Кузина Татьяна
Проект на тему «Птицы наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Люди всегда делились на тех, кто не может пройти мимо обездоленного живого существа, и тех, кому доставляет истинное наслаждение лишний раз ударить голодного щенка или беззащитного котенка. Почему так происходит? Очевидно, ответ на данный вопрос искать бессмысленно, поскольку он, по сути, равен вопросу, откуда берутся добро и зло. Ведь уже давно известно, что «непротивление» лишь умножает насилие, а самые страшные в мире вещи происходят с молчаливого согласия «равнодушных». Как важно повернуть сознание наших детей в позитивное, созидательное русло! Вполне естественно, что мальчик, который не пройдет равнодушно мимо бездомной дворняги, став мужем и отцом, никогда не поднимет руку на жену и ребенка, а значит, будет опорой и защитником и для России! «Что посеешь, то и пожнешь» - и так говорят не только о будущем урожае. Посеять в душах наших детей зерно добра, любви ко всему живому призвана экологическая акция «Покормите птиц»
Публикация «Проект на тему „Птицы наши друзья“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Целями и задачами проекта являются:
• Развитие творческих способностей детей, умеющих любить и охранять природные богатства.
• Формирование у детей активной гражданской позиции в природоохранной деятельности.
• Воспитание у детей чувства ответственности к сохранению видового разнообразия птиц, зимующих в Курской области.
• Привитие навыков наблюдательности, интереса к исследовательской и проектной деятельности.
• Привлечение внимания СМИ к организации работы по сохранению видового разнообразия птиц, зимующих в Курской области.
• формирование экологической культуры населения;
• развитие личности, для которой любовь, красота, доброта и милосердие явились важными путями к самосовершенствованию;
• содействие воспитанию гуманного и ответственного отношения к живой природе и сохранению окружающей среды;
Актуальность поставленных задач:
Проблема учета и сохранения видового разнообразия птиц, живущих в Курской области достаточно актуальна, так как бережное отношение к природе во все времена являлось и является одним из основных критерий активной гражданской позиции в построении цивилизованного общества.
В процессе работы проводились тематические недели. Были разработаны картотеки тематических игр, художественных произведений и загадок. Были изготовлены кормушки с применением различных техник и проведен мастер-класс с привлечением СМИ (Приложение 5). Была проведена работа с родителями. Была создана выставка детского творчества с работами детей. Была создана творческая детская мастерская для изготовления атрибутики по теме исследования и изготовлению настольных игр по теме исследования. Были проведены литературные викторины и праздники. Создана выставка детского творчества «Птички – невелички»
МЕХАНИЗМ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ
Понедельник
План тематического дня «Снегирь»
В группе (1 половина дня)
1. Утренняя гимнастика «Птички – невелички»
2. Чтение мини сказки детям о снегире.
3. Рассказ воспитателя детям на тему «Птица-снегирь».
4. Аппликация с целью закрепления материала.
На прогулке:
1. Пополнение кормушек кормом для птиц.
2. Рассказ «Снегирь и рябина», автор рассказа: Ирис Ревю.
3. Игра «Птицы в клетке».
4. Наблюдение за птицами на территории детского сада.
В группе (2 половина дня):
1. Ведение дневника наблюдений за птицами.
2. Загадки
3. Чтение русской народной сказки «Птичий язык».
4. Прослушивание аудиозаписи стихотворения А. Барто «Снегирь».
5. Пальчиковая игра «Снегири».
6. Подведение итогов по пройденному за день материалу.
Вторник
План тематического дня «Воробей»
В группе (1 половина дня)
1. Утренняя гимнастика «Птички – невелички».
2. Чтение мини сказки детям о воробье.
Автор сказки: Л. Н. Толстой
3. Рассказ воспитателя детям на тему «Воробей».
4. Чтение рассказа «Зимние долги» .
Автор сказки : Н. Сладков.
5. Рисование воробья по схеме под контролем педагога, с целью закрепления материала.
На прогулке:
1. Пополнение кормушек кормом для птиц.
2. Рассказ о тайне слова «Воробей».
3. Игра «воробьи и кошка».
4. Игра «Птицы в клетке».
5. Наблюдение за птицами на территории детского сада, обсуждение их повадок и поведения на кормушках.
В группе (2 половина дня):
1. Ведение дневника наблюдений за птицами.
2. Загадки.
3. Просмотр мультфильма «Воробьишка – хвастунишка»
4. Чтение рассказа «Воробьишко», автор рассказа: М. Горький
5. Подведение итогов по пройденному материалу.
Среда
План тематического дня «Ворона и сорока»
В группе (1 половина дня)
1. Утренняя гимнастика «Птички – невелички»
2. Басня «Ворона и Лисица», автор басни: И. А Крылова
3. Занятие на тему: «Ворона и сорока»
4. Лепка «Птицы на дереве»
5. Беседа на тему «Отличие вороны от сороки»
На прогулке:
1. Пополнение кормушек кормом для птиц.
2. Рассказ «Как ворона на крыше заблудилась», автор рассказа: Е. Носов
3. Игра «Ворона и собачка»
4. Наблюдение за птицами на территории детского сада.
В группе (2 половина дня):
1. Ведение дневника наблюдений за птицами.
2. Сказка «Сорока», автор сказки: А. Н. Толстой.
5. Пальчиковая игра «Сорока-ворона».
6. Изготовление вороны из цветной бумаги.
7. Подведение итогов по пройденному за день материалу.
Четверг
План тематического дня «Голубь»
В группе (1 половина дня)
1. Утренняя гимнастика «Птички – невелички».
2. Рассказ воспитателя о почтовых голубях.
3. Вводная беседа воспитателя с детьми о голубях.
4. Занятие на тему: «Голубь в технике оригами»
5. Беседа на тему «Отличие вороны от сороки»
На прогулке:
1. Пополнение кормушек кормом для птиц.
2. Игра «Сокол и голуби».
3. Интересные факты о голубях.
4. Наблюдение за птицами на территории детского сада.
В группе (2 половина дня):
1. Ведение дневника наблюдений за птицами.
2. Разрезные картинки «Зимующие птицы Курской области».
3. Игра «Узнай птицу по ее голосу»
4. Подведение итогов по пройденному за день материалу.
Пятница
План тематического дня «Синица»
В группе (1 половина дня)
1. Утренняя гимнастика «Птички – невелички»
2. Чтение мифа «Две синицы»
3. Рассказ воспитателя детям на тему «Кто такая синичка?».
4. Физминутка «Скачет шустрая синица».
5. Раскрашивание синицы с целью закрепления изученного материала.
На прогулке:
1. Пополнение кормушек кормом для птиц;
2. Рассказ «О чем плачет синичка?», автор рассказа: Сухомлинский;
3. Игра «Синички в гнёздышке».
4. Игра «Птицы в клетке».
5. Наблюдение за птицами на территории детского сада.
В группе (2 половина дня):
1. Ведение дневника наблюдений за птицами.
2. Загадки.
3. Наблюдение за кормушками на окне.
4. Подведение итогов по пройденному материалу.
Понедельник
План тематического дня «Зимующие птицы Курской области»
В группе (1 половина дня)
1. Дидактические игры (4 лишний, угадай какая птица по части ее тела, разрезные картинки с изображением зимующих птиц Курской области, «Птичье лото», «птичье домино» по выбору ребенка.
ФОТО 20 21 22 23 24
2. Пальчиковое упражнение «Птички».
3. Занятие на тему «зимующие птицы Курской области»
4. Игра «Птички»
5. Аппликация «Зимующие птицы Курской области».
На прогулке:
1. Пополнение кормушек кормом для птиц.
2. Наблюдение за птицами на кормушках.
3. Игра «Птички»
4. Игра «Птицелов»
5. Хвастливая ворона (рассказ)
6. Наблюдение за птицами на территории детского сада.
В группе (2 половина дня):
1. Ведение дневника наблюдений за птицами.
2. Пальчиковая игра «Десять птичек - стайка
3. Игра «Ворона и воробей»
4. Сказка «Как Воробьишко Африку искал».
6. Подведение итогов по пройденному за день материалу.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРМУШЕК И ДОМОВ ДЛЯ ПТИЦ
• Схема изготовления кормушки для птиц из бутылки.
Материалы: пластиковая бутылка, шпагат, ножницы, клей, ветки деревьев, шишки, бусины, деревянная ложка.
Проще всего смастерить самодельную кормушку из пластиковой бутылки. Если подключить к делу фантазию и смекалку, может получиться очень даже симпатично и неординарно.
• Подготавливаем необходимый материал.
• Прорезаем отверстие для ложки при помощи ножниц и вставляем в него деревянную ложку.
• Прорезаем еще два отверстия и вставляем в них палочки для суши.
Вырезаем отверстие – вход.
• Оборачиваем шпагатом бутылку по всему периметру.
• Украшаем кормушку шишками и бусинами.
• Схема изготовления кормушки для птиц из палочек для мороженого.
Материалы: палочки от мороженого, клей ПВА, кисть, шпагат, палочки для ролов.
• Подготавливаем необходимый материал.
• Выкладываем шестиугольник, соединяя его углы клеем ПВА
• Приклеиваем следующий слой палочек на предыдущий по направлению к центру.
• Отступ должен составлять ширину полочки от мороженого
• Дно кормушки так же заклеиваем палочками при помощи клея ПВА.
• По такому же принципу собираем крышу кормушки.
• Сравниваем крышу и дно кормушки.
• К дну кормушки приклеиваем палочки для ролов. Верхушку так же приклеиваем клеем ПВА.
• Схема изготовления дома для птиц в технике «Декупаж».
Материалы: фанера, гвозди, клей ПВА, салфетки, кисть для клея, лак строительный.
• Из фанеры делаем заготовки для дома.
• При помощи молотка и гвоздей делаем дом для птиц.
• Наклеиваем салфетки на дом клеем ПВА
• Покрываем несколькими слоями клея дом для птиц.
• Даем дому высохнуть, затем покрываем его строительным лаком.
РАБОТА СО СМИ
• Участие в телевизионной передаче «Миллион друзей» на канале ТРК «Сейм» в рубрике мастер-класс.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
• Мастер-класс с родителями и детьми по изготовлению кормушек для птиц.
• Мастер – класс с родителями и детьми по изготовлению домов для птиц.
• Детские доклады про птиц на тему «Моя самая любимая птичка»
• Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению кормушек для птиц.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВИКТОРИНЫ
• Викторина «Наши пернатые друзья»
• Литературный вечер «Птички»
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
• Изготовление настольных тематических игр совместно с детьми
Домино «Птицы»
Лото «Птицы»
Разрезные картинки «Птицы»
Угадай птицу по ее части
4 лишний
• Изготовление шапочек с изображением птиц для различных подвижных игр.
ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ
• Спортивный праздник «Птицы наши друзья»
• Куриный праздник
• ВЫСТАВКА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПТИЧКИ-НЕВЕЛИЧКИ»
• ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОТЕКИ
• Картотека тематических игр
• Картотека тематических загадок
• Картотека тематических литературных произведений
ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПТИЦАМИ
Темами для проведения наблюдений в процессе реализации нашего проекта являются:
• Зимняя пища различных птиц. Основные места кормежки.
• Зависимость посещаемости кормушек птицами от времени суток, погодных условий и месте нахождения.
• Отношение друг другу птиц разных видов, кормящихся на кормушках.
• Видовой состав птиц, посещающих кормушки в течение времени наблюдения.
• Конструкции кормушек, которые предпочитают птицы и техника их изготовления.
За время наблюдений на территории МБДОУ «Детский сад «Соловушка» было установлено 6 кормушек. Две из них на подоконнике группы (участок №1, три на игровой площадке группы (участок №2, и одна за детским садом (участок №3). За кормушками, расположенными во дворе детского сада, мы наблюдали во время дневных прогулок (ежедневно, с 11:00 до 12:00). За кормушками расположенными на подоконнике группы наблюдения велись постоянно (ежедневно, с 8:00 до 18:00). Количество птиц, посещающих кормушки, зависело от погодных условий на улице (температура воздуха, наличие снегопада и ветра) и от качества кормушки. Предпочтительнее оказались кормушки, имеющие широкие стены и крышу. Внешний вид кормушки значение не имел. Так же, по инициативе детей, каждым ребенком совместно с мамой или папой была изготовлена кормушка, которую они забрали домой, чтобы подкармливать птиц на новогодних каникулах.
Дома дети вели дневники наблюдений за птицами. Для родителей была проведена консультация на тему «Зимняя пища различных птиц. Основные места кормежки»
ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ В ДЕТСКОМ САДУ
Декабрь 2015
1 неделя наблюдений (14.12.2015 по 18.12.2015)
Дата Температура воздуха Количество птиц Какие птицы прилетали
14.12.2015 0 0 -
15.12.2015 -1 0 -
16.12.2015 -3 4 4 голубя
17.12.2015 -1 0 -
18.12.2015 0 0 0
2 неделя наблюдений (с 21.12.2015 по 25.12.2015)
Дата Температура воздуха Количество птиц Какие птицы прилетали
21.12.2015 +7 0 -
22.12.2015 +5 0 -
23.12.2015 +6 0 -
24.12.2015 +8 0 -
25.12.2015 +3 0 -
3 неделя наблюдений (с 28.12.2015 по 31.12.2015)
Дата Температура воздуха Количество птиц Какие птицы прилетали
28.12.2015 -2 3 2 голубя, 1 воробей
29.12.2015 -6 7 7 синиц
30.12.2015 -6 9 5 синиц, 4 воробья
31.12.2015 -6 11 5 голубей, 2 воробья, 4 синицы
Январь 2016
1 неделя наблюдений (с 11.01.2016 по 15.01.2016)
Дата Температура воздуха Количество птиц Какие птицы прилетали
11.01.2016 -10 10 8 синиц, 2 воробья
12.01.2016 +3 3 3 синицы
13.01.2016 +1 4 4 воробья
14.01.2016 0 2 2 синицы
15.01.2016 -3 5 3 голубя, 2 синицы
2 неделя наблюдений (с 18.01.2016 по 22.01.2016)
Дата Температура воздуха Количество птиц Какие птицы прилетали
18.01.2016 -8 11 7 синиц, 4 воробья
19.01.2016 -7 10 6 синиц, 2 голубя, 2 воробья
20.01.2016 -5 12 8 синиц, 4 воробья
21.01.2016 -6 10 8 синиц, 2 сойки
22.01.2016 -9 14 4 голубя, 6 синиц, 4 сойки
3 неделя наблюдений (с 25.01.2016 по 29.-1.2016)
Дата Температура воздуха Количество птиц Какие птицы прилетали
25.01.2016 -11 11 9 синиц, 2 вороны
26.01.2016 -9 16 9 синиц, 7 воробьев
27.01.2016 -7 13 5 голубей, 6 синиц, 2 воробья
28.01.2016 -12 10 10 воробье
29.01.2016 -9 13 3 синицы, 10 воробьев
Февраль 2016
1 неделя наблюдений (с 1.02.2016 по 5.02.2016)
Дата Температура воздуха Количество птиц Какие птицы прилетали
1.02.2016 -3 9 7 синиц, 2 голубя
2.02.2016 -5 6 6 голубей
3.02.2016 -5 10 10 голубей
4.02.2016 -6 13 7 синиц, 6 воробьев
5.02.2016 -5 8 5 голубей, 3 синицы
2 неделя наблюдений (с 8.02.2016 по 12.02.2016)
Дата Температура воздуха Количество птиц Какие птицы прилетали
8.02.2016 -1 6 6 глубей
9.02.2016 0 8 5 синиц, 3 воробья
10.02.2016 -1 7 5 синиц, 2 голубя
11.02.2016 0 5 5 воробьев
12.02.2016 -1 9 5 голубей, 4 синицы
3 неделя наблюдений (с 15.02.2016 по 19.02.2016)
Дата Температура воздуха Количество птиц Какие птицы прилетали
15.02.2016 -6 10 5 синиц, 2 голубя, 3 воробья
16.02.2016 -3 7 7 голубей
17.02.2016 0 9 6 синиц, 3 голубя
18.02.2016 0 5 5 воробьев
19.02.2016 0 8 5 синиц,3 воробья
ДНЕВНИКИ НАБЛЮДЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОМА
Дневник наблюдений Репко Анисии (6 лет)
(с 1.01.2016 по 10.01.2016)
Дата Температура воздуха Количество птиц Какие птицы прилетали
1.01.2016 -1 5 5 голубей
2.01.2016 -2 3 3 воробья
3.01.2016 -2 6 5 синиц,1 воробей
4.01.2016 -2 8 2 сойки,6 голубей
5.01.2016 -2 11 6 воробьев,5 синиц
6.01.2016 -2 19 13 воробьев,3 сойки,3 воробья
7.01.2016 -2 15 12 синиц,3 воробья
8.01.2016 -3 25 23 голубя,2 воробья
9.01.2016 -3 11 9 голубей,2 синицы
10.01.2016 -3 8 8 синиц
Дневник наблюдений Соловьева Антона(6 лет)
(с 1.01.2016 по 10.01.2016)
Дата Температура воздуха Количество птиц Какие птицы прилетали
1.01.2016 -2 6 6 синиц
2.01.2016 -2 9 4 сойки, 5 голубей
3.01.2016 -2 14 12 синиц,2 воробья
4.01.2016 -3 12 10 голубей,2 синицы
5.01.2016 -2 8 3 вороны,6 синиц
6.01.2016 -2 19 17 голубей,2 сойки
7.01.2016 -2 17 15 синиц,2 воробья
8.01.2016 -4 21 2 снегиря,15 синиц,4 воробья
9.01.2016 -3 26 20 голубей,4 синицы,2 сойки
10.01.2016 -4 22 5 воробьев,10 синиц,7 голубей
Дневник наблюдений Мельник Алексея (6 лет)
(с 1.01.2016 по 10.01.2016)
Дата Температура воздуха Количество птиц Какие птицы прилетали
1.01.2016 -2 0 0
2.01.2016 -1 0 0
3.01.2016 -3 4 4 голубя
4.01.2016 -3 8 6 синиц,2 голубя
5.01.2016 -2 5 5 синиц
6.01.2016 -2 11 9 синиц,2 воробья
7.01.2016 -2 16 11 голубей,5 воробьев
8.01.2016 -3 6 4 сойки,2 синицы
9.01.2016 -3 9 6 синиц,2 сойки
10.01.2016 -4 11 11 голубей
Дневник наблюдений Морозова Ивана (6 лет)
(с 1.01.2016 по 10.01.2016)
Дата Температура воздуха Количество птиц Какие птицы прилетали
1.01.2016 -2 0 0
2.01.2016 -1 0 0
3.01.2016 -3 3 3 голубя
4.01.2016 -3 4 4 голубя
5.01.2016 -2 8 3 голубя,5 синиц
6.01.2016 -2 17 11 воробьев,6 синиц
7.01.2016 -2 19 19 синиц
8.01.2016 -3 23 23 голубя
9.01.2016 -3 18 15 воробьев,3 синицы
10.01.2016 -4 26 22 голубя,4 воробья
Дневник наблюдений Царева Даниила (7 лет)
(с 1.01.2016 по 10.01.2016)
Дата Температура воздуха Количество птиц Какие птицы прилетали
1.01.2016 -2 5 5 синиц
2.01.2016 -2 4 4 синицы
3.01.2016 -3 9 6 воробьев,3 синицы
4.01.2016 -3 15 6 голубей,9 синиц
5.01.2016 -4 19 11 воробьев,8 синиц
6.01.2016 -2 4 4 сойки
7.01.2016 -2 9 5 голубей,4 воробья
8.01.2016 -2 6 6 синиц
9.01.2016 -3 12 10 синиц,2 воробья
10.01.2016 -5 24 17 синиц,5 воробьев,2 снегиря
Дневник наблюдений Березовской Ульяны (6 лет)
(с 1.01.2016 по 10.01.2016)
Дата Температура воздуха Количество птиц Какие птицы прилетали
1.01.2016 -2 0 0
2.01.2016 -2 0 0
3.01.2016 -3 0 0
4.01.2016 -3 2 2 воробья
5.01.2016 -4 7 4 синицы,3 воробья
6.01.2016 -2 10 2 сойки,5 голубей,3 воробья
7.01.2016 -2 12 12 синиц
8.01.2016 -2 22 17 голубей, 5 синиц
9.01.2016 -3 18 11 синиц,3 сойки, 4 воробья
10.01.2016 -5 21 13 голубей,8 синиц
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
СТАТИСТИКА НАБЛЮДЕНИЙ
Общее количество птиц, прилетевших за период с 14.12.2015 по 20.02.2016, составило 927 птиц.
Из них 299 птиц прилетали на территорию детского сада.
628 птиц прилетали к воспитанникам домой, на новогодних каникулах.
Из них количество редких птиц составило 37 (28 соек, 5 ворон, 4 снегиря).
ИТОГИ НАБЛЮДЕНИЙ
ВИДЫ ПТИЦ Количество птиц на кормушках
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Синица 26 31 19 13 21 22 32 70 28 33 62 28
Голубь 3 5 16 23 13 14 43 59 28 55 11 35
Сойка 2 1 0 3 0 0 5 8 0 0 4 5
Ворона 0 0 0 1 0 1 0 3 0 0 0 0
Воробей 19 26 9 11 13 7 28 13 7 30 25 12
Снегирь 0 0 0 0 0 0 0 2 0 0 2 0
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА.
ВЫВОДЫ.
Человек давно понял, что при враждебном отношении к окружающему миру, и мир будет соответственно относиться к нему. Бережное отношение к природе нужно закладывать в детях с малых лет. Акция «Покормите птиц зимой!» реализует потребность детей в гармоничном взаимодействии с природной средой, воспитывает у них навыки экологической культуры.
В ходе реализации проекта «Птицы – наши друзья» дети под руководством педагогов и родителей научились изготавливать кормушки и домики для птиц с применением различных техник, изучили видовой состав птиц, посещающих кормушки. Они выяснили виды корма, который наиболее полезен птицам в зимнюю пору, провели наблюдения зависимости посещаемости кормушек птицами от времени суток, погодных условий и месте нахождения, и отношение друг другу птиц разных видов, кормящихся на кормушках.