Светлана Зайнутдинова
Проект для детей подготовительной к школе группы «Мини-музей народной куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мини-музей народной куклы».
Тип проекта : групповой, творческо-познавательный
Продолжительность проекта : долгосрочный, (с ноября 2020 г. по май 2021 г.).
Руководитель проекта : воспитатель подготовительной к школе группы «Морские звездочки» Зайнутдинова С. В.
Участники проекта : второй воспитатель группы, дети подготовительной к школе группы «Морские звездочки»
Основания для разработки
Темочки:
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Куклы. Мини-музеи кукол
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Проекты, планы
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Мини-музеи давно стали неотъемлемой частью развивающей среды в дошкольном учреждении. У детей вызывают живой интерес экспонаты, с которыми можно играть, наблюдать за тем, как они появляются.
Музей народной тряпичной куклы, созданный в нашей группе, помогает знакомить детей с народными традициями.
Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы.
На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях в использовании кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения народной тряпичной куклы.
2. Познакомить детей с техникой изготовления некоторых народных тряпичных кукол, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
4. Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;
5. Привлекать родителей к изготовлению кукол для мини-музея
6. Расширять кругозор детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
7. Обогатить предметно-развивающую среды детского сада;
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
• Принцип опоры на интересы ребёнка;
• Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• Принцип наглядности;
• Принцип последовательности
• Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Разделы и экспонаты:
В мини-музее представлены разные виды кукол – куклы в национальных костюмах, обрядовые, обереговые, игровые и т. д. Кроме кукол представлены альбомы с разными видами народных кукол и их описание, алгоритмы пошагового изготовления некоторых кукол, правила поведения в мини-музее.
Коллекция мини-музея располагается на полке в групповой комнате.
Особенности использования экспонатов мини-музея.
Экспонаты (куклы) мини-музея находятся в свободном доступе детей и используются ими для познавательной, речевой, театрализованной, художественной деятельности и сюжетно-ролевых игр.
Куклы могут быть использованы детьми в разных видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной, игровой, совместной и самостоятельной деятельности.
Формы деятельности:
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
1. Экскурсии, просветительская работа.
2. Театрализованные досуги.
3. Мастер-классы, семинары.
4. Обмен опытом.
5. Работа с родителями.
6. Пополнение музея экспонатами.
7. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.
Коллекция «Сами своими руками».
Экспонаты выполнены воспитателем, детьми и родителями. Они могут быть применены для знакомства детей с народно-прикладным искусством.
Перспектива развития мини-музея
- пополнение мини-музея художественной литературой, детскими художественными фильмами, научно-познавательными фильмами и презентациями;
- пополнение альбома о народных куклах и каталога музея;
- разработка и проведение мастер-классов для воспитателей и родителей;
- индивидуальная работа с детьми по изготовлению тряпичной куклы;
- проведение на базе мини-музея экскурсий для детей и родителей
- использование коллекций мини-музея на занятиях по разным видам деятельности.
Предполагаемый результат:
1. Изучена воспитателями, детьми и родителями история возникновения народной тряпичной куклы.
2. Дети знакомы с техникой изготовления некоторых народных тряпичных кукол, у них возник стойкий интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, знают о ее назначения.
3. Повысился интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
4. Родители и дети принимают активное участие в поисково-исследовательской работе, охотно принимают участие в сборе информации по заданной теме;
5. Родители принимают участие в изготовлении кукол для мини-музея
Список литературы:
Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музей в детском саду»