Надежда Чистякова
Управление автономным ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Автономное учреждение как организационно-правовая форма некоммерческой организации появилось в Российской Фе-дерации после принятия Федерального закона от 03.10.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Цель данного закона — предоставить большую самостоятельность (правовую, управленческую, организационно-содержательную, финансово-экономическую и др.) образовательным организациям.
Публикация «Управление автономным ДОУ» размещена в разделах
Само название типа государственного (муниципального) учреждения — «автономное» — указывает на возможность са-мостоятельной деятельности (прежде всего - бухгалтерской, финансово-хозяйственной). Автономия — (от греческого слова аиtоs-сам, пomos-закон) — это самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов. Автономия – это признание особых, независимых от окружающей реальности, внутренних законов развития организации. Естественно, речь идет не об абсолютной независимости образовательной организации, поскольку такая организационно-правовая форма, как «учреждение», предусматривает законодательные ограничения со стороны учредителя. Однако, получив большую самостоятельность, такие учреждения смогут более эффективно функционировать и развиваться.
В настоящее время Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") является базовым нормативным актом, устанавливающим правовые основы функционирования как всей системы образования РФ. так и отдельных образовательных организаций РФ. В связи с его принятием прекращают свое действие более 100 нормативных актов РСФСР и РФ, в т. ч. Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Для того чтобы привести в соответствие с ним существующие нормативные акты, Государственная Дума разрабатывает закон, который внесет изменения в более чем 100 федеральных законов.
Со дня вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, будут применяться постольку, поскольку они не противоречат ему или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам РФ. Изданные до дня вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, которые в соответствии с ним могут регулироваться только федеральными законами, действуют до дня вступления в силу соответствующих федеральных законов.
Основными задачами нового закона об образовании являются:
- обновление и развитие системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики;
- расширение образовательных возможностей граждан;
- комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования;
- обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ;
Что касается предмета исследования наших методических рекомендаций, то Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" вводит вместо давно переставшего быть адекватным термина "образовательное учреждение" термин "образовательная организация". В своё время Закон РФ "Об образовании" разрешал образовательную деятельность любым некоммерческим организациям, однако именовал их все образовательными учреждениями. В результате в отношении автономных некоммерческих организаций, фондов и т. п. приходилось каждый раз решать вопрос, применимо ли к ним данное нормативное регулирование, не противоречит ли оно их организационно-правовой форме.
Для более эффективного управления созданием, функционированием и развитием образовательных организаций в рамках нового закона необходимо обратиться к таблице №1, составленной сотрудником Института развития образования Высшей школы экономики Вавиловой А. И.