Динара Хасанова
Дидактическая игра «Букет эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Букет эмоций»
Направленность: развитие всех компонентов устной речи.
Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы.
Вид: учебно-методическое пособие.
Предназначение: эффективность общения.
Актуальность: эмоции и чувства тесно связаны с развитием речи и речевым общением. Они в значительной мере обусловлены эмоциональной чувствительностью ребенка к воздействиям взрослого (тону общения, тембру). Эмоциональная окрашенность речи предопределяет эффективность общения, поскольку состояние эмоциональной напряженности влияет на речевое высказывание. Речь не только передает мысли, но и характеризует эмоциональность человека, формирует его чувство.
Публикация «Дидактическая игра „Букет эмоций“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Игры на изучение эмоций и настроения
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Понимание эмоциональных переживаний происходит параллельно с речевым развитием и во взаимосвязи с ним. На основе эмоционального опыта первоначально происходит осмысление эмоциональной действительности в форме переживания ситуации, затем эти переживания отделяются от ситуации через речь, и в конечном итоге ребенок приходит к переживанию самого чувства.
В значении слов, обозначающих эмоции, могут отражаться ситуации, причины, вызвавшие эмоцию, отношения ребенка с взрослым, его намерения осуществить определенные действия и др.
Цель: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ.
Задачи:
- расширять представления об эмоциях, их названиях и описании;
- развивать способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их оценивать и полноценно переживать; воображение, память, восприятие, связную речь;
- обогатить словарь детей существительными, прилагательными, глаголами, синонимами, антонимами;
- формировать умение передавать свое и чужое эмоциональное состояние через называние, понимание и описание;
- воспитывать дружеские отношения.
Активизация словаря:
Существительные: радость, злость, удивление, страх, грусть, отвращение, стыд, испуг, доброта;
Прилагательные: грустный, добрый, веселый, сердитый, испуганный, злой, удивленный, радостный, обиженный;
Глаголы: грустить, злиться, удивляться, бояться, стыдиться, радоваться, обижаться.
Описание пособия: искусственные цветы – подсолнухи небольшого размера, цветочный горшок, пенопласт, самоклейка зеленого цвета, пиктограммы эмоций, карточки с различными заданиями.
Ожидаемый результат:
- расширение представления об эмоциях, их названиях и описании;
- развитие способностей понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их оценивать и полноценно переживать; связной речи;
- обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами, синонимами, антонимами;
- формирование умения передавать свое и чужое эмоциональное состояние через называние, понимание и описание;
- воспитание дружеских отношений.
Реализация игры:
Возрастная группа: 4-5 лет
Название игры:«Собери цветочки»,«Кто лучше»,Лото «Маска эмоций».
Задачи:расширять представления об эмоциях, их названиях и описании.
Активизация словаря: радость, злость, страх, грусть, доброта;
грустный, добрый, веселый, сердитый, испуганный, злой, радостный;
грустить, злиться, бояться, радоваться, обижаться.
Возрастная группа: 5-6 лет
Название игры:«Лето настроений»,«Угадай эмоцию»,«Зеркало»,«Веселый старичок».
Задачи:развивать умение различать эмоциональное состояние;
формировать умение передавать свое и чужое эмоциональное состояние через его называние, понимание и описание;
обогащать словарь существительными, прилагательными, глаголами, синонимами, антонимами.
Активизация словаря: удивление, отвращение, стыд, испуг, печаль, стеснительность;удивленный, печальный, гордый; удивляться,стыдиться, гордиться.
Возрастная группа: 6-7 лет
Название игры: «Диалог по телефону»,«Придумай рассказ»,«В мире сказок».
Задачи:развивать связную речь;обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами, синонимами,антонимами.
Активизация словаря:
антонимы:радость-грусть, доброта-злость,веселый – грустный, добрый – злой;
синонимы: радость-счастье, печаль-горе,страх-ужас.
Основные достоинства:
- дает возможность использовать пособие в различных видах игр и формах при работе с детьми;
- участие одного ребенка, подгруппы, всей группы.
Приложение:
Варианты игр:
4-5 лет:
1. «Собери цветочки»
Цель: расширять представления об эмоциях, их названиях и описании.
Ход игры:
В горшочке «растут» цветочки с разным настроением. Ребенок собирает цветочки: с веселым настроением, с грустным и т. д.
2. «Кто лучше»
Цель: развивать умение различать эмоциональное состояние; формировать умение передавать свое и чужое эмоциональное состояние через его называние, понимание и описание; обогащать словарь существительными, прилагательными.
Ход игры:
Ведущий выбирает цветочек в горшке, показывает другим детям. Они должны воспроизвести на своем лице сходное настроение. Задание выполняется по очереди. Выигрывает тот, кто выполнит задание лучше других.
3. Лото «Маска эмоций»
Цель: расширять представления об эмоциях, их названиях и описании; развивать воображение, память, мышление.
Ход игры: Каждый ребенок выбирает листочек с номером и получает картинку, соответствующую этому номеру. И каждый из них должен собрать картинку из разрезанный частей. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием и назовет и покажет свою эмоцию.
5-6 лет:
1. «Лето настроений»
Цель: обогащать словарь существительными, прилагательными, глаголами.
Ход игры:
Дети придумывают различные ситуации, приводящие к тому или иному настроению.
2. «Угадай эмоцию»
Цель: учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
Оборудование: картинки со схематическим изображением эмоций.
Ход игры:
Вариант 1. На столе картинкой вниз выложить схематические изображения эмоций. Предложить детям по очереди брать любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — по схеме узнать эмоциональное состояние, изобразить его с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций. Остальные дети — зрители — должны угадать, какие эмоции изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.
Вариант 2. Для изучения интенсивности эмоций задание можно усложнить, предложив одному ребенку изобразить, например, радость, а другому — восторг, (раздражение — ярость, печаль — горе). Задача зрителей — как можно точнее определить эти эмоции.
3. «Зеркало» Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им. Ход игры: Участники игры разбиваются на пары (по желанию, становятся или садятся лицом друг к другу. Один ребенок с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача другого ребенка «зеркала» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями.
4. «Веселый старичок»
Цель: уточнить представления об эмоциональной лексике (повторение всех знакомых эмоциональных состояний) – радости, грусти, страхе, удивления; учить показывать соответствующую картинку на слова стихотворения.
6-7 лет:
1. «Диалог по телефону»
Цель: обучить детей правилам ведения телефонного разговора; учить приглашать к телефону нужного собеседника, приветствовать, представляться, благодарить, прощаться.
Оборудование: два телефона.
Ход игры:
Вариант 1. Дети делятся на пары. Каждая пара должна придумать диалог по телефону, с употреблением как можно большего количества вежливых слов. Пары по очереди разговаривают по телефону, остальные дети внимательно слушают.
Выигрывает пара, употребившая в своем диалоге большее количество вежливых форм.
Вариант 2. Это может быть диалог на заданную тему: о прошедшем выходном дне, об увиденном цирковом представлении или спектакле кукольного театра, любимом мультфильме или телепередаче, приглашении друга в гости, на день рождения, звонке заболевшему другу.
Вариант 3. Деловой разговор по телефону: просьба, предложение, напоминание, выяснение времени телепередачи и т. п.
Вариант 4. Телефонный разговор с персонажем известной сказки или мультфильма.
2. «Придумай рассказ»
Цель: развивать связную речь; обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.
Ход игры: Дети свободно определяют «настроение» цветочка, воссоздают эмоцию по заданию воспитателя, составляют рассказы по воображению, придумывают сказки с продолжением.
3. «В мире сказок»
Цель: развивать связную речь; обогащать словарь детей существительными,
прилагательными, глаголами, синонимами, антонимами.
Ход игры: Дети выбирают листья с номерами и ведущий дает задание по
карточкам, соответствующие этим номерам.
Фотографии: