Елена Бадаева
Проект «Детский сад моей мечты»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Одной из важнейших задач воспитательной работы дошкольных учреждений является формирование и развитие эстетического идеала, эстетического восприятия и эстетического вкуса у детей. Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта - чистоты, порядка, красоты, где все соразмерено, согласованно по цвету, форме, величине и т. д. Ежегодно в нашем дошкольном учреждении проходят конкурсы развивающей среды группы, детской дизайн - площадки, дизайн – территории среди педагогов. Взрослые и дети МАДОУ «Детский сад №11 «Подковка» с нетерпением ждут зимних холодов и первого снега. Чтобы сделать зимние прогулки более продуктивными и полезными, по сложившейся за многие годы традиции, педагоги учреждения и дети строят снежные городки. Для создания эстетической среды образовательного учреждения возникла необходимость написание проекта «Детский сад моей мечты» благоустройства территорий и создания эстетической среды образовательного учреждения, которые мобилизуют творческий потенциал педагогов и родителей
Публикация «Проект „Детский сад моей мечты“» размещена в разделах
Постановка и обоснование проблемы
На территории детского сада ребенок проводит много времени. От того, насколько она будет ухоженной, красивой, разумно спланированной, периодически обновляющейся, совмещающей любование дарами природы с решением вопросов экологического, нравственного, физического, эстетического воспитания, будет зависеть, каких детей мы воспитаем. Оформление участка детского сада дает нашим воспитанникам возможность наблюдать, исследовать, проводить опыты, трудиться, а потом в театрализованной, музыкальной, изобразительной деятельности отражать свои впечатления от взаимодействия с природой. С помощью дизайнерских разработок озеленения и обустройства территории детского сада, создаваемых участниками всего педагогического процесса, развивается эстетический вкус не только у ребенка, но и у педагогов и родителей
Актуальность проекта обусловлена
желанием и необходимостью обеспечения современного качества дошкольного образования по созданию оптимального дизайна территории детского сада, 5 осуществление полноценного развития и эмоциональное благополучие каждого ребенка, получение воспитанниками опыта широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Проект реализовывается через организацию работ по благоустройству территории, сотрудничество с родителями детей, посещающих ДОУ, воспитанниками. На сегодняшний день эффективным остаётся форма совместной деятельности детей и взрослых - технология – метод проекта, которая позволит нам решить данные проблемы. Обновление развивающей среды на прогулочных площадках для обеспечения более качественного воспитания детей – педагогов – родителей, основывается на принципах: Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов; Принцип гуманизации – предполагает обращенность к личности ребёнка, обеспечении условий для обучения, воспитания и развития в соответствии с его интересами, способностями и возможностями; Принцип деятельности – новые знания вводятся не в готовом виде, а через самостоятельные "открытия" его детьми; Принцип творчества – участие в совместной с взрослыми деятельности сориентирован на приобретение детьми собственного опыта. Правильность и удобство расположения различных функциональных зон на территории детского сада.
Цель проекта – эстетическая организация территории детского сада.
Задачи, ориентируемые на детей:
1. Воспитывать у детей эстетический вкус и представления, связанные с дизайном территории детского сада.
2. Развивать творчество, фантазию, речь, логическое мышление, наблюдательность у детей.
3. Обеспечение безопасности жизни и сохранения здоровья детей через создание благоприятных условий для прогулок
4. Развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.
5. Вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.
6. Предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром, показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей
Задачи, ориентируемые на педагогов:
1. Обеспечение безопасности жизни и сохранения здоровья детей через создание благоприятных условий для прогулок.
2. Сориентировать коллектив ДОУ на организацию и поддержку проектной деятельности семей дошкольников.
3. Формировать эстетический вкус и представление у педагогов.
Задачи, ориентируемые на родителей:
1. Привлечь родителей к дизайнерским работам по благоустройству территории детского сада.
2. Повысить уровень знаний родителей в вопросах эстетической культуры.
3. Активизировать совместную семейную детско-взрослую творческую деятельность.
4. Активизировать участие родителей, детей в оформлении пространственной среды, повысить их заинтересованность, способствовать позитивному отношению к сотрудничеству
Ожидаемые результаты проекта :
Создание красиво оформленного участка на территории детского сада.
Организация мини-зон на территории детского сада.
Создание творческой атмосферы в работе педагогов, обеспечение комфортного пребывания и эмоционального благополучия детей, родителей и сотрудников.
Раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала, эстетического вкуса всех участников педагогического процесса.
Расширение сознания и кругозора
Проблема: Как преобразить прогулочный участок группы с наименьшим ущербом для окружающей среды и с наибольшей пользой для детей?
Материал: по выбору участников проекта.
Место презентации: музыкальный зал детского сада.
Форма презентации: участие в конкурсе проектов на лучший дизайн прогулочного участка группы детского сада; представление макета (эскиза, плана и др.)
Ожидаемый результат:
• Вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада.
• Выявление интересных идей по модернизации дизайна территории детского сада.
Перспективный план работы над проектом
«Детский сад моей мечты»
Дата Название мероприятия Задачи мероприятия Форма и место проведения
1-я неделя Семейный творческий проект как форма вовлечения родителей воспитанников в эколого-образовательное пространство детского сада. Сориентировать педагогический коллектив на организацию и поддержку проектной деятельности семей воспитанников детского сада. Педагогический час «Круглый стол»
Создание инициативной творческой группы по руководству проектом Оказать родителям и детям консультативную помощь в работе над семейными проектами по дизайну прогулочного участка группы. Разработать форму заявки на конкурс и критерии конкурса, а также соответствующую документацию Консультации, разработка «памяток», предоставление необходимой литературы (по возможности)
Объявление конкурса семейных творческих проектов на лучший экологический дизайн прогулочного участка группы «Детский сад моей мечты» Привлечь внимание родителей к проблемам экологической безопасности пребывания детей на открытых прогулочных участках. Активизировать совместную семейную детско-взрослую творческую деятельность. Выявить интересные идеи по модернизации дизайна территории детского сада Красочное объявление во всех возрастных группах и на главном входе в дошкольное учреждение
2-я неделя Мониторинг отклика родителей на участие в конкурсе «Детский сад моей мечты» Выявить отношение родителей воспитанников к проведению конкурса Интервьюирование родителей участниками инициативной группы
3-я неделя Выполнение семейными коллективами творческих проектов на лучший экологический дизайн прогулочных участков Соответствие конкурсной работы предложенным критериям Изготовление макетов, выполнение рисунков дизайна участка, модулей, усовершенствующих территорию участка и т. д.
4-я неделя Конкурс (фестиваль) семейных творческих проектов на лучший дизайн прогулочных участков групп Объединить усилия педагогического коллектива и родителей воспитанников, направленные на преобразование территории детского сада, обеспечение экологической безопасности детей и улучшение дизайна прогулочных участков Авторские презентации (музыкальный зал детского сада)
Рейтинговая карта участников конкурса на лучший
дизайн прогулочного участка «Детский сад моей мечты»
№ Ф. И. ребёнка Группа Критерии оценки проектов Итог
1 2 3 4 5 6 7
Критерии оценки проектов
1. Разнообразие предлагаемых автором форм.
2. Актуальность предлагаемых в проекте решений для проведения полноценных прогулок (условия для наблюдений, занятий, игровой, творческой, трудовой деятельности)
3. Цветовое решение проекта.
4. Разнообразие используемых в проекте материалов.
5. Количество социальных групп, о которых заботиться автор.
6. Оригинальное решение проекта.
7. Авторская презентация.
Заявка на участие в конкурсе
«Детский сад моей мечты»
Фамилия___Имя___Отчество___
Возраст___Группа___
Адрес___
Кому станет лучше в случае реализации Вашего проекта___
___
Для чего это нужно и как это работает (если проектируются какие-либо сооружения)___
Какие материалы понадобятся для воплощения вашего замысла и где их можно найти___
Дата подачи заявки___Подпись автора___
Листовка-памятка для родителей
Проект – это исследовательская задача, представленная детям в форме привлекательной проблемной ситуации, решение которой связано с самостоятельным преобразованием окружающей среды. Может носить как индивидуальный характер, так и групповой.
Несколько советов, которые помогут успешно интегрировать проектную деятельность детей в учебно-воспитательный процесс учреждения:
1. Технология проектирования помогает сориентировать ребёнка на стремление решать возникающие проблемы самостоятельно.
Достичь этого можно следующими путями:
• Делать ребёнка соучастником творческого процесса другого человека (такого же, как он сам по возрасту, чуть-чуть старше, взрослого)
• Создавать условия (предметную среду, моральную и информационную поддержку, в которых ребёнок смог бы реализовать внутренние стимулы к развитию;
• Научить мужественно переносить неудачи и не бояться препятствий и ошибок;
• Объяснять, насколько важно уважать права других.
2. Предоставьте ребёнку возможность самостоятельно решить, будет ли он участвовать в работе над проектом.
3. Поддерживайте его в творческих поисках и делайте это, давая социокультурную оценку каждому самостоятельно выполненному действию или результатам этого действия.
4. Помните, что уровень задач, решаемых в проекте, должен быть несколько выше возможностей ребёнка, чтобы он ощущал потребность в помощи со стороны взрослых (педагогов, членов семьи).
5. Привлекайте к оценке детских работ как можно большее число людей. Помните, что оценка обязательно должна носить позитивный характер.
6. Заранее продумайте критерии оценки конечных результатов и объявите их детям. Критерии должны нести учебную нагрузку и быть понятны ребятам.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Любовь к Родине – естественная основа патриотизма, которая формируется с раннего детства. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего дошкольного образовательного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины. Поэтому данная работа включает целый комплекс задач:
• Воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу (селу) ;
• Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
• Воспитание уважения к труду людей; развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• Формирование элементарных знаний о правах человека;
• Расширение представлений о России, её столице;
• Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
• Формирование чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности : на занятиях, в играх, в труде, в быту и т. д., т. к. воспитывает в ребё нке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В основе нравственно-патриотического воспитания лежит развитие чувств.
«Ничто-ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования… .», -писал К. Д. Ушинский.
Особую группу составляют нравственные чувства.
Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками.
Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит малыш перед собой, чему он удивляется, и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.
С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, сказки, загадки, пословицы, поговорки закладывают основы любви к своему народу, к своей Родине.
Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет его ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, родной улицей, городом или селом, а затем уже со своей страной, её столицей и символами.
Таким образом, система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
• Семья
• Детский сад
• Родная улица
• Родной город (село)
• Страна, её столица, символика
• Права и обязанности – Конституция.
Мы остановимся на теме «Наш детский сад».
По этой теме был составлен творческий проект «Мой любимый детский сад», посвящённый Юбилею нашего дошкольного учреждения. Данный проект полностью отвечает задачам нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Основной целью проектной деятельности является:
• Формирование у детей духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному детскому саду,
В поставленных задачах чё тко прослеживается развитие нравственно-патриотических чувств:
• расширять кругозор детей через познание культурного наследия своего народа,
• воспитывать уважение к труду сотрудников дошкольного учреждения; воспитывать бережное отношение к окружающим, любовь к ним
• обогащать отношения родителей и детей опытом эмоционально-насыщенного общения;
• вызвать эмоционально положительный отклик у детей и взрослых,
• заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта;
• поддерживать устойчивый интерес к проблеме;
• совершенствовать уровень накопленных практических навыков,
• активизировать речь детей, расширять и обогащать их словарь,
• развивать творческое воображение и фантазию.
Участниками проекта являются : дети подготовительной группы и их родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, сотрудники детского сада.
Проведена предварительная работа:
• экскурсии по помещениям детского сада с целью знакомства с трудом сотрудников детского сада,
• прогулка по улице Пушкина с целью получения географического представления (адрес детского сада, месторасположения его по отношению к другим объектам,
• прогулки по территории детского учреждения, рассматривание зелёных насаждений на участках, оборудования,
• посещение мини – музея «Изба» с целью ознакомления с русским народным бытом,
• рассматривание фотографии первых выпускников,
• заучивание стихов, частушек; разучивание песен, танцев в стиле русского фольклора.
Активное участие приняли родители
• приобрели атрибуты для украшения группы и музыкального зала,
• подобрали фотографии выпускников для создания альбома «Мои родные и близкие – выпускники детского сада»,
• распределили роли и обязанности в проведении праздничного мероприятия,
• изготовили вместе с детьми поделки, игрушки в подарок детскому саду,
• организовали чаепитие вместе с детьми,
• закупили подарки для детей.
Проект проходил поэтапно.
На 1-ом этапе проектной деятельности была сформулирована проблема:
• как можно организовать празднование юбилея детского сада?
Спланировали деятельность детей, родителей, сотрудников.
На 2 этапе проекта дети занимались практической деятельностью:
• с огромной фантазией дети сделали постройку из строительного материала «Детский сад в будущем»;
• на занятиях по ручному труду выполнили подарки для сотрудников «Чебурашка» (аппликация из ниток) ;
• постарались и на занятиях по рисованию: нетрадиционным способом выполнили открытки-приглашения для родителей на праздник, рисунки на тему «Мой любимый детский сад»;
• желание сделать аппликации «Мои любимые игрушки», использовав разные материалы (мех, картон, ткань, др.) возникло у каждого;
• из лучших работ создали стенд «Мой любимый детский сад»;
• составили творческие рассказы в режиме письма и по предложению детей оформили книгу «Я люблю свой детский сад»;
• организовали выставку поделок «Своими руками в подарок детскому саду», с гордостью дети рассказывали, как они вместе с родителями выполняли работу;
• оформили стенд с фотографиями «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем», где были запечатлены моменты экскурсий по детскому саду, поздравление сотрудников с Юбилеем;