 этап (1 неделя)
Мероприятия
Сбор семян, земли, изготовление табличек, подбор худ. литературы. Задачи: Воспитывать трудолюбие, творчество детей, прививать любовь к литературе.
2 этап (2-7 неделя)
Мероприятия
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. Задачи: Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике».
2. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт. задачи: Расширять кругозор детей
3. Совместное создание в группе огорода. Посадка семян петрушки, укропа, луковиц. Задачи: Воспитывать желание помогать взрослым
4. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». Задачи: Привлечь к совместному труду всех детей в группе
5. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, связанных с огородом, овощами. Задачи: Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами
6. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей. Задачи: Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно
7. Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи». Задачи: Познакомить детей с творчеством С. В. Михалкова, напомнить содержание сказки «Репка»
8. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. Задачи: Учить ухаживать за растениями
9. Отгадывание загадок про овощи и фрукты. Задачи: Развивать смекалку, память, внимание
10. Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета. Задачи: Формировать представление детей об овощах и фруктах
11. Лепка из пластилина фруктов и овощей. Оформление мини-выставки «Наш урожай». Задачи: Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки
12. Игра-драматизация по русской народной сказке «Репка». Задачи: Развивать у детей актёрские способности
13. Дидактические игры. Задачи: Развитие речи и мелкой моторики рук
3 этап (8 неделя)
Выставка рисунков детей, показ презентации «Огород на подоконники». Задачи: Подвести итог проделанной работы
Интеграция по образовательным областям
Познание
1. Дидактические игры: «Огород», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощной магазин», «Заготовки на зиму», «Чудесный мешочек», «Вершки-корешки», «Что лишнее».
2. Просмотр мультфильмов об овощах.
3. Рассматривание альбомов об овощах, об огороде.
4. Рассказывание экологических сказок.
5. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений».
6. Просмотр слайдов по теме.
7. Загадывание загадок об овощах.
8. Работа со схемами-моделями для составления описательных рассказов о росте растений.
9. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
10. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.
Коммуникация
1. Беседы о разнообразии растительного мира.
2. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)
3. Составление описательных рассказов об овощах.
5. Использование пословиц, поговорок, чистоговорок по теме
Социализация
1. Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Кафе «Витаминка»».
2. Дидактические игры: «Орудия труда», «Что растет на огороде».
3. Игра – драматизация по стихотворению Ю. Тувима «Овощи»
Чтение художественной литературы
В. Коркин «Что растет на нашей грядке», Г. Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка»,
В. Сутеев «Бабушкин огород», «Дядя Миша», Лина Орлова «Три картофельки».
Физическая культура
Здоровье
Безопасность
1. Физкультминутка «Росточки», «Мы капусту солим»
2. Театр пальчиков и языка, пальчиковые игры,
3. Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке».
4. Игра-хоровод «Кабачок». П/И «Овощи в корзину»,
«Догони».
Художественное творчество
1. Работа детей с книжками-раскрасками
2. Рисование «Овощи»
3. Изготовление и украшение тары для посадки
4. Лепка «Овощи»
Труд
Изготовление изгороди.
Посадка семян овощей.
Уход за растениями: полив, рыхление.
По реализации проекта были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с культурными растениями.
2. У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на подоконнике.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
8. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на подоконнике».
Список литературы:
1. Гербова В. В., Губанова Н. Ф., Дыбина О. В. «Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 160 с.
2. Костюченко М. П. «Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Младшая группа». - Волгоград. : Учитель, 2016. – 197с.
3. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа». М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
4. Юматова Д. Б. «Культура здоровья дошкольника. Цикл игр – путешествий.» - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2017. -192 с.
5. Николаева С. Н. «Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского сада» М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 104 с.
6. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности: младшая группа» -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 144 с.
7. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду. Младшая группа.» - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 96 с.
8. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа». - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 80 с.
9. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа»
». - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 112 с.
10. Пономарёва И. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа».». - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 64 с.
11. Калмыкова Л. Н. «Здравствуй, пальчик! Как живёшь? Картотека тематических пальчиков пальчиковых игр». Волгоград. : Учитель. – 247 с.