Корюкина Марина Петровна
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Играя, изучаем безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: познавательно- речевой.
По количеству участников: групповой.
Возраст детей: 5-6 лет.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.
Продолжительность: долгосрочный (один учебный год 2020 2021).
Актуальность проекта:
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Играя, изучаем безопасность“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Игры для детей
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Дошкольный возраст характеризуется двигательной активностью, увеличением физических возможностей ребенка, которые сочетаются с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, что нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций.
Задача педагога состоит в том, чтобы оберегать и защищать детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Цель проекта: формирование у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности в быту, социуме, природе, как необходимого условия полноценного развития человека.
Задачи проекта:
- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения;
- познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице и. т. д.);
- сформировать умение самостоятельно применять их в жизни;
- воспитывать у детей бережное отношение к собственному здоровью.
Формы организации по формированию ОБЖ:
1. Познавательные занятия.
2. Беседы.
3. Работа с наглядным материалом.
4. Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические)
5. Игровые ситуации.
6. Чтение художественной литературы по теме.
Ожидаемый результат:
1) У детей сформирован интерес к проблеме собственной безопасности;
2) У детей повысился уровень знаний по ОБЖ в быту, в социуме, в природе;
3) У детей сформировано умение выбрать правильную модель поведения в разных жизненных ситуациях.
Продуктами проектной деятельности являются:
- картотека бесед по профилактике травматизма;
- создание в группе уголка безопасности.
Этапы проекта.
1. Подготовительный этап.
- работа с методической литературой по данной теме;
- подбор познавательной и художественной литературы;
- подбор наглядного иллюстративного материала;
- подбор дидактических и подвижных игр;
- составление перспективного плана мероприятий.
2. Реализация проекта.
Сентябрь. Тема: «Безопасность ребенка в детском саду».
Образовательная область-ПОЗНАНИЕ
Беседы:
- «Как вести себя в группе»
Цель: воспитывать у детей правила поведения и общения в помещениях детского сада (в группе, приемной, умывальной комнате). Развивать умение подчиняться правилам безопасности, желание беречь свое здоровье и здоровье окружающих.
- «Передвигаемся по детскому саду»
Цель: научить детей правилам безопасного передвижения по детскому саду (по лестницам и коридорам).
-«Правила поведения на участке детского сада во время прогулки»
Цель: учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке детского сада (во время игр с песком, на оборудовании).
Образовательная область- РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
1. Проблемная ситуация «Кто-то напроказничал в нашем любимом детском саду»
2. Чтение А. Кузнецова «Поссорились», А. Кушнер «Кто сказал, что мы подрались», Н. Найденова «Новая девочка», А. Кузнецова «Подружки».
Цель: умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы воспитателя, запоминать содержание, высказывать свое мнение о прочитанном, учить эмоционально воспринимать текст.
Дидактическая игра: «Хорошо-плохо»
Цель: учить детей составлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека.
Октябрь. Тема: «Безопасность дома».
Образовательная область – ПОЗНАНИЕ.
Беседа: «Береги себя»
Цель: уточнить и расширить представления детей о доме- жилище человека; расширить представления детей о том, какое поведение опасно, развивать умение избегать опасностей.
- Индивидуальные разговоры о доме, рассматривание иллюстраций о быте.
Беседа «Опасные предметы дома».
Цель: уточнить представления об источниках опасности дома, их назначении и правилах безопасности.
Беседа: «Экстренные службы: полиция, скорая помощь, пожарная».
Цель: познакомить детей с работой экстренных служб. Выучить их телефоны.
Беседа «Чем заняться дома, чтобы не случилось беды».
Цель: учить детей высказывать свое мнение по данной теме, обсуждать предложенное товарищами.
Игровая ситуация «Кто стучится в дверь ко мне».
Образовательная область- РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
- Составление рассказов на тему «Один дома».
- Придумывание истории «Как непослушный котенок обжег себе лапу».
Цель: учить составлять рассказ на заданную тему (можно пример из жизни, не повторяя сюжетов товарищей, учить подбирать правильные слова, строить предложения, вводить в повествование диалог.
- Загадывание загадок о предметах обихода и инструментах.
- Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки».
Цель: учить детей связно и выразительно пересказывать текст без помощи воспитателя.
Чтение и обсуждение прочитанного: Е. Казакова «Чик,чик, ножницами», Е. Пермяк «Торопливый ножик», С. Маршак «Пожар».
«Сказка о Спичке и добром огне».
Цель: предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов, испуга и других проблем, связанных с огнем; показать роль полезного огня в жизни человека.
Дидактическая игра:
- «Опасно-не опасно».
Цель: учить детей отмечать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять правила безопасного поведения.
Ноябрь. Тема «Ребенок на улице».
Образовательная область – ПОЗНАНИЕ.
НОД «Улица полна неожиданностей».
Цель: расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице; учить видеть все то, что представляет опасность для жизни и здоровья.
Беседа «Если ты вдруг потерялся».
Цель: уточнить знания детей о своем адресе, Ф. И. О. родителей, их местах работы.
Беседа «Не попади в беду на дороге».
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на дороге, познакомить с дорожными знаками.
Образовательная область- РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как малыш попал в беду на улице».
Цель: опираясь на сюжетные картинки, учить детей составлять рассказ, активизировать речь, обогащать словарный запас.
Чтение и беседа по прочитанному:
Г. Георгиев «Светофор», Н. Носов «Автомобиль», С. Еремеев «Правила движения».
Цель: учить понимать жанровые особенности литературных текстов, учить оценивать поступки героев, иметь свое мнение о прочитанном.
Дидактические игры:
- «Если я сделаю так».
Цель: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть 2 выхода: один- опасный для здоровья, другой- ничем угрожающий.
- «Светофор».
Цель: познакомить детей с правилами перехода проезжей части, регулируемого светофором.
Декабрь – январь. Тема: «Безопасность в зимнее время года».
Образовательная область- ПОЗНАНИЕ.
Беседа «Осторожно, гололед».
Цель: познакомить с правилами безопасности во время гололеда.
Беседа «Осторожно! Сосульки (сход снега с крыши).
Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши-травма и вспомнить, если облизывать или есть их- ангина, уметь предвидеть опасность.
Беседа «Как был наказан любопытный язычок».
Цель: дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами. Предупредить несчастный случай.
Наблюдение на проулке за дворником, посыпающим дорожки песком.
Наблюдение из окна за сбиванием сосулек с крыши.
Беседа «Зимой у водоема».
Цель: объяснить детям безопасные правила поведения у водоемов в зимний период времени.
Беседа «Зимой на горке».
Цель: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки, выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.
Образовательная область- РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Чтение рассказа Н. Носова «Горка».
Цель: уметь слушать литературное произведение и отвечать на вопросы воспитателя по содержанию.
Февраль- март. Тема: «Береги свое здоровье».
Образовательная область – ПОЗНАНИЕ.
Беседа: «Я учусь охранять свою жизнь и здоровье».
Цель: Поддержать у детей интерес к сохранению своего здоровья; рассказать детям – откуда берутся болезни, что существуют лекарства – друзья и лекарства- враги.
Беседа «Я осваиваю гигиену».
Цель: формировать навыки соблюдения правил гигиены.
Беседа «Витамины укрепляют организм».
Цель: уточнить и закрепить понятия «витамины», их значение в жизни людей, объяснить пользу употребления овощей и фруктов, определить взаимосвязь здоровья и питания.
Беседа «Опасные невидимки».
Цель: познакомить детей с понятием «микробы» и их опасностью в жизни человека.
Образовательная область- РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Чтение и беседа по прочитанному:
- Г. Зайцев «Крепкие зубы»
- Л. Зильберг «Полезные продукты».
- Г. Блинова «Лекарство –не игрушка».
Дидактические игры:
- «Скорая помощь».
Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
- «Путешествие в страну здоровья».
Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.
- «Что разрушает здоровье, а что укрепляет».
Цель: дать представления о полезных и вредных продуктах.
Апрель- май. Тема: «Безопасность ребенка в природе».
Образовательная область- ПОЗНАНИЕ.
НОД «Земля- наш общий дом».
Цель: показать Землю как общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом.
Беседа: «Собака- друг или враг».
Цель: рассказать детям, что собаки бывают очень опасны для человека, как понять, грозит ли опасность и что в таком случае делать.
Беседа «Такие разные букашки» (о пользе и вреде насекомых).
Цель: дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
Беседа «Осторожно- растения и грибы».
Цель: сформировать представления детей о существовании ядовитых растений и грибов, научить их различать, дать знания, что ядами этих растений человек может отравиться.
Беседа «Опасные природные явления».
Цель: дать представления об опасных природных явлениях (гроза, наводнение, землятрясения и т. д.) и правила безопасности, если вдруг так случилось.
Образовательная область – РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Чтение Л. Толстого «Как меня в лесу застала гроза» (обсуждение и высказывания детей по этому поводу из личных впечатлений).
Пересказ художественного произведения Я. Тайц «По грибы».
Цель: продолжать учить детей пересказывать текст самостоятельно, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям.
Литература.
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. –Воронеж: ТЦ «Учитель»,2004.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
3. Дзюба П. П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада. - Ростов- на – Дону6: Феникс,2009.
4. Проектная деятельность в практике обучения детей 3-7 лет/ Авт. - сост. Е. А. Румянцева. Волгоград: Учитель, 2010.
5. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Метод. Пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2013.
Интернет- ресурсы.