Виктория Собко
Конспект занятия «Симпатические (невидимые) чернила» в рамках проекта «Детское экспериментирование: первые открытия»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Детское экспериментирование: первые открытия»
Тема занятия: Симпатические (невидимые) чернила
Цель: формирование у детей познавательных действий через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Развивающие:
1. Развивать у детей умения наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
Публикация «Конспект занятия „Симпатические (невидимые) чернила“ в рамках проекта „Детское экспериментирование: первые открытия“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
2. Формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;
Образовательные:
1. Дать детям элементарные знания из области экспериментирования, осуществлять познавательное развитие в процессе экспериментальной деятельности, расширять кругозор через поисково – исследовательскую деятельность;
Воспитательные:
1. Воспитывать стремление детей к самостоятельности в поведении и приобретении знаний;
2. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
3. Воспитывать эмоционально – целостное отношение окружающему миру;
Методы и приемы:
1. Словесные: беседы, вопросы и ответы на них, выводы, пояснения, обобщения;
2. Наглядные: рассматривание схем, показ видео – обращения, знакомство с мини – лабораторией (чемоданчиком, использование дидактических пособий (дидактическая игра «Чудеса в коробке», использование карточек (деление на двойки);
3. Практические: проведение опыта;
4. Здоровье - сберегающие приемы: пальчиковая гимнастика, ф. разминка, повторение правил ОБЖ
Материалы и оборудование:
- мини - лаборатория;
- бумага;
- емкости с жидкостями (вода, молоко, лимонный сок, луковый сок);
- палочки;
- нагревательный прибор (электро утюг);
- ноутбук с видео письмом;
- выставка «История письменности»
- пальчиковая гимнастика и разминка;
Ход занятия:
*Звенит звонок*
Воспитатель:
– Ребята, клуб «Всезнаек» начинает свою работу. Но прежде чем мы начнем посмотрите – к нам пожаловали гости. Я знаю, они тоже хотят посмотреть чем мы занимаемся в нашем клубе. Ну что же, мы начинаем. (Дети одеты в спец. одежду. На груди приколоты бейджики)
Воспитатель:
- Мы ведь с вами исследователи, вы помните? А кто это такие? И чем они занимаются? (ответы детей);
Воспитатель:
- Я согласна с вами. Исследователи – это люди, которые занимаются научными исследованиями, с помощью опытов, наблюдений, экспериментов узнают что – то новое, получают новые знания. Я знакома с одним исследователем, который прислал мне видеописьмо, предлагаю его посмотреть.
(Обращение исследователя, в котором рассказывается о чудесных чернилах – невидимых. Надпись проявилась при нагревании ее утюгом. Задан вопрос: Из чего сделаны чернила? В группу отправлена мини – лаборатория)
- Про какие чернила рассказывал исследователь? Кто запомнил как они называются? (симпатические).
- Симпатические – это какие? (невидимые)
- На какой вопрос просил нас ответить исследователь? (из чего сделаны невидимые чернила)
- Исследователь сказал, что отправил нам мини – лабораторию. Я думаю, что она где – то здесь, в группе. Оглянитесь, как вы думаете, как она выглядит? Я думаю, это небольшой ящик (лаборатория найдена, рассматриваем что в ней лежит: баночки, ватные палочки, чистые листы бумаги)
- Как вы думаете для чего нам это все прислано? Для чего нужна бумага, а чем мы будем писать? (подводим к тому, что писать можно палочками на бумаге)
Воспитатель предлагает разбиться на пары при помощи разрезных картинок.
- Каждая пара занимайте свой рабочий стол в нашей лаборатории. Чтобы приступить к работе, нам нужно провести пальчиковую гимнастику (разминка).
«Раз и два, раз и два, сложим мы из букв слова.
Солнце – слово лучистое, кошка – слово пушистое,
Корова – слово рогатое, а слово арбуз – полосатое.»
Что ж, молодцы, приступаем к работе. У вас на столе стоит баночка. У каждого разная жидкость. Как узнать что там налито? (дети предлагают варианты)
- Хочу вас предупредить – жидкость нам незнакома. А значит, давайте вспомним правила безопасности (нельзя пробовать на вкус, можно только смотреть и нюхать на расстоянии – определяем содержании банок)
- Теперь мы знаем, что у нас в баночка – молоко, луковый сок и вода. Начнем наше исследование. (воспитатель предлагает детям написать свои имена, используя палочку и жидкость из их баночек. Дети пишут, а затем переносят свои листочки в теплое место и оставляют там до полного высыхания.
Физкульт – минутка – разминка:
«Это легкая забава: повороты влево, вправо.
Нам известно всем давно – там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка,
А теперь ходьба на месте – это тоже интересно.»
Дидактическая игра: «Чудеса в коробке»
- Пока наши надписи высыхают, я приглашаю всех посетить музей клуба «Всезнаек» (вспоминаем чем писали люди в разные времена)
- А теперь проверим подсохли ли наши листочки? Вы что – нибудь видите на них? Вспомните, что сделал исследователь чтобы рисунок проявился? (нагрел свечой или утюгом) Давайте прогладим наши листочки разогретым утюгом (воспитатель по очереди гладит листы бумаги, последний тот – где писали водой. На всех, кроме последнего проявляются надписи)
- Что ж, наш эксперимент закончен и мы можем ответить на вопрос исследователя – из чего можно сделать симпатические чернила (молоко, лимонный/луковый сок). А из какой жидкости не получилось невидимых чернил? (из воды)
- А как бы вы использовали невидимые чернила?
- А вы хотели бы этот опыт повторить у себя дома?
- Что вы расскажете дома о сегодняшних чудесах?
Завершение занятия:
- На этом наши исследования подошли к концу. Вы большие молодцы, настоящие исследователи и мне интересно было сегодня с вами работать. Но запомните: проводить такие опыты можно только в присутствии взрослых, потому что мы использовали нагревательные приборы.