Надежда Мартынова
Проект «Дидактические настольно-печатные игры для второй младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».
Публикация «Проект „Дидактические настольно-печатные игры для второй младшей группы“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Настольные игры своими руками
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :
а) с игрушками и предметами;
б) настольно-печатные;
в) словесные.
В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.
При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.
Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.
Длительное время дидактические игры были основной формой обучения маленьких детей, но игровая форма обучения не могла решить тех больших задач, которые ставились и ставятся перед дошкольными учреждениями по всестороннему развитию воспитанников.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Тип проекта
• практико-орентированный
• долгосрочный
• групповой
Участники проекта
• Воспитатели
• Дети
• Родители
Предполагаемые итоги реализации
проекта (гипотеза)
• Развитие у детей познавательной активности, коммуникативных навыков
• Формирование начал в развитии важного интегративного качества, как любознательность
• Приобщения детей к нормам и правилам ведения игры
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы Сроки Содержание работы
Подготовительный
(разработка проекта) Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
2014 - определение проблемы
- постановка цели, задач
- подбор методической литературы, дидактических игр
- составление перспективного плана
Исследовательский Декабрь
Январь
Февраль
2014/2015
- выполнение проекта
Заключительный
Март
Апрель
Май
2015
- анализ достижения поставленной цели
- обобщение результатов работ,
формулировка выводов
- составление рекомендаций
Презентация
Проекта
21.05.2015 Консультация для родителей
Принципы реализации проекта
• Принцип развития
• Принцип доступности
• Принцип системности
• Принцип последовательности
• Принцип наглядности
Основные направления работы
1. Создание развивающей предметно - пространственной среды в группе.
2. Создание картотек дидактических игр по всем видам деятельности.
3. Повышение профессиональной компетенции и педагогического мастерства в процессе реализации педагогического проекта «Умные игры».
4. Привлечение родителей к воспитательно – образовательному процессу через различные формы
Перечень форм и методов
реализации проекта
• Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр
• Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия
• Проблемные ситуации для закрепления правил игры
• Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) – как прием активизации интереса к играм
• Организация фотовыставки для родителей,Играя учимся, играя – познаем!”
• Консультация для родителей,Роль настольно – печатных игр в развитии детей”.
Реализация проекта
Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучает растения, животных.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Это и лото, и домино, и парные картинки. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам – самое простое задание в игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Например, две юбочки, одинаковые по фасону и цвету или две куклы, не отличающиеся ничем. Далее задание усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, найти среди всех картинок два яблока, два самолёта. И яблоки, и самолёты, изображённые на картинке, могут быть разные по цвету и форме, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов.
Составление разрезных кубиков и картинок. Цель этих игр – развивать у детей логическое мышление, составлять целый предмет из отдельных частей. Усложнением в этих играх является увеличение количества частей, а также усложнение сюжета картинок, их содержание. В младших группах картинки разрезаются на 2-4 части. Основным требованием к таким играм является то, что предметы на картинках должны быть знакомы детям. Поэтому, желательно, детям младших групп давать целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание сложить целую картинку из частей.
Рассказ, описание по картинке с показом действий. В таких играх воспитатель не только развивает у детей речь, но и воображение, творчество. Для того, чтобы дети отгадали что нарисовано на картинке, можно прибегнуть к имитации движения животного, его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребёнок, взявший у водящего картинку, внимательно её рассматривает, затем изображает движение и звук (собаки, кошки, коровы и др.) Такое задание даётся в игре детям младших групп.
Запоминание количества, состава и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какая картинка спрятана?» дети должны запомнить содержание картинок, затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти.
Настольно – печатные игры «Лото», «Ягоды и фрукты», «Кому, что надо для работы?» и другие предоставляют возможность систематизировать знания детей о животных, растениях, профессиях, формируют умение, по словам восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом, а слово предваряет восприятие картинки или сочетается с ним.
Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей. Содержание настольно-печатных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парных картинок знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, растения, животные, птицы и т. д.) . Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы. Такие игры хороши в том случаи, когда они требует самостоятельной умственной работы.
Предварительные итоги проекта
• Активное использование в совместной деятельности в настольных дидактических игр.
• Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
• Выставка групповых настольно – дидактических игр с учетом возрастных, обучающих задач и оформления.
Работа с родителями
в рамках реализации проекта :
«Умные игры»
№
п/п Наименова
ние
мероприятия
Тема
Задачи Сроки
исполнения Ответственные
1. Консульта-ция практикум,Роль дидактической игры в семье и детском саду!”
Дать знания о важности настольно – развивающих игр для детей Воспитатели
2. Фоторепор-таж,Играем дома” Привлечь родителей к совместному созданию с детьми фоторепортажа о играх, которыми дети играют дома. Воспитатели Родители
3. Рекомен-дации по привлечению детей в игру,Дидактичес-кая игра как важное средство умственного развития детей!” Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в настольные дидактические игры Воспитатели Родители
4. Фотовыстав-ка,В детском саду играем, много нового узнаем!” Познакомить родителей с активностью детей в настольных играх Воспитатели