Екатерина Гузенко
Проект для детей подготовительной группы на тему: «Лук от семи недуг»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта:
«Лук от всех недуг»
Вид проекта – краткосрочный, экспериментальный
Масштаб – дети подготовительной группы.
Длительность – декабрь – февраль 2011-2012 г. г.
Руководитель – Гузенко Е. В.
Проблема:
Дети обладают небольшим запасом знаний о выращивании лука и его полезных свойствах.
Девиз проектаЛук стал сердитым от обиды:
Публикация «Проект для детей подготовительной группы на тему: „Лук от семи недуг“» размещена в разделах
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Во мне сплошные фитонциды,
Да, иногда я раздражаю, -
Сказал он, слезы проливая,
- Когда ж людей сразит недуг,
Все вспоминают, где же лук?
Я выгоняю хворь и боль,
Средь овощей и я не ноль!
Задачи проекта:
1. познакомить детей с историей возникновения лука;
2. расширить знания о полезных свойствах лука;
3. развивать умение наблюдать и делать выводы на их основе;
4. прививать ответственность за выращиваемое растение.
Цель взрослая:
Воспитывать интерес к свойствам растений, развивать желание размышлять на данную тему, заботиться о своем растении и помогать другим.
Цель детская:
Вырастить самостоятельно растение для употребления в пищу как средство поднятия иммунитета.
Подготовительный этап:Сбор информации, поиск связей (родители, Интернет, энциклопедии)
Начало проекта:
- загадки о луке, чтение и разучивание стихов;
- деление на группы по условиям выращивания лука;
- оформление журналов наблюдений;
- рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма о Чипполино;
- составление перспективного плана.
Основной этап:
- чтение художественной литературы, разучивание стихов;
- запись наблюдений в индивидуальных журналах;
- с/р игра "На приеме у врача";
- выращивание лука в различных условиях;
- придумывание стихов и рассказов;
- беседы о полезных свойствах лука.
Подведение итогов
1. оформление проекта;
2. проведение итогового занятия
3. оценка знаний детей.
Перспективный план
декабрь Сбор информации о репчатом луке, загадки и стихи о луке, посадка лука и его выращивание в различных условиях (конспект «Посадка лука», проведение бодрящей гимнастики, наблюдение за ростом лука и запись наблюдений в журналы, беседы о полезных свойствах лука (конспект «Полезные свойства лука»).
январь Разучивание стихов о луке, беседа о способах выращивания репчатого лука (конспект «Три брата луковки», проведение бодрящей гимнастики, самомассаж, наблюдение за изменениями в растении (конспект «Что случилось с луком через месяц», наблюдение за ростом лука и запись наблюдений в журналы.
февраль Составление рассказов и сказок о луке, загадки, наблюдение за изменениями в растении, наблюдение за ростом лука и запись наблюдений в журналы, завершение экспериментальной деятельности (конспект «Испечем мы пирожки»).
Тема: Посадка лука
[/b]
Программное содержание: расширить знания детей о полезных свойствах репчатого лука; закрепить знания об условиях выращивания растений; развивать любознательность, воспитывать ответственность за порученное дело.
Материал: репчатый лук на каждого ребенка, емкости для посадки лука на каждого ребенка (пластиковые стаканчики или стеклянные банки, цветочные горшочки); земля, чайник с водой, небольшие лопаточки (для тех, кто будет сажать лук в землю, половинки тетрадей, ножницы, простые карандаши на каждого ребенка;
Ход занятия:
1. Воспитатель: Отгадайте загадки:
В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к на обед,
Но лишь за стол ты его позовешь,
Сам не заметишь как слезы прольешь. (лук)
Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде построены грядки.
Словно живая ограда вокруг –
Пики зеленые выставил лук. (лук)
Эля, деточка, не плачь,
Это с нашей грядки врач.
Исцелить любой недуг
Может огородный … (лук)
Воспитатель: О чем все эти загадки (о луке). Расскажите, что вы знаете о луке и его полезных свойствах (ответы детей). Совершенно верно, лук – это очень полезное растение. В нем содержатся летучие вещества – фитонциды, которые убивают микробов, поэтому так важно есть репчатый лук: он помогает нам справится с простудой и не только. Скажите, а какие нужны условия, для того чтобы растение выросло (ответы детей?
2. Воспитатель: Я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и провести эксперимент по выращиванию лука в различных условиях. Вы будете выращивать лук в темноте, в холоде, в тепле, и в обычных условиях на подоконнике. Одни ребята будут выращивать лук в воде, другие в земле. Прежде чем приступить к работе, подумайте, в каких условиях каждый из вас хотел бы выращивать свою луковицу, и разделитесь на команды. В одной команде должны собраться те, кто хочет выращивать лук в темноте, в другой, те, кто будет выращивать лук в тепле и т. д. в каждой команде ребята будут выращивать лук и в воде, и в земле.
Дети делятся на команды самостоятельно. Воспитатель раздает каждому ребенку по луковице, стаканчики, горшочки с землей, ножницы, простые карандаши, пол тетради. Внутри команд дети решают, кто из них будет выращивать лук в земле, а кто в воде. Затем они с помощью ножниц обрезают вверх луковицы, для того, чтобы быстрее появились ростки, наливают в стаканчики воду или садят луковицу в землю и поливают ее. После посадки лука, ребята на тетрадях делают надпись «Научный журнал» и пишут свои имя и фамилию. Затем в самих тетрадях они записывают дату посадки лука и в каких условиях выращивают. Для тех, кто затрудняется, воспитатель делает надписи на доске.
Например:
30.11. Посадка лука. Выращиваем в темноте (тепле, холоде, в обычных условиях).
Полили лук.
12.12. Появился росток.
В дальнейшем каждый ребенок самостоятельно заботится о своем растении, поливает его и делает соответствующие записи и зарисовки в своем научном журнале.
Тема: «Полезные свойства лука»
[/b]
Программное содержание: познакомить с полезными свойствами репчатого лука, методами его использования при лечении различных заболеваний, развивать творческие способности при показывании сценки, прививать интерес к информации о луке.
Материал: маска лука, несколько медицинских халатов и шапочек, бинт, несколько тарелок, стакан, ножи, терка, по 10-15 луковиц белого, желтого и белого цвета, лимон, морковь, горошек, мед, растительное масло, соль, яблоко, три корзины, три обруча.
Предварительная работа: разучить несколько стихотворений о луке, беседы о полезных свойствах лука.
Ход занятия:
1. Загадки о луке
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он не драчун, а лук.
Пришла Таня в желтом сарафане,
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать.
Сундук сундуки прячет,
Открывающий плачет.
Желтый, а внутри он бел,
Даст пучок зеленых стрел.
Лишь порежь его, тотчас
Слезы выступят из глаз.
- Что объединяет эти загадки (они о луке?
2. Инсценировка
– Знаете ли вы стихи о луке?
1-й. Лук растет на огороде,
Он большой хитрец в природе,
В сто одежек он одет.
Ребятишки на обед
Не хотят его срывать,
Зачем слезы проливать?
2-й. Жертва я ужасных мук,-
Ненавижу резать лук!
Щиплет он мне нос, глаза,
Все лицо уже в слезах!
3-й. Ох, уж этот злющий лук!
С ним узнаешь столько мук!
Жжет глаза и жжет язык,
Заставит плакать в один миг.
4-й. Лук стал сердитым от обиды:
- Во мне сплошные фитонциды.
Да, иногда, я раздражаю,-
Сказал он слезы вытирая. -
Когда людей сразит недуг,
Все вспоминают:- Где же лук?
Я вгоняю хворь и боль,
Средь овощей и я не ноль.
5-й. У меня есть друг,
Он от семи недуг!
Это вкусный и полезный
Желто-золотистый лук!
3. С/р игра «Зеленая аптека»
- О каких полезных свойствах лука вы знаете (ответы детей? Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Зеленая аптека». Нам нужно несколько пациентов, которые будут приходить к нам на прием.
(На бумажках написано: болит зуб, рана на руке, ангина, грипп, болит ухо, болит шея, аллергия, насморк. Эти бумажки предлагаются читающим детям.)
Пациенты приходят к врачу-воспитателю. Врач с помощью детей дает советы и готовит лекарства.
Отит.
Вату пропитать соком лука и вставить в ухо.
Растяжение
Натертый лук смешать с сахаром и приложить к больному месту. Перебинтовать.
Раны
Заварить шелуху и промывать рану.
Аллергия
Есть побольше лука.
При зубной боли
Кусочек лука завернуть в ткань и положить в противоположное ухо.
Грипп
Натертую луковицу смешать с медом и есть по столовой ложке три раза в день.
Лук смешать с сахаром и пить сок.
Ангина
Смешать сок лимона, лука и воду. Полоскать горло.
Натереть яблоко, лук, смешать с медом. Принимать по 1,5 ст. ложке.
Насморк
Закапывать сок лука в нос.
4. Эстафета
- Разбросать по полу разноцветный лук. Вызвать трех человек. Задача собрать как можно быстрее лук по цвету в корзины.
- Выбираются 2-3 команды. Задача по очереди брать из обруча лук и метать в корзину.
- Перенести лук из корзины в обруч.
5. Салат
-Теперь вы много знаете о полезных свойствах лука. Предлагаю сделать на обед витаминный салат. Для его изготовления нам понадобится натертая морковь, зеленый горошек, нашинкованный лук. Все смешиваем, солим, добавляем масло.
6. Итог.
Тема: «Три брата луковки»
[/b]
Программное содержание: познакомить детей с этапами выращивания лука; дать представление о разных сортах лука; закрепить знания о полезных свойствах овоща; прививать интерес к здоровому образу жизни.
Материал: семена лука; севок белого, желтого и красного цвета; головки репчатого лука красного, белого и желтого цвета; картинка с изображением цветущего лука, листы бумаги на каждого ребенка, карандаши или краски.
Ход занятия:
1. Воспитатель читает сказку «Три брата».
«Мальчик Илюшка был на даче. Он сидел на скамейке и болтал ногой. Вдруг к Илюшке подбежали три мальчика: один – маленький и черненький, другой – побольше, в золотистом костюмчике, а третий – самый большой, румяный и крепкий, в золотистых латах с большим зеленым луком в руках.
- Лук Чернушка, лук Севок, лук Репчатый, - по очереди поклонились они Илюшке и сказали:
- Мы все братья, пришли проверить, все ли у тебя в порядке. Ведь мы, луки, - известные защитники, как и наш брат Чеснок.
- А кого вы защищаете? – спросил мальчик.
- Всех: овощи от вредителей, человека от микробов, дом от бед и болезней, - гордо ответили луки.
- Какие вы молодцы, я бы тоже хотел быть таким храбрым защитником.
- Это очень просто: нужно только заботиться о тех, кто рядом с тобой,- объяснил маленький лук Чернушка, - Я, например, самый маленький, простое луковое семя, но без меня наш средний брат - лук Севок не вырастит. Посадят меня в грядку, я тут же принимаюсь выращивать для него золотистый костюм и зеленые перышки. Чтобы все видели, что мои перышки любому на помощь придти готовы, свой самый первый стебелек я изгибаю в виде лука.»
Воспитатель показывает ребятам семена лука.
- Посмотрите, какие они мелкие. Как вы думаете, почему семена лука называют «чернушка» (потому что семена черного цвета?
Воспитатель читает сказку дальше.
«- Без меня наш старший брат – Репчатый лук, никогда не вырастит, - сказал лук Севок. – Как только меня в землю весной сажают, я для медного брата начинаю медные латы изготовлять: выращиваю для него в луковице много-много чешуек и крупные сочные перья. Мои зеленые перья весной первыми спасают человека от авитаминоза!»
Показать лук севок. Предложить детям подумать, почему он так называется (чтобы его вырастить, нужно сначала посеять семена, севок от слова «сеять»).
- А, что за медные латы выращивает Севок для своего брата (это шелуха?
- Что за зеленые перья спасают человека от нехватки витаминов?
Воспитатель читает дальше.
«- Я, все, что подарили мне мои младшие братья, должен людям отдать и братьям моим за их заботу добром отплатить, - сказал Репчатый лук. – В каждой чешуйке у меня тысячи летучих воинов-фитонцидов. Только увижу, что микробы вредные на кого-нибудь напасть готовятся, я тут же выпускаю своих воинов. Они всех микробов гонят прочь без оглядки. Ешь, Илюша, меня почаще, и не тронет тебя ни один вредный микроб.»
- Как Репчатый лук может отплатить добром своим братьям (он дает семена-чернушки).
«- А как ты своим братьям добро возвращаешь? – поинтересовался Илюшка.
- Для того, чтобы наш род не прекращался, я выпускаю стрелку и выращиваю на ней белое шаровидное соцветие. Из него-то и вырастают мои младшие братья – семена-чернушки. Но не всегда мне удается в первое лето братцев моих вырастить. Если лето короткое, я не успеваю зацвести. Бывает 2-3 лета проходит, прежде чем я смогу семена вырастить.
- Какие вы все дружные, - с уважением произнес Илюшка.
- Нас трое братьев в роде лука Репчатого, а всего в луковой семье около четырехсот братцев-луков, и все они дружат, засмеялся лук Репчатый» 2.– Вы уже знаете, для того, чтобы вырастить лук, сначала сеют семена-чернушки, из которых получается лук-севок, и уже из лука-севка вырастает репчатый лук, который мы употребляем в пищу. У меня есть севок белого, желтого и красного цвета и головки репчатого лука таких же цветов. Как вы думаете, из севка какого цвета вырастит какой лук? (выходят трое детей и распределяют луковицы по цвету).
- Может ли из севка белого цвета вырасти красная или желтая луковица?
- Красные и белые сорта лука более сладкие. Их используют для приготовления салатов, и так и называют – салатные. Однако, когда ученые решили посчитать сколько сахара содержится в разных сортах лука, то оказалось, что наш обычный репчатый лук содержит наибольшее количество сахара.
3. Массаж шеи «Лук» (по китайской методики)
Зеленеет лук в воде,
Пузырьки на бороде,
(Левой рукой обхватывают шею с правой стороны и потирают ее, проводя ладонью к основанию горла)
Пузыречки, пузырьки-
Шалуны, озорники!
(Повторяют правой рукой)
Каждый этот пузыречек
Очень бороду щекочет.
Если так щекотать,
Всяк захочет хохотать!
(Указательным и большим пальцами оттягивают кожу и отпускают ее, 16 раз)
Лук трясет бородой,
Навостряет стрелки:
Скоро буду молодой
Лежать на тарелке.
(Большим пальцем левой руки обхватывают шею слева, а остальными пальцами – справа, массируют шею вверх и вниз)
Массаж глаз «Раздеваем лук»
Сняли тоненький сюртук,
Сняли рыжую рубашку,
(потирают средние пальцы рук друг о друга, чтобы их разогреть)
Сняли желтую рубашку,
А стянув еще рубашку,
Все заплакали вокруг.
(Неплотно прикрывают глаза и мягко проводят пальцами от внутреннего края глаз к внешнему.)
Вот как мы вчера на кухне
Раздевали сладкий лук.
(Расфокусируют зрение и совершают круговые движения зрачками глазсначала в одну сторону, потом в другую.)
4. Дети рисуют лук.
5. Итог.
Тема: «Что случилось с луком через месяц»
[/b]
Программное содержание: рассмотреть и сравнить луки через месяц после посадки; выявить различие внешнего вида лука, выращенного в разных условиях и причины этого; закрепить строение растения; развивать любознательность, творческое воображение.
Материал: луки, которые выращивали дети в течение месяца; луковица; листы бумаги на каждого ребенка, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки.
Ход занятия:
1. Строение лука.
Воспитатель: - Ребята, возьмите каждый свой лук и распределитесь по группам по условиям выращивания лука. Посмотрите на луковицу у меня в руках и на свои луковицы, есть ли среди них различия, какие (появились корни, выросли стрелки лука, сама луковица стала более мягкой?
2. Сравнение растений, выращенных в разных условиях.
Дети рассматривают по очереди лук, выращенный в темноте, на холоде, в тепле, в обычных условиях, сравнивают внешний вид. Перья лука выращенного в темноте, бледные, почему (не хватает света? Лук, растущий в холоде дал еще небольшие побеги, перья лука темные, но невысокие, почему (не хватает тепла? Лук, растущий, в тепле (возле батареи) неодинаков: одни луковицы практически не дали побегов (не хватает воды, быстро испаряется влага, хозяевам надо было чаще поливать, зеленые стрелки других луковиц пожухли (они были сожжены). Стрелки лука, растущего на подоконнике самые высокие и мощные, ярко зеленого цвета; дали побеги все луковицы (соблюдены все условия выращивания растений, в достаточном количестве растение получает света и тепла, требует умеренного полива).
Воспитателю следует подводить детей к самостоятельным выводам, при необходимости воспитатель задает наводящие вопросы. Далее дети подводят итоги и называют благоприятные условия, необходимые для успешного выращивания растений.
3. Аппликация «Лук»
Воспитатель предлагает детям сделать аппликацию своего лука.
4. Итог.
Тема: «Испечем мы пирожки»
[/b]
Программное содержание: закрепить ранее полученные знания о луке; развивать умение делать выводы и умозаключения на основе наблюдений; познакомить с технологией приготовления пирожков.
Материал: посаженный ранее лук, ножницы, дрожжевое тесто, яйца, растительное масло, мука, соль, нож, салфетки.
Предварительная работа: выращивание лука, договориться с поварами детского сада о выпечке пирожков.
Ход занятия:
1. Рассматривание лука, выращенного детьми.
Воспитатель предлагает каждому ребенку взять свой стаканчик с луком, сесть по группам, объединившись по условиям выращивания лука и рассмотреть, что с ним стало через полтора – два месяца после посадки. Дети рассматривают растения и делают вывод, что лучше всех выглядит лук, выращенный на подоконнике, так как соблюдались все необходимые условия его выращивания (достаточно света, тепла и влаги, лук, растущий на холоде темно-зеленого цвета, хорошо выглядит, но недостаточно большой, так как растению не хватало тепла. Перья лука, выращенного в темноте, длинные и бледно-зеленые, им не достаточно было света. Лук, растущий возле батареи, имеет обожженные перья или дал лишь небольшие стрелки, потому что им не хватало влаги.
Воспитатель предлагает рассмотреть корни растения и потрогать луковицы. Корни длинные, а сами луковицы мягкие и имеют неприятный запах, потому что все питательные вещества, содержащиеся в луковицах, уже потеряны, они были использованы при росте перьев лука, сами луковицы состарились и начали гнить.
2. Лепка пирожков.
Воспитатель предлагает детям срезать оставшиеся перья лука и сделать пирожки. Спрашивает, что может понадобиться для того, чтобы сделать пирожки, показывает тесто, дети говорят, из каких продуктов оно состоит. Ребята, с помощью ножниц, срезают лук. Он будет использован в качестве начинки для пирожков. Пока воспитатель с помощью ножа режет лук, дети чистят яйца и измельчают их. Когда начинка будет готова, каждый берет кусочек теста, раскатывает его в лепешку, кладет начинку и формирует пирожок. После того, как все пирожки будут готовы, они выпекаются в духовке.
3. Чаепитие (итог).
На полдник ребята пьют чай с пирожками собственного изготовления и угощают сотрудников детского сада.
Сочиняют дети
[/b]
Вырос на окне лук-лучок,
Поливать я буду его пучок.
Я его порежу на мелкие кусочки,
Добавлю в салат, буду очень рад. Никита Ц.
Жили-были дедушка и бабушка. Однажды они пошли на базар и купили лук. Дома они поставили лук в баночку с водой на окошке. Когда лук вырос, его порезали и добавили в суп. Арсений Б.
Жил-был Лучок. Он дружил с доктором Пилюлькиным. Однажды Лучок пригласил Пилюлькина погулять. На улице была зима, доктор забыл повязать шарф и простудился. Тогда Лучок сказал:
- Не огорчайся, ведь я очень полезный овощ. Я приготовлю тебе лекарство из лука и меда, и ты выздоровишь.
Пилюлькин три раза в день принимал лекарство из сока лука и меда и выздоровел.
Мирослав К.
Эксперимент[
/b]
1. Лук в начале проекта
1. а. выращиваемый в тепле
1. б. выращиваемый на холоде
1. в. выращиваемый в темноте
1. г. выращиваемый в нормальный условиях
2. Лук через месяц
2. а. выращиваемый в тепле
2. б. выращиваемый на холоде
2. в. выращиваемый в темноте
2. г. выращиваемый в нормальных условиях
3. Лук в конце проекта
3. а. выращен в тепле
3. б. выращен на холоде
3. в. выращен в темноте
3. г. выращен в нормальных условиях
Испечем мы пирожки
Используемая литература:
В. Г. Пашина "Растения и косметика", А. Корзунова "Золотой ус, лук, лимон, чеснок", Картушина "Оздоровительные занятия с детьми 5-6 лет", Интернет.