Надежда Беломестнова
Проект «Детство без границ» (ч.2)
▼ Скачать + Заказать документы
Правовой основой являются :
• закон «Об образовании» РФ,
• региональная программа развития системы образования края,
• Конституция РФ,
• Конвенция о правах инвалидов (одобрена Ассамблеей ООН 13.12.2006);
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2013). Ст. 2
• Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 6
• Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 19
Публикация «Проект „Детство без границ“ (ч,2)» размещена в разделах
• Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
• Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (ред. от 24.09.2007)
• Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях" (ред. от 04.09.2012)
• Национальный стандарт РФ "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2003", утв. постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 № 326-ст. Подп. 4.5.5
• Письмо Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254 "О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации"
• Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
Методологическая основа:
В рекомендациях ФГОС ДО выделены принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования, которые легли в основу деятельности ДОУ.
В основе инклюзивного образования лежит парадигма гуманистической педагогики, деятельность ДОУ выстраивается на концепции:
развития личности Л. С. Выготского, идеи о «зоне ближайшего развития» и развивающего обучения;
амплификации (обогащения) психологического развития дошкольников (А. В. Запорожец и его школа);
на принципах личностного и деятельностного подходов (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); на трудах Теодора Хелльбрюге, материалах исследовательской деятельности Института коррекционной педагогики РАО и доктора Джеймса Леско, ведущего специалиста службы раннего образования для детей с особыми потребностями и без них (Делавэр, США).
Ведущая педагогическая идея.
Организация инклюзивного образования в ДОУ обеспечивает достижение всеми детьми определённого общественного статуса и утверждение своей социальной значимости, способствует развитию детей с особыми образовательными потребностями, мотивируя их в дальнейшем пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями.
кционирование которого предусматривалось без создания специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями, без расширения штатов, с акцентом на социализацию воспитанников и формирование у них практико-ориентированных навыков
Новизна опыта
Состоит во внедрении инклюзивного образования в ДОУ, фунов, что важно для предшкольной подготовки детей. При этом не исключалась возможность получения образования детьми с особыми образовательными потребностями на равных условиях с другими детьми в различных формах обучения: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.
Когда мы достигнем восприятия любого ребенка равнозначно, тогда и будет решена проблема инклюзии в целом, инклюзии в обществе.
Практическая значимость проектной работы состоит в том, что полученные результаты «Проекта» на базе МДОУ «Детский сад»Капелька» п. Оловянная помимо частного характера, будут иметь и вариативность и смогут применяться в практике обычных дошкольных учреждений для оказания образовательных услуг детям сОВЗ и детей-инвалидов при нынешних финансово-экономических обстоятельствах.
Прогноз возможных негативных последствий.
В ходе реализации моделей инклюзивного образования возможно возникновение следующих негативных последствий:
1. Сопротивление инновациям в ходе проектной работы со стороны педагогов, специалистов, моральная и методологическая неготовность педагогов к работе с детьми ОВЗ.
2. Внутренние и внешние конфликты между педагогом и воспитанником, педагогом и родителем в виду вмешательства в проблему особого ребёнка.
3. Неприятие ребёнка-инвалида, с ОВЗ сверстниками функционирующей группы ДОУ или их родителями.
4. Чрезмерная опека ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ со стороны всех субъектов образовательного процесса.
5. Недостаток бюджетного финансирования проекта.
Предполагаемые способы преодоления негативных последствий:
1. Создание условий для релаксации педагогов, детей, ежедневной рефлексии; реализация системы методической работы с кадрами по обеспечению проекта (консультации, семинары, тренинги и др.).
2. Проведение просветительской работы и мастер-классов, использование интерактивных форм и методов, обучение технологиям разрешения конфликтных ситуаций; обстоятельное объяснение родителям, педагогам не только сути идеи эксперимента, но и преимуществ той или иной модели инклюзивного образования.
3. Проведение с детьми функционирующих групп ДОУ воспитательной работы по формированию нравственных качеств личности (доброты, сочувствия, толерантности и др., разработка цикла занятий.
4. Проведение с субъектами образовательных отношений разъяснительной и воспитательной работы по специфике инклюзивного образования (задачи, принципы, результат).
5. Привлечение внебюджетных средств финансирования проекта.
Сроки и этапы проекта
В работе выделяется 3 этапа:
1 этап. Подготовительный (ориентационно-диагностический // поисково-теоретический). Функции: диагностическая, проектировочная, организационная. сентябрь 2013– август 2014г
2 этап. Организационно-практический (функционирования проектной площадки). Функция: деятельностная, аналитическая. сентябрь 2014 - май 2016г
3 этап. Заключительно – обобщающий. Функции: аналитическая, контрольно – коррекционная, систематизирующая. июнь 2016г. – сентябрь 2016г
Оптимальной для нашего проекта можно признать продолжительность 3 лет, т. к. данный временной отрезок является достаточным для того, чтобы разработать и апробировать на практике модели инклюзивного образования в ДОУ и выявить результативность функционирования проекта.
Ведущая идея проекта
– создание в ДОУ и семье благоприятных условий для социализации и интеграции ребенка с ОВЗ и инвалидностью.
Цель проекта: определение стратегического, тактического планирования действий всех участников образовательного процесса.
Задачи проекта:
создать нормативно-правовую базу проекта
создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
разработать модель эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса образования детей с ОВЗ через взаимодействие диагностического, коррекционно-развивающего, социально - личностного направлений деятельности;
разработать и внедрить программу повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов в области коррекции нарушений в здоровье и социализации детей с ОВЗ;
совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);вовлечь родителей в обмен информацией с помощью сети интернет;
обеспечить диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ;
обогатить материально-техническую базу детского сада оборудованием, способствующей социализации детей с ОВЗ с привлечением бюджетных и внебюджетных средств.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1) Приобретение детьми с ОВЗ коммуникативных навыков, самоорганизации, формирование опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, формирование навыков конструктивного общения, развитие толерантности.
2) Скорректированная образовательная программа ДОУ с учетом включения раздела связанного с инклюзивным образованием.
3) Создана модель-систему комплексной психолого-педагогической помощи (взаимодействие педагогов, специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей в коррекционно – педагогической работе) детям с ОВЗ, а так же родителям в рамках муниципального образования.
4) Пакет диагностического инструментария с перечнем критериев и показателей оценки качества инклюзивного образования.
5) Формирование в обществе толерантного отношения к людям с ОВЗ
6) Методические рекомендации по организации инклюзивного образования в ДОУ:
организационно-педагогическое обеспечение,
оптимизация образовательной среды для функционирования моделей инклюзивного образования,
система взаимодействия с родителями, социальным окружением.
7) Повысить профессиональный уровень и компетентности педагогов в области коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения.
5)Обобщить и распространить опыт педагогов на муниципальном, краевом уровнях.
6)Создать единую психологически комфортную образовательную среду для воспитанников с разными стартовыми возможностями.
Проблемы:
Со стороны педагогов:
- как организовать взаимодействие специалистов, педагогов ДОУ;
- как организовать коррекционно - педагогическую работу с детьми так, чтобы добиться положительной динамики в здоровье детей с ОВЗ;
-как обучать, как взаимодействовать с ребенком с ОВЗ.
Со стороны ребенка с ОВЗ:
-найдет ли он друзей, комфортно ли ему будет и т. д.
Со стороны родителей:
- проблема получения и восприятия родителями первой негативной информации о состоянии психофизического здоровья ребенка;
- проблема выбора стратегии поведения в социуме семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ;
- проблема недостаточной информированности родителей в вопросах социальной и психолого- педагогической помощи ребенку с ОВЗ;
- проблема недостаточной компетенции родителей в вопросах защиты прав и интересов ребенка с ОВЗ.
Методы исследования
1. Теоретические
аналитические обзоры;
разработка экспериментальной программы;
изучение различных диагностических методик исследования личностного развития детей;
моделирование организации психолого–коррекционной, педагогической деятельности;
2. Экспериментальные
педагогический эксперимент;
изучение, анализ педагогического опыта педагогов;
наблюдения, беседы, анкетирование, анализ деятельности педагогов и детей;
диагностика личностного развития детей;
анкетирование родителей;
составление социального паспорта семьи;
составление индивидуальной карты развития ребенка;
медицинское обследование детей;
тестирование;
самоанализы педагогов;
анализ продуктов детской деятельности;
сравнение, обобщение, классификация