Горева Ирина Валерьевна
Проект для детей старшей группы «С чего начинается дружба»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей старшей группы
Тема: «С чего начинается дружба»
Вид проекта : игровой, краткосрочный, фронтальный, по направленности – познавательно- творческий.
по количеству участников – групповой
Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, труд, игра.
Цель проекта :
Публикация «Проект для детей старшей группы „С чего начинается дружба“» размещена в разделах
Формирование доброжелательных взаимоотношений между старшими дошкольниками, способствовать эмоциональному благополучию дошкольников в коллективе сверстников.
Задачи проекта :
1. Формировать этические представления о «доброте», «дружбе», «дружной работе», «товариществе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;
2. Привлечь внимание ребёнка к сверстнику, его эмоциональным состояниям, чувствам, поступкам, интересам;
3. Организовывать совместную деятельность со сверстниками, которая будет способствовать развёртыванию активного общения детей;
4. Разработать систему мероприятий с детьми, направленную на развитие доброжелательных взаимоотношений.
5. Создание предметно-развивающей среды, которая будет способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений в группе.
6. Обогащение знаний родителей по данной проблеме.
Описание проекта :
Познавательно-творческий групповой проект для детей старшего дошкольного возраста «Ребята, давайте жить дружно».
Актуальность проекта.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования и развития нравственных качеств и дружеских взаимоотношений между детьми. Повышение коммуникативной компетентности детей, изменение их взглядов на мир и отношения с окружающими, развитие способности сознавать и контролировать свои эмоции и поведение. Из нашей жизни исчезают такие понятия, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, взаимопомощь, дружба.
Возникновение проблемы:
Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым детям тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк. В совместной деятельности, возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Детям еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается. Важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание. Поэтому мной был разработан проект по социально- нравственному развитию старших дошкольников.
Участники проекта :
- дети старшего дошкольного возраста;
- учитель-логопед, педагоги ДОУ;
- родители
Ресурсы:
Материально-технические: магнитофон, телевизор, видео презентации, цифровой фотоаппарат.
Кадровые обеспечения: взаимосвязь с физкультурным и музыкальным руководителем ДОУ, психологом ДОУ.
Информационный материал: методическая и художественная литература, энциклопедии для дошкольников, материалы мероприятий с дошкольниками, иллюстрации, картинный материал, картотеки, пособия, настольно-печатные игры по теме.
Предполагаемые результаты:
- Использовать основные формы речевого общения, умения вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения;
- Развитие умения выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
- Умение видеть и понимать эмоциональные состояния сверстников;
- Научаться использовать обязательные формы вежливости в обращении со сверстниками, умение внимательно слушать собеседника;
- Переход нравственных навыков в привычку (умение сдерживаться в конфликтах, уступать, подчиняться правилам)
- Развитие стремления помогать, сопереживать, поддерживать друг друга
дети систематизировали знания о дружбе, нормах поведения и правилах взаимоотношений со сверстниками;
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
1-й этап – информационно- аналитический
1) Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме;
2) Определить характер отношений между детьми старшей группы и уровень нравственной основы их отношений с помощью диагностических методик, наблюдения за проявлением характера отношений к сверстнику;
3) Составить перспективный план совместной деятельности детей и план работы с родителями;
4) Подобрать наглядный материал, игры, пособия, художественные произведения для чтения детям, составить картотеку игр, упражнений на сплочение группы, разработать «минутки вхождения в день», способствующие эмоциональному комфорту детей в группе среди сверстников.
5) Привлечь родителей к совместной работе по социально-нравственному развитию детей.
2-й этап - Основной (практический)
Цель: Активное участие детей и родителей во всех мероприятиях по социально-нравственному развитию дошкольников, формирование благоприятного психологического климата в группе детского сада, установление доброжелательных взаимоотношений между детьми.
- Чтение и обсуждение художественных произведений; М Пляцковский «Урок дружбы», русская народная сказка «Лиса и журавль»
- Беседы на этические темы; «Каким бывает настоящий друг?»; «Вместе тесно, а врозь скучно», «Чтобы я мог сделать для своего друга»
- Игры (по методике Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой ; игры по развитию эмоциональной сферы; на сплочение коллектива; игры – импровизации) ;
- Разыгрывание детьми проблемных ситуаций;
- Праздники и развлечения; «Праздник дружбы»
- Работа по картинному материалу пособий Р. С. Буре «Как поступают друзья»
- Проведение тематических дней «Страна Вежливости», «Доброта спасёт мир»
-подбор пословиц о дружбе;
-Просмотр мультфильмов «Про кота Леопольда»
- Рисование «Солнечные лучики» (рисование ладошками)
2. Создание предметно- развивающей среды:
- Изготовление настольно-печатных игр по знакомству с эмоциональными состояниями: «Театр настроений», «Изучаем наши эмоции»;
- Оформить в группе :
- уголок настроений «Мир настроений», для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции;
- коврик «Мирилка», для разрешения конфликтных ситуаций с помощью переговоров и бесед ;
- «Коробочка добрых дел» для анализа поступков детей;
- Картотеки игр по методике Е. О. Смирновой. В. М. Холмогоровой; игр на сплочение группы, картотека мирилок., картотека «Минутки вхождения в день» для создания атмосферы доброжелательности и защищённости.
3. Работа с родителями.
- Знакомство родителей с задачами проекта и его планом мероприятий;
- Анкетирование «Мой ребёнок и друзья» (изучить особенности взаимоотношений детей со сверстниками, игровые увлечения и предпочтения детей, особенности отношения родителей к воспитанию сочувствия, сопереживания у детей).
- Анкетирование «Друзья для моего ребенка»».
- Консультация «Темперамент и воспитание»
- Познакомить родителей с видами темперамента и методами воспитания
- Привлечь родителей к фото выставке на тему «Наша дружная семья»,
- Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»
- Игровой тренинг «Играем вместе» (ознакомление с играми по методике Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой по формированию доброжелательных взаимоотношений с детьми).
- Участие детей и родителей в спортивном мероприятии «Веселые старты»
3-й этап – заключительный
Цель: Контроль и диагностика результатов работы по формированию доброжелательных взаимоотношений между сверстниками
Итог работы :
- Праздник «Доброты и Вежливости»
- Фотовыставка «Дружные ребята – наши дошколята»
- Составление методических рекомендаций по теме для педагогов ДОУ
Заключение:
Детское взаимоотношения постоянно находятся в зоне внимания воспитателей. Воспитатель продолжает расширять и углублять представления детей о важности проявления доброжелательности по отношению друг к другу и к окружающим людям. Предметом особого внимания дошкольников становятся правила поведения и взаимоотношения в группе.
В соответствии с целью были реализованные следующие задачи:
- Сформированы умения выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
- Активизированы умения видеть и понимать эмоциональное состояния сверстников;
- сформированы умения правильно оценивать свои поступки и своих друзей;
- Переход нравственных навыков в привычку (умение сдерживаться в конфликтах, уступать, подчиняться правилам)
- Развиты коммуникативные навыки, социально - коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость, умение поддерживать развивающий диалог, умение применять свои знания на практике, развивать творчество в художественно - продуктивной деятельности.
- расширены и систематизированы знания о культуре поведения и взаимоотношениях между детьми, учить размышлять над нравственной сутью поступков.
- Сформировано дружелюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сопереживание, сочувствие, взаимопомощь, потребность проявлять доброту, заботу, внимательное отношение к окружающим, способствовать сплоченности коллектива.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабаева, Т. И. Образовательная область «Социализация» учебно – методическое пособие / А. Г. Гогоберидзе. – СПб. : Детство – Пресс, 2012. 256с.
2. Фесюкова, Л. Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4 – 7 лет / Л. Б. Фесюкова. –Х. : ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2010. – 192 с.
3. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я / О. В. Хухлаева. – М. : Генезис, 2004. – 175с.
4. Шипицина, Л. М. Азбука общения / Л. М. Шипицина, – СПб. :Детство – Пресс, 2010. – 384с.
5. Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой Психогимнастика для дошкольников.
6. Е. О. Смирновой. В. М. Холмогоровой Картотека игр для дошкольников.