Елена Николаевна Куликова
Проект для детей 5–7 лет «Единый урок безопасности в Интернете»
Паспорт проектной работы
Название проекта: «Единый урок безопасности в Интернете»
Руководитель проекта: воспитатель Куликова Елена Николаевна.
Предметные области, близкие к теме проекта: познавательное развитие, речевое развитие.
Возраст обучающихся, на которых рассчитан проект: 5-7 лет.
Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники.
Публикация «Проект для детей 5–7 лет „Единый урок безопасности в Интернете“» размещена в разделах
- Безопасность в сети интернет для дошкольников
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Мой друг - компьютер
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Тип проекта:
- по доминирующей деятельности: информационный;
- по количеству участников: коллективный;
- по характеру контактов: среди обучающихся и родителей старшей и подготовительной к школе групп;
- по продолжительности: краткосрочный.
Цель проекта: организовать обучение информационной безопасности и цифровой грамотности детей 5-7 лет.
Задачи проекта:
1. Обратить внимание родителей на угрозы и риски для детей в сети «Интернет» и представить основные советы и рекомендации по их минимизации;
2. Повысить уровень активности педагогического состава МДОУ «Детский сад №10» при проведении Единого урока.
Вопросы проекта:
• Что такое «Интернет»?
• Зачем людям нужен Интернет?
• Какие опасности нас подстерегают в Интернете?
Необходимое оборудование: ноутбук, проектор, принтер, подключение к Интернету, серия познавательных мультипликационных фильмов.
Аннотация
30 октября в российских детский садах и школах прошел Единый урок безопасности в Интернете.
По результатам исследований современные дети уже к 5 годам начинают самостоятельно пользоваться телефонами, планшетами, компьютерами, и вести все более самостоятельную жизнь в сети Интернет без контроля родителей: они играют в многопользовательские игры, общаются в социальных сетях и мессенджерах, смотрят мультфильмы и т. д. Дети не задумываются об опасностях, которые могут их подстерегать в сетях.
Наша задача предупредить их об этом, снизить риски возникновения опасных ситуаций и предложить детям интересные альтернативные варианты пользования интернетом.
Единый урок представляет собой цикл мероприятий для старших дошкольников и школьников, направленных на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.
В ходе Единого урока участники (воспитатели, родители) узнают, как защитить свои персональные данные, совершать безопасные покупки в интернет-магазинах, научатся анализировать правдивость и достоверность информации в сети Интернет и многое другое.
Предполагаемые продукты проекта: брошюра и памятка для родителей.
Этапы работы над проектом.
Организационно-подготовительный этап:
• Обоснование темы выбранного проекта.
• Анализ предстоящей деятельности.
• Сбор информации.
• Выбор варианта выполнения проекта.
Основной этап - выполнение работы.
Заключительный этап – раздача брошюр родителям, оформление информации в родительском уголке, организация совместной деятельности с детьми по просмотру познавательный мультипликационных фильмов.
Ход проекта
1. Организационно-подготовительный этап
Обоснование темы выбранного проекта.
К 5 годам современные дети начинают самостоятельно пользоваться телефонами, планшетами, компьютерами, и вести все более самостоятельную жизнь в сети Интернет без контроля родителей: они играют в многопользовательские игры, общаются в социальных сетях и мессенджерах, смотрят мультфильмы и т. д. Дети не задумываются об опасностях, которые могут их подстерегать в сетях.
Наша задача предупредить их об этом, снизить риски возникновения опасных ситуаций и предложить детям интересные альтернативные варианты пользования интернетом.
Анализ предстоящей деятельности.
Для организации работы над проектом мною были обдуманы решения следующих вопросов:
• В каком формате будет выполнен проект?
• Какая информация мне понадобится для выполнения проекта?
• Какие источники информации я буду использовать?
Сбор информации.
Для выполнения проекта собирала необходимую информацию, используя различные источники.
Выбор варианта выполнения проекта.
Исходя из собранной информации, творческих способностей, обучающиеся выбирают вариант выполнения проекта.
2. Основной этап
На этом этапе в соответствии с выбранным вариантом, осуществлялось непосредственное выполнение работы.
3. Заключительный этап
Продукты проекта:
Брошюра «Опасно. Вход воспрещен» (Приложение 1)
Памятка для родителей об информационной безопасности детей (Приложение 2)
Список литературы:
Интернет-ресурсы: www.единыйурок. рф/press
Приложение 1
Приложение 2
Памятка для родителей об информационной безопасности детей
Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
В силу Федерального закона № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:
1. информация, запрещенная для распространения среди детей;
2. информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:
- информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т. ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
- отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань;
- содержащая информацию порнографического характера.
К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:
1. информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т. ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для детей, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.
Общие правила для родителей
1. Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.
2. Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т. п., внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
3. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)
4. Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающим и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).
5. Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.
Возраст от 6 до 8 лет
(ведь скоро ваши дети станут школьниками)
В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.
Советы по безопасности в сети Интернет для детей 6-8 лет
1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.
2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому что Вам это хочется, а потому что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
3. Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
4. Используйте специальные детские поисковые машины.
5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
6. Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
7. Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.
8. Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
9. Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
10. Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
11. В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
12. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
13. Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых».
14. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.