Ростова Светлана
Проект для детей средней группы «Весёлая Дымка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Троицкий детский сад № 1 «Родничок» (ул. Октябрьская, 74)
Весёлая Дымка
Информационно - творческий
проект для детей средней группе
Ростова Светлана Александровна, воспитатель, высшая категория
С. Троицкое
2022 г.
Паспорт проекта
Тема проекта «Весёлая дымка»
Публикация «Проект для детей средней группы „Весёлая Дымка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Вид проекта Информационно-творческий
Участники проекта Воспитатель, воспитанники, родители
Актуальность проекта Народная культура является залогом гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. В наше время самой актуальной темой является, научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Перспективный путь – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа. Нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развить интерес детей к традициям и истории русского народа.
Удовлетворить высокую познавательную и творческую активность дошкольников помогает проектная деятельность, которая позволяет детям самостоятельно познать что-то новое.
Цель проекта Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами: дымковской глиняной игрушкой, росписью.
Проблемный вопрос Почему важно знать свою культуру?
Задачи проекта Задачи для детей :
Образовательные:
- Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи.
- Формировать навык использования материалов для рисования.
- Учить видеть красоту дымковской игрушки.
- Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность, творческие способности, внимание,
любознательность.
- Умение создавать изображения по мотивам дымковской росписи.
- Развивать моторику рук и тонких движений пальцев.
- Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй,
диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному творчеству.
- Воспитывать уважение к работе мастеров.
Задачи для родителей:
- Принять активное участие в совместной с детьми деятельности
- Совместно с детьми изготовить глиняную игрушку.
- Помочь детям в росписи глиняных игрушек.
Задачи для педагогов:
- Сформировать знания у детей об элементах дымковской росписи.
- Организовать выставку глиняных игрушек.
- Научить детей различать дымковскую роспись.
- Провести родительское собрание для знакомства с дымковской игрушкой, элементами росписи.
Продукт проекта Создание мини – музея «Дымковская игрушка»
Сроки реализации 09.03.2022- 18.03.2022 (краткосрочный)
Практическая значимость После изучения данного проекта дети познакомились с различными элементами дымковской росписи; цветам, свойственными дымковской росписи; дымковской глиняной игрушкой; сами лепили и украшали дымковскую игрушку; создали мини – музей дымковской игрушки совместно с педагогом.
Подготовительный этап.
Изучение истории дымковского промысла.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Поиск и накопление методических пособий по знакомству с дымковской росписью.
Подбор необходимой литературы, иллюстраций, наглядных пособий.
Дата Мероприятия, инициированные воспитателем Материально-техническое и дидактическое
обеспечение проекта Риски Результаты
09.03 ОО «Познавательное развитие» (Приобщение к народной культуре) Дидактические пособия, сайты из сети Интернет отсутствуют Подготовка воспитателем основных ресурсов для осуществления проекта.
10.03 Родительское собрание, посвященное организации проектной деятельности
«Весёлая дымка» Презентация по теме «Дымковская игрушка» Некоторые родители не пришли на родительское собрание Обсуждение проблемного вопроса по проекту «Весёлая Дымка»
11.03 Постановка перед детьми проблемного вопроса «Почему важно знать свою культуру?» Презентация по теме «Дымковская игрушка» Отсутствуют Дети были озадачены проблемным вопросом
12.03 Выходной день Вместе с родителями просмотр информации в интернете о дымковской игрушке Дети вместе с родителями просматривали информацию о дымковской игрушке.
Основной этап.
Дата Место в
режиме дня Мероприятия Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии Промежуточные результаты
14.03
1 половина дня Образовательная деятельность
ХЭР Лепка «Дымковская уточка».
Цель: Продолжать знакомить с дымковскими народными игрушками; выполнении приёмов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей; воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. Воспитатель, воспитанники Дети узнали (закрепили, какие элементами у дымковской росписи;
практическим путем: лепили, расписывали вылепленные изделия.
15.03 1 половина дня Образовательная деятельность. «Познавательное развитие» (Приобщение к народной культуре). Беседы на тему: «Народная игрушка. Дымковская игрушка».
Цель: Сформировать целостные картины мира и расширить кругозор, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство. Воспитатель, воспитанники Дети узнали, какие дымковские игрушки лепили из глины.
15.03 2 половина дня ХЭР «Роспись вылепленных глиняных дымковских игрушек» (уточка).
Цель. Закрепить знание детьми элементов узора и цветов краски, используемых в росписи дымковской игрушки. Воспитатель, воспитанники Дети получили словесную и наглядную информацию о дымковской игрушке, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии); упражнялись в рисовании элементов дымковского узора; самостоятельно выбирать цвета для узора.
16.03 1 половина дня Декоративное рисование «Роспись дымковских игрушек» (плоскостное изображение). Цель.
Упражнять в украшении дымковских игрушек, самостоятельно выбирать цвета и элементы для украшения.
Воспитатель, воспитанники Дети получили словесную и наглядную информацию о дымковской игрушке, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии); упражнялись в рисовании элементов дымковского узора; самостоятельно выбирать цвета для узора.
16.03 Вторая половина дня ОО «Речевое развитие» Беседа «История рождения дымковской игрушки». Цель.
Ознакомление детей с историей дымковской игрушки. Воспитатель, воспитанники. Дети закрепили знания о дымковских игрушках.
17.03 1 половина дня ОО «Речевое развитие» Художественная литература
«Загадки о дымковской игрушке». Цель. Продолжать знакомить с произведениями о дымковской игрушке. Воспитатель, воспитанники Дети закрепили знания о дымковской игрушке.
17.03 2 половина дня ОО «Физическое развитие» Народная подвижная игра «Гуси - гуси»
Развивать ловкость. Быстроту реакции. Закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, знакомить с русскими народными играми. Воспитатель, воспитанники Дети закрепили знания о народных играх.
18.03 1 половина дня ОО «Физическое развитие»
Пальчиковая гимнастика «Лошадка». Цель. Развитие речевого аппарата детей, стимуляция умственного и физического развития, улучшение общей координации, создание у детей хорошего, радостного настроения. Воспитатель, воспитанники Дети улучшили общую координацию
18.03 2 половина дня ОО «Познавательное развитие» Д/и «Собери дымковскую игрушку». Цель. Закреплять знания детей о дымковских игрушках, элементах дымковской росписи; развивать зрительное внимание, память, обучать умению составлять целое из частей. Воспитатель, воспитанники Дети закрепили знания об элементах дымковской росписи.
Заключительный этап
Дата Итоговые мероприятия Оценка эффективности реализации проекта Степень достижения поставленных целей Обобщение педагогического опыта
18.03 Создание мини – музея «Дымковская игрушка» эффективен высокая Педагог получил опыт в организации и проведении детско-родительского проекта
18.03 Организация родительского собрания по прошедшему проекту эффективен высокая Педагог получил опыт в организации и проведении детско-родительского проекта. Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.
Информационно-методическое обеспечение
1. Альбом народное искусство детям «Дымковская игрушка». Издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» 2015 г.
2. Интернет - ресурсы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Троицкий детский сад № 1 «Родничок» (ул. Октябрьская, 74)
Приложение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Троицкий детский сад № 1 «Родничок» (ул. Октябрьская, 74)
История рождения
дымковской игрушки
Конспект беседы с детьми средней группы
Ростова Светлана Александровна, воспитатель, высшая категория
С. Троицкое
2022 г.
Цель.
Ознакомление детей с историей происхождения дымковской игрушки.
Задачи.
Обучающие.
Познакомить детей с историей дымковской игрушки.
Развивающие.
Развивать способность видеть характерные особенности дымковской игрушки.
Воспитательные.
Воспитывать интерес к истории дымковской игрушки,
Предварительная работа. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера - народные умельцы.
Материалы, инструменты, оборудование. 4-5 дымковских игрушек (барыня, лошадка, индюк, баран и пр., презентация «Дымковская игрушка».
Ход НОД
Воспитатель.
- Дети, посмотрите какая у меня красивая корзиночка, она не пустая. Как вы думаете, что-то там лежит! Кто же это? (показывает детям открытую коробку, достает игрушку - лошадку)
Дети: Лошадка.
Воспитатель: Это дымковская лошадка.
С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? Давным – давно, зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это, как будто дымкой было окутано. Здесь в далёкую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали - «дымковская».
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины села Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на многолюдной весенней ярмарки торгуют весёлым товаром - свистульками. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Поэтому и получил этот весенний праздник своё название - «Свистунья». Приходит новая зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так много-много лет подряд. Бабушки учат внучек, а внучки - своих внучек.
И в наше время в Вятке, которая теперь называется Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдём в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Всё это нужно для создания чуда.
Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что всё очень просто. Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины побольше, расшлёпала в лепёшку, вот свернула лепёшку воронкой - получилась юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, ведёрки вылепила, на голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила. Оставила фигурку сушиться сначала на лавке, а потом в печке.
Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведённом на молоке, обжигают, затем начинают расписывать. И выходят из-под кисточки узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. Все на сво месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие - пёстро и весело, как в хороводе!
Но, оказывается, работа ещё не закончена. Ещё предстоит «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место - барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам - на гребешки. Вот теперь игрушки засветились и стали ещё ярче.
Все игрушки не простые,
а волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки,
кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор,
но отвести не в силах взор.
Весенний праздник проводов зимы назывался в народе «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки-свистульки были у всех: у взрослых и детей. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.
Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – “Свистопляска”,
Город весь пустился в пляс!
Сегодня мы с вами путешествовали в далёкое прошлое дымковской игрушки
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Троицкий детский сад № 1 «Родничок» (ул. Октябрьская, 74)
Народная игрушка.
Дымковская игрушка
Конспект беседы
с детьми средней группы
Ростова Светлана Александровна, воспитатель, высшая категория
С. Троицкое
2022 г.
Цель.
Ознакомление с дымковской игрушкой. Формирование целостной картины мира и расширение кругозора.
Задачи.
Обучающие.
Познакомить детей с историей дымковской игрушки. Сформировать знание основных элементов узоров дымковских игрушек, представление детей о специфике дымковской игрушки : из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора - характерными элементами и цветосочетаниями
Развивающие.
Развивать интерес к народному творчеству.
Воспитательные.
Воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство.
Ход.
Вот игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
- Ребята, у вас всех есть игрушки. Хотите узнать, какие игрушки делают в селе Дымково? Из чего игрушки сделаны игрушки, которыми вы сейчас играете? (из пластмассы, резины, металла, меха). В наше время очень много разных игрушек, но и сейчас все любят народные глиняные и деревянные игрушки.
В большом селе Дымково родилась дымковская игрушка. Веселые игрушки отличаются яркими красками.
В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки тонкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки.
Рассматривание игрушек: уточка, индюк, барышня, конь.
Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах. Даже кони приобрели яркий наряд.
Что общего у всех этих игрушек? (белый фон, яркие краски, геометрические узоры.)
Как вы думаете, какой сначала краской покрывают игрушку? А знаете ли вы почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушку чаще всего зимой, когда все вокруг было белым бело.
В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне.
Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?
Давайте узнаем, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Самые любимые из них - это свистульки.
Рассматривание игрушек.
Как можно расписать деревянные игрушки, какие элементы лучше использовать? (Кружки, полоски, волны, кольца, точки).
- Какие цвета любят мастера Дымково?
Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника (свистопляска).
Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.
Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.
Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек?
(Округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор - полоски, кружочки, точки, волны, кольца).
В следующий раз мы с вами тоже будем пробовать лепить и расписывать дымковские игрушки, как настоящие мастера.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Троицкий детский сад № 1 «Родничок» (ул. Октябрьская, 74)
Дымковская уточка
Конспект занятия по лепке из глины
в средней группе
Ростова Светлана Александровна, воспитатель, высшая категория
С. Троицкое
2022 г.
Цель.
Сформировать целостные картины мира и расширить кругозор.
Задачи.
Обучающие.
Учить детей лепить из глины уточку по мотивам дымковской игрушки. Закреплять технические приёмы лепки.
Развивающие.
Развивать чувство формы, эстетическое восприятие.
Воспитательные.
Воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство.
Предварительная работа. Просмотр презентации «Дымковская игрушка», рассматривание дымковских игрушек.
Методы и приё мы: показ лепки уточки, уточнение, поощрение, практические действия, рефлексия.
Ход.
Организационный момент
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся!
- Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение!
- Сейчас я прочитаю вам весёлое стихотворение про уточку.
Уточка – Марфуточка
Бережком идёт,
Уточек – Марфуточек
Купаться ведёт!
- Это стихотворение про дымковскую уточку. Помните, мы с вами смотрели презентацию «Дымковская игрушка». Сегодня мы будем лепить из глины. Я вам покажу, как надо лепить (показ и объяснение).
Физкультминутка.
Утка рано поутру
Всех ведет к пруду.
Эй, утятки, не ленитесь,
На носочки становитесь.
Милые утятки,
Мы пришли, ребятки.
Пальчиковая игра.
Наша уточка гуляла (шевелить пальчиками, как будто идут,
Травку свежую щипала (собрать пальчики щепоткой, делать движения. Как будто щиплют,
И пила водицу
Прямо из копытца (пальчики сложить в виде клюва, ритмично наклонять руки вниз, поднимать вверх, имитируя водопой).
- А сейчас вы самим попробуете слепить уточку.
Практические действия детей.
Рефлексия.
- Из чего сегодня лепили уточку?
- Вам понравилось лепить из глины?
- Кому понравилось лепить, давайте похлопаем, а кому нет, потопаем.
- Я рада, что вам понравилось лепить уточку из глины. Они у вас получились красивые. Теперь пусть они высохнут, а мы их потом раскрасим, как это делали дымковские мастера.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Троицкий детский сад № 1 «Родничок» (ул. Октябрьская, 74)
Роспись дымковской уточки
Конспект занятия в средней группе
по росписи глиняной уточки по мотивам дымковской игрушки
Ростова Светлана Александровна воспитатель, высшая категория
С. Троицкое
2022 г.
Цель.
Закрепить знание детьми элементов узора и цветов краски, используемых в росписи дымковской игрушки.
Задачи.
Обучающие.
Учить детей расписывать уточку по мотивам дымковской игрушки. Закреплять знание элементов дымковской росписи.
Развивающие.
Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие.
Воспитательные.
Воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство.
Предварительная работа. Просмотр презентации «Дымковская игрушка», рассматривание дымковских игрушек, альбомов с элементами дымковской росписи.
Методы и приё мы: показ лепки уточки, уточнение, поощрение, практические действия, рефлексия.
Ход.
Организационный момент
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся!
- Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение!
- Мы с вами лепили дымковскую уточку. Наши уточки высохли и сейчас мы будем их сначала раскрашивать белой гуашью, затем нанесем узоры. Посмотрите, как я это буду делать.
Физкультминутка.
Утка рано поутру
Всех ведет к пруду.
Эй, утятки, не ленитесь,
На носочки становитесь.
Милые утятки,
Мы пришли, ребятки.
Пальчиковая игра.
Наша уточка гуляла (шевелить пальчиками, как будто идут,
Травку свежую щипала (собрать пальчики щепоткой, делать движения. Как будто щиплют,
И пила водицу
Прямо из копытца (пальчики сложить в виде клюва, ритмично наклонять руки вниз, поднимать вверх, имитируя водопой).
- А сейчас вы самим попробуете слепить уточку.
Практические действия детей (покрытие глиняной уточки. Пока наши уточки сохнут, давайте вспомним, какие цвета и элементы используют мастера при росписи дымковских игрушек (Дети отвечают). А теперь давайте с вами распишем наших уточек (Дети расписывают).
Рефлексия.
- Что мы сегодня делали?
- Вам понравилось расписывать уточек?
- Кому понравилось раскрашивать, давайте похлопаем, а кому нет, потопаем.
- Я рада, что вам понравилось расписывать уточек из глины. Они у вас получились красивые и разные, нет ни одной одинаковой. Теперь пусть они высохнут, и мы организуем с вами мини – музей «Дымковская игрушка».