Сонина Лариса Юрьевна
Проект «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Расскажи – и я забуду
Покажи – и я запомню
Дай попробовать – и я пойму
(Китайская пословица)
Актуальность
В связи с введением ФГОС ДО, меняются задачи и цели обучения дошкольников. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию познавательных способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.
Публикация «Проект „Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Детская экспериментальная деятельность и использование ИКТ отвечают требованиям ФГОС ДО и концепции модернизации российского образования. «Развивающему обществу нужны современные, образованные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны». Использование ИКТ трудно переоценить, т. к. образовательная деятельность с детьми должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудио и видеозаписей. Все это обеспечивает компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
Поддьяков Н. Н. считал, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, наряду с игрой, а может быть даже главнее, важнее игры.
Экспериментальная деятельность является одним из методов развивающего (личностно - ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе образовательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Проект направлен на формирование профессиональной компетентности педагога по организации опытно-экспериментальной деятельности в совместной образовательной деятельности, в режимные моменты.
Цель: проектирование развития познавательных интересов детей в опытно-экспериментальной деятельности в условиях МБДОУ и семьи.
Задачи:
1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, развитие познавательных интересов детей в опытно – экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы.
2. Осуществлять сотрудничество МБДОУ и семьи по формированию у детей познавательной активности.
3. Обогащать развивающую предметно – пространственную среду, направленную на развитие у детей познавательных способностей :
- любознательности, активности, умение задавать вопросы взрослому.
- развитие мыслительных способностей; анализ, классификация, сравнение, обобщение.
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Срок реализации проекта : сентябрь 2020 г. – май 2022 г.
Участники проекта :
Должность
Участие в проекте
Воспитатель МБДОУ №9
Сонина Лариса Юрьевна Реализация проекта
Музыкальный руководитель
Музыкальное оформление и сопровождение мероприятий
Родители Помощь в проведении опытно-экспериментальной деятельности, участие в мероприятиях группы
Дети Участие в опытно-экспериментальной деятельности
Этапы работы над проектом.
1. Организационный.
- Изучение методической и педагогической литературы по проблеме.
- Диагностика начально-ключевых компетенций детей.
- Создание развивающей предметно-пространственной среды для детского экспериментирования (центр экспериментирования, центр игровой деятельности и др.)
- Определение тематики и содержания публикаций в СМИ, сотрудничества с родителями воспитанников.
2. Практический.
- Внедрение и апробирование перспективного планирования по развитию познавательных интересов детей в опытно-экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы.
- Разработка картотек, презентаций, дидактических игр и упражнений для детского экспериментирования, подбор ИКТ по теме.
- Размещение информации на сайте МБДОУ и в сети Интернет.
3. Заключительный этап.
- Проведение педагогической диагностики детей на заключительном этапе.
- Творческий отчет по результатам реализации проекта «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.
Ожидаемые результаты проекта и социальный эффект
Ожидаемые результаты:
1. Дидактические продукты
- Перспективный план по развитию познавательных интересов детей в опытно-экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы;
-Электронный банк «Развитие познавательных интересов детей в опытно-экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы» для родителей.
2. Информационно-практические продукты
- Разработка картотек по опытно-экспериментальной деятельности.
- Разработка конспектов по опытно-экспериментальной деятельности.
3. Повышение рейтинга детского сада в социуме.
- Размещение информации (фотоматериалы, видеоматериалы, отчеты) на личном сайте и в сети Интернет.
- Творческий отчет о внедрении проекта «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Социальный эффект
1. Педагог:
- Повышает педагогическую компетентность в области развития познавательных интересов детей в опытно-экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы.
- Осуществление образовательного процесса в инновационном режиме.
2. Воспитанники:
- Проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
- Самостоятельно планируют предстоящую деятельность; осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; помнят о цели работы на протяжении всей деятельности;
- Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;
- В диалоге со взрослыми поясняют ход деятельности; доводят дело до конца;-
- Устанавливают разнообразные временные, последовательные, причинные связи;
- Делают вывод.
3. Родители:
- Повышают интерес ребенка к опытно-экспериментальной деятельности.
- Расширяют кругозор детей.
- Повышают свою педагогическую культуру в области детского экспериментирования через чтение энциклопедий, справочников, просмотра видеофильмов о природе.
Перспектива
Распространение собственного опыта работы, публикация в СМИ и сети Интернет в процессе реализации проекта «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира».
План реализации проекта
№ Тема
Срок Ответственный
1 Разработка перспективного плана
Сентябрь-ноябрь Воспитатель
2 Проведение диагностики начально-ключевых компетенций детей
Сентябрь Воспитатель
3 Оформление и содержание лаборатории «Маленькие исследователи»
Октябрь Воспитатели
Родители
4 Создание раздела на сайте «Маленькие исследователи»
Ноябрь Воспитатель
Литература
1. Баранова Е. В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. – Ярославль: Академия развития,2009. -112с. : ил. – (Детский сад : день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
2. Дыбина О. В., Подъязков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О. В. Дубиной. –М. : ТЦ Сфера, 2005.-64, - (Программа развитие).
3. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2004.-64с.
4. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3,4,5, 2002. №1
5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.-80с.
6. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. -СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС»., 2006.-64с.
7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. -М. : АРКТИ, 2003.-64с.
8. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей //Дошкольное воспитание. 2005 №1
9. Деканская В. А. Проектная деятельность дошкольников / Учебно – методическое пособие. – М: Центр педагогического образования, 2013
10. Поддъяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена,1995.
11. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком //Обруч,1997. - №2
12. Рыжова Н. А. Волшебница-вода /Текст//Н. А. Рыжова. – М: Линка-Пресс, 1997
13. Интернет-ресурсы