Лисица Анастасия Анатольевна
Проект «Детская журналистика»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Брусничка»
Проект «Детская журналистика»
Номинация: методическая разработка
Выполнила: Лисица Анастасия
Анатольевна, воспитатель
г. Губкинский, 2021 год.
Актуальность проекта
Речь является важнейшей психическая функция человека, присущей всем людям в способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями и т. д. Фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника- это диалог, творчество, познание, саморазвитие. Они и являются основами, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста. Полноценное владение родным языком в детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Публикация «Проект „Детская журналистика“» размещена в разделах
Цель проекта : помогать ребёнку развивать коммуникативные навыки в игровой деятельности и социальной компетентности ; направить интерес детей на процесс получения результата, через диалог, творчество, познание, саморазвитие - фундаментальные составляющие проекта.
Задачи проекта :
1. Организовать детскую журналистскую, исследовательскую деятельность в ДОУ.
2. Активизировать деятельность всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и родителей.
3. Помогать детям, овладевать связной диалогической и монологической речью через изучение основ профессии журналиста.
4. Развивать коммуникативные навыки и творческий потенциал каждого ребенка в отношений с самим собой, успешно взаимодействовать друг с другом, сотрудниками и родителями.
6. Развивать у дошкольников познавательные процессы, способность поисково-исследовательской деятельности, экспериментированию и проведению различных опытов.
Вид проекта : групповой, длительный.
Тип проекта : практико-ориентированный, познавательно-игровой, творческий
Длительность проекта - 4 месяца.
Участвуют: воспитатели, дети подготовительной группы «Звёздочки», родители, сотрудники детского сада.
Место реализации проекта :Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Брусничка»
Материально- техническая база: помещение группы № 8 «Звёздочки», музыкальный зал, физкультурный зал, подбор художественной литературы, микрофон, фотоаппарат, блокноты по количеству играющих, ручки, бумага формата А6.
Ожидаемый результат: - развиты социально-коммуникативные навыки, дети приобрели знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций, обогатился их лексический запас.
Для реализации проекта были разработаны ряд направлений по работы с детьми и родителями :
разработан тематический план занятий по теме «Детская журналистика» (приложение 1);
организован пресс-центра «Вести из Бруснички»;
разработана и организована сюжетно-ролевая игры «Я- журналисты»(приложение 2);
подобран ряд дидактических игр для развития коммуникативных навыков дошкольников (приложение 3);
В рамках проекта использовались следующие формы работы с детьми:
подгрупповые занятия с использованием дидактических и словесных игр, практических заданий, знакомство с техническими средствами - микрофоном, диктофоном, фотоаппаратом;
экскурсии-беседы с интересными людьми- разных профессий;
выпуск детско-родительской газеты «Вести из «Бруснички».
Взаимодействие с родителями прошло через следующие формы:
организация участия родителей в изготовлении практического материала и атрибутики к занятиям;
консультирование родителей по теме: «Размышления о диалоге и мастерстве его ведения» (приложение 4);
знакомство родителей с циклом коммуникативных игр «Поиграем дома» (приложение 5);
разработка памятки для родителей «Обсуди интервью с ребенком» (приложение 6);
привлечение родителей к выпуску детско-родительской газеты «Вести из «Бруснички».
Итогом реализации проекта стала его презентация в форме:
выпуска и представления ежемесячной детско-родительской стенгазеты «Вести из «Бруснички»».
Методические рекомендации по реализации проекта «Детская журналистика и диалогическая речь».
В проекте принимали участие 29 детей.
Отправляясь в творческую командировку дети делились по группам, деление участников происходило по желанию детей и по согласованию с родителями.
Интересной находкой проекта явился выпуск детско-родительской газеты «Вести из «Бруснички». Каждый ребенок помещал в ней свой интересную статью из жизни, это очень увлекало детей. Они чувствовали свою значимость в работы, поэтому старались следить за правильным звукопроизношением, четко строить фразы. Узнавая, что-то новое и интересное дети собирались в пресс-центре, где обсуждали новый выпуск, а в газете размещали интересные репортажи, отчеты о творческих командировках, интервью с интересными людьми, свои рисунки. Готовый номер газеты размещался на главной информационной доске детского сада, где все дети и родители ДОУ с удовольствием «читали» и обсуждали ее, рассматривали иллюстрации, так происходил живой диалог между участниками проекта, детьми и родителями всего детского сада. Много положительных эмоций у детей и взрослых вызвали статьи от «юных журналистах» группы «Звёздочки»
Информационное обеспечение проекта :
Арушанова А. Г., Дурова Н. В. ,. Иванкова Р. А, Рычагова Е. С Истоки диалога 5-7 лет, М., Мозаика-синтез,2004.
Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. -М. : Издательский центр «Академия», 1999.
Выготский Л. С. Мышление и речь//собр. Соч. - М., Педагогика. 1982.
Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. -М. Аквариум,1995.
Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. - М. : изд-во Инта психотерапии, 2001.
Приложение 1
месяц
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Октябрь Учимся представляться. Будем знакомы. Кто что делает?
Труд взрослых.
Какие предметы делают жизнь журналиста удобной? «Мы – юные журналисты» Изготовление поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевой игры
Ноябрь Берем интервью у сказочного персонажа (работа по схемам) Знакомство с аудиосредствами (магнитофоном, микрофоном, диктофоном) Репортаж об интересном событии.
«Мы-журналисты
(интервью с посвященного Дню матери) Оформление газеты «Вести из «Бруснички». Иллюстрация к материалу.
Техника фотографий.
Декабрь «Мы-журналисты
(встреча с журналистами газеты) Как стать настоящим журналистом?
(Беседа в группе) Как вести себя во время интервью?
Мимика и жесты. Оформление газеты «Вести из «Бруснички». Иллюстрация к материалу.
Техника фотографий.
Январь «Мы-журналисты»
(интервью с поваром) «Мы- журналисты»
(интервью с медицинской сестрой) Оформление газеты «Вести из «Бруснички». Иллюстрация к материалу.
Техника фотографий Итоговое занятие
Тематический план занятий по теме «Детская журналистика»
Приложение 2
Конспект сюжетно-ролевой игры
«Я - Журналисты»
с детьми старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Багаутдинова А. М.
Цель: Пополнить знания детей о профессиях, познакомить детей с профессией журналиста.
Задачи:
- Показать роль и значение профессии журналиста в освещении событий в стране и мире.
- Вызвать чувство уважения к людям - представителям журналистской профессии, помогающим делать нашу жизнь интереснее и лучше.
- Способствовать развитию умения слушать, понимать информацию.
- Расширять представления детей о профессии журналиста, фотографа.
- Обогащать словарь.
- Развивать умение распределять роли.
- Подготавливать необходимые условия, подбирать атрибуты, договариваться о последовательности совместных действий.
- Помочь в освоении новой роли, игровых действий (фотографировать, брать интервью).
- Формировать умения выполнять роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты для игры;
- Развивать умение изменять игровое взаимодействие в зависимости от изменения замысла сюжета.
- Формировать дружеские взаимоотношения в игре, умение договариваться и приходить на помощь, быть общительными, вежливыми с людьми;
- Вызывать интерес к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.
Ход игры.
Воспитатель показывает разные журналы, газеты, дети вместе с воспитателем рассматривают их.
- Ребята, посмотрите, в нашей городской газете «Тамбовские известия» пишут, что в нашем городе живет много выдающихся людей: одни славятся своим трудом, другие – талантами.
Как вы думаете, а в нашем детском саду «Солнышко» есть такие люди?
- Действительно, в нашем детском саду есть много интересных людей разных профессий. Скажите, кто работает в детском саду?
(Дети называют)
Воспитатель: - А вы хотите узнать о них больше?
(Ответы детей)
Воспитатель:- Мы можем взять у них интервью.
- А как называется человек, берущий интервью?
(Ответы детей)
- Где работают журналисты?
(Ответы детей)
- В редакции газеты или журнала.
Итак, мы сегодня не просто дети, мы сотрудники редакции.
В редакции работает много сотрудников.
Журналисты : берут у людей интервью,
Фотокорреспонденты: делают снимки, печатают фотографии.
Художники – дизайнеры: оформляют газету перед тем, как отправить ее в типографию для печати.
(Воспитатель показывает детям бейджик).
- Кто знает, что это? Бейдж – это визитная карточка человека, в ней указывается фамилия, имя сотрудника, его должность.
(Далее распределяются роли сотрудников редакции, прикрепляются бейджики, подбираются атрибуты для игры. Корреспондентам: микрофоны, диктофоны; фотокорреспондентам: фотоаппараты; художникам: маркеры, ватман).
- Я буду главным редактором газеты. Буду контролировать вашу работу, и редактировать материал перед тем, как отправить его в типографию.
- Так как наш сегодняшний репортаж будет о детском садике «Солнышко», нам нужно распределить роли сотрудников, о которых мы будем рассказывать.
Это: заведующий, медицинская сестра, музыкальный руководитель, педагог по физической культуре, педагог по ИЗО.
Распределение ролей.
- Нужно выбрать журналистов, фотографов и художников. А как мы их выберем?
(Ответы детей)
- Я предлагаю сделать так: вы подходите к коробке с бейджиками с закрытыми глазами и достаете бейдж. Так мы и узнаем, кто кем будет. Ребята, посмотрите, остался еще один бейдж главного редактора. Ну, что ж, коллеги, рабочий день начался, приглашаю всех на совещание.
Главный редактор.
Уважаемые сотрудники, перед вами стоит задача: Выпустить рекламную газету, в которой нужно рассказать о жизни детского сада «Солнышко», о его замечательных сотрудниках и детях.
Прошу сотрудников редакции подготовить все необходимое и приступить к своим обязанностям.
(Дети берут все необходимое и приступают к работе).
1 корреспондент:
- Мы находимся в кабинете заведующего детским садом «Солнышко» Светланы Викторовны.
- Здравствуйте, Светлана Викторовна. Расскажите, пожалуйста, о вашем детском саде.
Светлана Викторовна:
- Здравствуйте. Открытие нашего детского сада было год назад. Наш детский сад большой и красивый. В нем 12 групп. Группы очень уютные и красиво оформлены. У нас много хороших игрушек, настольных игр и книг. В детском саду работает много замечательных сотрудников, с которыми вы сегодня познакомитесь. Дети с удовольствием ходят в наш детский сад.
1 корреспондент:
- Спасибо, Вам, Светлана Викторовна за интересный рассказ.
- Рядом находится кабинет Татьяны Юрьевны. Она работает в детском саду медицинской сестрой.
2 корреспондент:
- Сейчас мы находимся в кабинете медицинской сестры.
- Здравствуйте, Татьяна Юрьевна. Чем вы сейчас занимаетесь?
Татьяна Юрьевна:
- Я взвешиваю детей, измеряю их рост, слежу за тем, чтобы дети были здоровы. Чтобы они не болели, я им даю витамины, делаю прививки. Еще я составляю меню. Слежу за тем, чтобы все было вкусно и правильно приготовлено.
1 корреспондент:
- Спасибо, Татьяна Юрьевна за интересный рассказ.
2 корреспондент:
А теперь пройдемте на спортивную площадку к педагогу по физической культуре.
- Здравствуйте, Татьяна Сергеевна. Чему вы учите детей на своих занятиях?
Татьяна Сергеевна:
- Я учу детей быстро бегать, прыгать, метать в цель. Хочу, чтобы дети росли сильными, смелыми и ловкими. Еще я готовлю детей к спартакиадам. На занятиях физкультурой мы много играем в подвижные игры. Дети с нетерпением ждут занятий физкультурой.
1 корреспондент:
- Спасибо, Татьяна Сергеевна за интересный рассказ.
3 корреспондент:
Я слышу звуки музыки и предлагаю пойти к музыкальному руководителю.
- Здравствуйте, Ольга Александровна. Чему Вы учите детей на своих музыкальных занятиях?
Ольга Александровна:
-Здравствуйте. Я учу детей петь, танцевать, слушать и слышать музыку. А еще мы учимся играть на музыкальных инструментах и учимся создавать их своими руками. Наши ребята выступают на городских мероприятиях и участвуют в конкурсах. В нашем детском саду все дети талантливы.
4 корреспондент:
- Я хочу рассказать вам о Анастасии Владимировне. Она у нас мастер – золотые руки. На ее занятиях всегда очень интересно.
- Здравствуйте, Анастасия Владимировна. Чему Вы учите детей?
Анастасия Владимировна:
-Здравствуйте. Я учу детей рисовать, лепить, делать аппликацию. А еще мы учимся делать поделки из бумаги и природного материала. Наши ребята делают поделки на конкурсы и выставки.
3 корреспондент:
- Спасибо, Анастасия Владимировна за интересный рассказ.
Главный редактор.
- В детском саду «Солнышко» работает еще много других сотрудников. О них мы расскажем в следующем выпуске газеты. А сейчас всех сотрудников прошу вернуться в редакцию и приступить к оформлению газеты.
(на заранее подготовленный ватман дети наклеивают фотографии, тоже подготовленные заранее).
Дети показывают готовую газету.
Главный редактор:
Вот какая замечательная газета у нас получилась. Вы довольны тем, что у нас получилось? Я тоже очень довольна вашей работой. Газета получилась очень интересной, яркой и красивой.
Теперь многие смогут с ней ознакомиться. Спасибо всем за работу. Рабочий день окончен.
Рефлексия.
Воспитатель спрашивает у ребенка, справился ли он с ролью, которую выполнял; было ли сложно играть роль, почему, если не понравилось, что бы ты изменил. Затем спрашивает у детей, какое интервью было самым интересным.
Приложение 3
Подборка дидактических игр для развития коммуникативных навыков дошкольников
Сиамские близнецы
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: кратное двум.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.
Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».
Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.
Давай поговорим
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать. (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.
Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.
На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.
Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.
Поварята
Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.
Возраст: старше 4 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».
Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами» : резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.
Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.
Приложение 4
Беседа с родителями на тему:
«Размышления о диалоге и мастерстве его ведения».
Уважаемые родители!
Заглядывали ли вы в Интернете на какой-либо молодежный форум? Смею
вас уверить: это ужасающее зрелище. Диалоги, которые в нем ведут наши
дети, неприятно поражают своей лексической бедностью, орфографической безграмотностью и полным пренебрежением к правилам логически-смыслового построения фразы. Более того, большая часть общения ведется на так называемом молодежном сленге, состоящем из деформированных, усеченных слов, многие из которых нельзя назвать обще употребительными. Согласна, что наше время отличается стремительностью, диктует новые формы общения. И в этой новой форме диалог сводится просто к обмену информацией, а на задний план уходит овладение средствами невербальной коммуникации, культуры речи, умение устанавливать интерактивное взаимодействие с собеседником (умение слушать и слышать его, проявлять активное ответное отношение и т. д.).С трудом верится, что люди, чье общение сводится к виртуальному в
прямом и переносном смысле, смогут без серьезных трудностей реализовать себя в социуме, строить и поддерживать отношения с людьми в личном, профессиональном и общечеловеческом планах.
А теперь из чата заглянем в Евангелие. «Вначале было слово…», –
говорится в нем.
«Если подуть на искру, она разгорится, если плюнуть на нее, угаснет: то и другое исходит из уст твоих».
На мой взгляд, в этих словах раскрывается истинная ценность слова, речи
и человеческого общения. Полноценное общение предполагает не просто
обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они
уважают друг в друге личность. Это личностное общение, обмен чувствами,
переживаниями, поиск взаимопонимания. А главное – это путь к совместным мыслям, чувствам, к сотрудничеству, общей деятельности.
Теперь обратимся к древнеримскому писателю А пулею: «…от
употребления меч начинает блестеть, а оставшись без дела ржавеет; точно
так же и слово: оно слабеет от длительного оцепенения. Человеку дан свыше голос, который, правда, не столь могуч, как у зверей, но зато доставляет больше пользы уму, чем наслаждения уху. Поэтому применять его следует. Однако, убеждена, что полноценное общение, умение грамотно строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт с собеседником – это не только благо, но и серьезный труд. Об этом говорят интересные результаты исследований английских психологов. Они разработали шкалу частоты возникновения стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности работников.
Исходя из 10-балльной оценки, частота стрессового состояния
журналистов составляет 7,5, равняясь частоте стрессов у летчиков и уступает по величине лишь количеству стрессов у шахтеров и служащих по охране правопорядка.
Конечно, здесь речь ведется о мастерах ведения диалога, но и в обыденной жизни знание технологии общения обогащает нас жизненным опытом, ведет к развитию личностных качеств. Бесспорно, что человек, умеющий вести не только бытовой ситуативный разговор, но и организовывать богатое, содержательное общение, будет успешным в учебе, в профессиональной деятельности и в личной жизни.
Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески
поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в
общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь
именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.
«Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей» -
говорится в Соломоновой притче.
Вы не согласны? Давайте обсудим.
Приложение 5
Консультация для родителей в родительский уголок
«Поиграем дома»
Игра «Магнитофонный разговор»
Сядьте рядом с ребенком и запишите на магнитофонную ленту письмо бабушке, дедушке или другим родственникам. Перед тем, как начать запись, обсудите с ребенком, какие события произошли в последнее время, о чем ему хотелось бы поведать. Составьте список «репортерских» вопросов, которые собираетесь задать друг другу. Если приготовления окончены, включите магнитофон и возьмите друг у друга интервью, согласно составленному вами вопроснику. Закончив, прослушайте запись и можете отправлять адресату ваше послание.
Игра « Газетный отчет»
Если ваш ребенок уже знает, что в газете рассказывается о событиях, произошедших за день, вы можете подать ему идею сделать, конечно с вашей помощью, собственную маленькую газету. Обсудите, о каких событиях ему хотелось бы рассказать. Придумайте заголовок и со слов ребенка напишите одно- два предложения о том, что ему запомнилось особенно. Если ребенок захочет, пусть проиллюстрирует свой рассказ. Эту газету можно повесить на дверь детской спальни. Стараясь припомнить и связно рассказать обо всем, что произошло с ним или в семье, ребенок, скорее всего, успокоится и сможет лучше «переваривать» события дня.
Фельдчер Ш., Либерман С. 400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет
Приложение 6
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ОБСУДИТЕ ИНТЕРВЬЮ С РЕБЕНКОМ.»
Уважаемые родители, посмотрите вместе с детьми по телевидению (ТВ) передачу «Спокойной ночи, малыши». (или любую другую передачу, в содержании которой присутствует интервью).
Поговорите с ребенком об этой передаче. Вы могли бы обсудить следующие вопросы:
Какова тема передачи? (о чем передача)
Что для вас и вашего ребенка было наиболее интересно?
Как вы считаете, почему журналист (телеведущий) пригласил в свою передачу именно этих людей (или сказочных персонажей?
Какой вопрос журналиста показался вам самым интересным (смешным?
Что нового вы узнали из передачи?
Какой была речь участников телепередачи?
Если бы журналистом были Вы, о чем Вы спросили бы гостя передачи (интервьюируемого).