Татьяна Кривоногова
Проект «Детская мультипликация в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила воспитатель
Кривоногова Т. Г.
2022 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта – долгосрочный, совместный детско-родительский творческий проект.
Участники проекта : педагоги, дети, родители.
Идея проекта : в работе по созданию мультфильма дети учатся взаимодействовать,
овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность.
Актуальность
Темочки:
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Мультипликация. Проекты с мультфильмами
- Мультипликация. Разработки
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Дети любят смотреть мультфильмы. Но совершенно не представляют процесс их создания. Мотивировать детей на создание собственного мультфильма просто, так как детям интересно попробовать что-то новое, увлекательное. На предложение попробовать создать самим мультфильм и побыть в роли «режиссера», «сценариста», «художника-мультипликатора» дети откликаются охотно.
Учитывая актуальность темы, использование мультипликационного кино повысит уровень социально-коммуникативного развития, интерес к изобразительной деятельности и будет способствовать развитию инициативной творческой личности.
Цель: развитие инициативы и творчества средствами анимационной и мультипликационной деятельности.
Задачи:
Образовательные
• познакомить с основными техниками и способами создания мультфильмов;
• научить применять опыт художественно-изобразительной деятельности для изготовления персонажей, фонов и декораций в свободных культурных практиках;
• расширить знания детей о профессиях: сценарист, режиссер, художник –мультипликатор, оператор, звукорежиссер.
• сформировать технические навыки анимации и работы с оборудованием: манипулирование героями, установка освещения, съемка кадров, озвучивание.
Развивающие
• развивать умения планирования и оценки/ самооценки выполненной работы;
• формировать опыт общения, готовность к взаимодействию и сотрудничеству через коммуникативные практики;
• развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение через культурную практику познания мира и самопознания;
Воспитательные
• воспитывать интерес к продуктивной деятельности и к самостоятельному творчеству;
• содействовать воспитанию нравственной личности, способной к самосовершенствованию, стремящейся к правде, добру, красоте;
• формировать у детей установку на позитивную социальную деятельность в информационном обществе.
Актуальность данного проекта в том, что до сегодняшнего дня форма образовательной деятельности через создание тематических мультфильмов слабо сформирована, либо вообще не представлена в дошкольных образовательных учреждениях в силу ряда причин: недостаточной технической оснащенности детских садов, недостаточного уровня компетентности педагогов в сфере компьютерных технологий и др.
Предложенные рекомендации могут быть успешно реализованы на практике в дошкольной образовательной организации в силу своей технической доступности. Для создания анимационного сюжета понадобятся зеркальная или любительская цифровая фотокамера, телефон или вебкамера, штатив, компьютер или ноутбук, обеспеченный программами звукозаписи и анимации. Вместе с тем, создание мультфильма требует создания определенных условий, затрат времени, чётко спланированной и результативной предварительной работы с детьми (и родителями, медийной грамотности педагогов.
Создание мультипликационного фильма - это, по сути, интеграция образовательных областей: познавательной, художественно – эстетической, речевой. Ребёнок становится художником, сценаристом, режиссёром, актёром, оператором, учится договариваться с другими, согласовывать свои действия, добиваться общего результата.
Социально-коммуникативное развитие средствами мультипликациив разных видах детской деятельности :
- Игровая деятельность: ребёнок может придумать и оживить своих героев, наделить их какими-то качествами, проиграть разные жизненные или сказочные ситуации, что в свою очередь способствует развитию эмоционального интеллекта.
- Двигательная деятельность. Манипулирование персонажами требует точности и аккуратности движений пальцев рук, что требует развитой мелкой моторики и способствует её совершенствованию.
- Продуктивная деятельность. Все дети творцы, а мультипликация даё т возможность реализовать любой талант: у одних склонность к изобразительному творчеству, у других – к конструированию, у третьих – к сочинительству.
- Коммуникативная деятельность. Работа над мультпроектом требует объединения «физиков» и «лириков», развития их свободного общения между собой и со взрослыми, овладения нормами устной речи. И даже самых застенчивых детей можно привлечь, например, к индивидуальной работе по озвучиванию героев анимации.
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Мультипликация – это знакомство с новыми профессиями, поле для освоения социальных ролей. В процессе работы над продуктом происходит развитие трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и к результатам труда.
- Познавательно-исследовательская деятельность. Наша жизнь – бесконечная череда отрытых вопросов. В процессе создания мультфильма тоже постоянно сталкиваемся с открытыми задачами, которые приходится решать методом наблюдений, проб, опытным путём. Например, как установить камеру, чтобы она не двигалась; из какого материала изготовить, чтобы было похоже.
- Музыкально-художественная деятельность подразумевает экспериментирование со звуками, создание импровизированных шумовых оркестров и прослушивание классического материала для оформления музыкального сопровождения анимации.
- Чтение (восприятие) художественной литературы. Мультпроекты с младшими дошкольниками лучше начинать с хорошо знакомых фольклорных произведений. Русские народные сказки схематичны, имеют четкий повторяющийся сюжет, легко изображаются. С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать стихи («Азбука», авторские сказки (Сутеев, разработать собственные сценарии.
Ожидаемый результат:
В результате проекта дети
• Познакомятся с основными техниками и способами создания мультфильмов; усовершенствуют навыки художественно-изобразительной деятельности; расширят знания о профессиях: сценарист, режиссер, художник-мультипликатор, оператор, звукорежиссер.
• Обогатят опыт общения, взаимодействия и конструктивного сотрудничества, художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение через культурную практику познания мира и самопознания;
• Проявляют инициативу, проявляют интерес к продуктивной деятельности и к самостоятельному творчеству; приобретают установку на позитивную социальную деятельность в информационном обществе.
У педагогов
• Повышение уровня компетенции в области использования ИКТ в образовательной деятельности и создание мультипликационного фильма в условиях ДОУ;
• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды (вебкамера, штатив, картотека мнемотаблиц для создания сюжетов, коллекции игрушек-персонажей и др.)
У родителей
• Повышение уровня компетенции в вопросах социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, в возможностях использования средств мультиплиации для всестороннего развития детей;
• Повышение интереса родительского сообщества к ДОУ и эмоциональное сближение детско-взрослого коллектива.
Этапы работы:
I этап:
• Выбор темы.
• Постановка цели.
• Выдвижение гипотезы исследования.
• Поиск материала по мультипликации.
• Обследование детей по данной теме.
• Изучение истории возникновения мультипликации.
• Виды мультфильмов.
• Изучение процесса создания мультфильма.
• Разработка алгоритма работы над мультфильмом.
• Подготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования.
II этап:
• Создание творческой группы родителей, заинтересованных данной темой.
• Погружение в сказку.
• Раскадровка.
• Разработка и создание персонажей и декораций.
• Оживление персонажей.
• Обыгрывание сюжета.
• Съемка мультфильма.
• Монтаж отснятого материала на компьютере.
• Озвучивание (распределение ролей).
III этап:
• Определение уровня сформированности обобщенных учебных умений.
• Премьера мультфильма. Просмотр (результат работы).
• Итоговое занятие на тему «Изготовление афиши».
• Родительское собрание на тему «Дети и мультипликация».
• Презентация проекта.
Техническое оснащение и структура работы мультипликации
Что же требуется для создания самой простой анимации. Частая смена кадров, изображающих последовательное действие, является главным секретом всех мультфильмов. Этот нехитрый фокус можно создать с детьим из поделок, рисунков, как пособие, помогающее прочувствовать специфику анимации.
Для создания анимационной студии понадобится некоторое оборудование:
• цифровой фотоаппарат
• штатив
• компьютер
• искусственные источники света
ватман, использующийся в качестве фона
• ватман, использующийся в качестве фона
• стол
• материал для изготовления анимационных персонажей (Краски, карандаши, пластилин, бумага).
Условием для реализации цели и решения задач является создание творческой мультипликационной студии и повышение уровня компетенции педагогов и родителей в данном направлении.
Мы создали мастерскую «Мультстудия», где ребёнок не пассивный созерцатель, а соавтор, творец всего: от задуманного до готового продукта. Данная культурная практика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, даёт ему в руки новый инструмент познания мира и себя. Особенность Мультстудии в том, что образование детей в рамках мастерской общедоступно, вариативно, деятельность с персонажами и декорациями является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Мультипликационная мастерская предназначена для всестороннего развития детей, ориентирована на детей дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности, познавательное развитие детей, художественные навыки, развитие связной и творческой речи дошкольников. Это связано с особенностями детской мультипликации как уникального вида искусства, в котором нет ничего невозможного.
Развивающая среда мультипликационной студии включает в себя оборудование для съемки (фото-, видеоккамера, штатив, специальный макет - сцена, технологические карты по созданию детских мультипликационных фильмов, картотеку мнемотаблиц и сценарных карточек, наборы фонов и персонажей, пооперационные карты по созданию героев из различного материала (шерсть, пластилин, бумага, конструктор Lego и др.).
Мультипликация - это комплекс технических приемов для создания эффекта движущихся объектов. От латинского multiplicatio — умножение, увеличение, возрастание, размножение. Здесь умножается всё : и картинки, которые воссоздают движение, и творческие возможности создателя.
Формирование культурных умений во взаимодействии со специалистами ДОУ и интеграции образовательных областей
Участники культурной практики «Мультстудия» : педагоги, дети, родители, то есть работа осуществляется во взаимодействии всех участников образовательных отношений.
• Мультипликация способствует развитию социально-коммуникативных навыков, умению детей взаимодействовать в группе. Дети приобретают такие универсальные культурные умения, как умение договариваться со сверстником, контролировать свои действия; делится своими мыслями, переживаниями, мечтами; понимать нюансы настроения партнеров, сопереживать неудачам и успехам других, следуя социальным нормам.
• Анимация - это возможность для развития речи воспитанников. Средства мультипликации позволяют сформировать культурные умения использования различных речевых форм: описания, повествования, рассуждения при работе над сюжетом мультфильма; развить инициативу в общении. Работа над мультпроектом требует объединения «физиков» и «лириков», развития их свободного общения между собой и со взрослыми, овладения нормами устной речи. С другой стороны, сама речь может быть объектом анимации. С помощью технических средств можно изучать, закреплять звуки речи («Азбука» по мотивам С. Маршака, мультипрописи «Азбука», знакомить с литературной классикой в привлекательной для ребёнка форме («Лукоморье», «Сказка о золотой рыбке» А. С. Пушкин). Использование программы MultiPult разнообразит занятия логопеда по автоматизации звуков речи.
• В процессе создания мультфильма осуществляется культурная практика познания мира. И опять же, окружающая действительность становится и объектом и средством познавательного процесса. Например, из чего лучше смастерить снег в кадре: вата, пенопласт, бумага, пена для бритья и т. д., как показать движение воды и саму воду. Необходимо представлять свойства предметов и соотносить их с техническими возможностями. Все варианты обсуждаются, исследуются в поисках наилучшего решения. В этом, на мой взгляд, осуществляется и поддержка детской инициативы, самостоятельности и познавательное развитие. Знания об окружающем мире ребёнок получает собственным опытным путем и закрепляет их в продукте – мультфильме.
• Отклик на эмоции, способность адекватно выражать переживания – еще одно универсальное культурное умение, которое позволяет формировать детская мультипликация. Это уникальный инструмент развития эмоционального интеллекта ребенка. Анимация – игра, в которой ребенок может придумать и оживить своих героев, наделить их определенными качествами, проиграть различные жизненные ситуации, приобретая опыт осознания собственного эмоционального состояния, распознавания эмоций других и передачи их с помощью героев, интонации реплик, мимики персонажей. (Мультипрописи «Маша и Медведь», «Котёнок по имени Гав» для развития эмоционального интеллекта).
• Культурная практика игрового взаимодействия в рамках работы в Мультстудии открывает психотерапевтические возможности мультипликационного творчества. Они заключаются в возможности для ребенка не только высказаться, но и быть услышанным как сверстниками, так и взрослыми. В творческой игре дети могут разыгрывать события из личной жизни, дополняя и приукрашивая действительность желаемым. У детей есть возможность сделать реальностью персонажей, созданных своей фантазией, и прожить жизнь вместе с героями, приобретая бесценный опыт. Во время создания мультфильма неуверенный, стеснительный ребенок может почувствовать себя героем, который преодолевает все трудности. Многие мальчишки реализуют в мультфильмах эту тему, а это значит, что примерить на себя роль героя – жизненная потребность будущего защитника. В мультфильме можно прожить болезненный опыт, найти наилучшее решение для проблемной ситуации. В этом мультипликация схожа со сказкотерапией, но на выходе мы имеем ещё и материальный продукт.
• Контроль и управление основными движениями является частью культурной практики формирования поведения и здорового образа жизни. Работа в Мультстудии способствует развитию координации движений, точности, развитию мелкой и крупной моторики, так как ребёнок учится соотносить свои движения с движением персонажа в кадре.
• Формат Мультстудии позволяет широко использовать свободные культурные пратики детской деятельности для осуществления индивидуального подхода к развитию детей в области художественно-эстетического развития. Работа над любым мультпроектом стимулирует детей придумывать и создавать, а значит, позволяет привлечь всех воспитанников к процессу, всех занять делом по душе, осуществить индивидуальный подход в развитии творческого потенциала. Одни лепят, другие строят из кубиков или конструктора, третьи делают аппликации, раскрашивают. Тем, кто стесняется публики, можно предложить озвучить персонажа, подарить свой голос герою и дать возможность ребенку утвердиться в коллективе сверстников. Музыкально-творческая деятельность подразумевает свободное экспериментирование со звуками, создание импровизированных шумовых оркестров и прослушивание классического материала для оформления музыкального сопровождения анимации.
Техники детской анимации
Короткометражные мультфильмы создаются методом покадровой съемки с применением современных цифровых технологий. Снимать можно на телефон, вебкамеру или фотоаппарат. Монтаж и обработку берет на себя взрослый. Все остальное вполне доступно дошкольникам.
В зависимости от вида продуктивной деятельности, возраста и предпочтений можно выделить различные техники детской анимации.
• Технология перекладной анимации. Бумажная и пластилиновая перекладка предполагает изготовление персонажей в технике аппликация и пластилинография. В первом варианте дети рисуют героев на бумаге, во втором – лепят плоские изображения из пластилина. Затем фигуру вырезают, детали соединяют, создают плоскую марионетку, которую передвигают в кадрах. Ориентирована на любителей рисовать и лепить.
• Технология кукольной анимации. Предполагает использование поделок из пластилина, LEGO, любимые игрушки, бросовый материал. Дети лепят объемные пластилиновые фигурки героев или берут готовые и передвигают их по импровизированной макет-сцене или имеющимся в предметно-пространственной среде макетам. Подходит для любителей конструировать.
• Технология художественной, песочной анимации. Подходит детям, которые умеют хорошо рисовать, в том числе на песке и других сыпучих материалах.
• Технология смешанной анимации. Комплексный вид анимации, когда для создания персонажей, декораций, фонов используются разные техники.
Этапы создания мультфильма :
1. Создание сценария. Сочинение собственной истории или чтение и переосмысление художественного произведения. Для работы с сюжетом будущего мультфильма можно использовать мнемотаблицы.
2. В зависимости от сюжета в мультфильме может быть разное количество кадров:
• Двухфазовка – два кадра. Например, кукла стоит – кукла упала.
• 12 фаз, то есть скорость воспроизведения 12 кадров в секунду. Так снимается Гивк, где двенадцатый кадр равен второму, чтобы зациклить изображение.
• Многофазовый. Для создания полноценного мультика, не сильно короткого, нужно, чтобы было не менее 500 фотографий, отражающих завязку, кульминацию и развязку события.
3. Раскадровка. Это серия рисунков, которые отражают все, что будет происходить в кадре по порядку.
4. Создание персонажей и декораций.
5. Съемка. Кропотливый, требующий концентрации внимания процесс. Оператор фиксирует с помощью камеры движения персонажей.
6. Озвучивание. Актерские способности детей позволяют героям обрести собственные голоса.
7. Монтаж. Это обработка аудио- фото- и видеоматериала, их соединение с помощью специальных программ Windows Movie Maker (или Adobe Premiere Pro, или Sony Vegas, Кинмастер, или любого другого видеоредактора. На этом этапе происходит подбор или создание музыкального сопровождения мультфильма, названия и титров. Музыку можно брать из банка бесплатной музыки https://www.freeplaymusic.com/index.aspx.
Повышение уровня компетенций педагога в области мультипликации
Мультипликация – это и умножение знаний педагога. Многое приобретается опытным путем. Но существенное значение имеет обучение. Мастер-классы по мультипликации на форуме «Достояние России, искусство и культура детям» г. Москва, курсы и вебинары помогли выстроить систему работы, организовать процесс и получать первые позитивные результаты.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Эффективность всего образовательного процесса и работа Мультстудии в ДОУ зависит от непосредственного участия родителей воспитанников. Мы активно подключаем родителей к подбору материалов и изготовлению макетов для анимации в домашних условиях, участию в конкурсах и проектах на тему «Мой любимый советский мультфильм», «Лучшая ёлочная мультяшная игрушка», акции «На карантине не скучаю, мультик сочиняю», проект «Детская мультипликация».
Важно, чтобы результаты совместного творчества не затерялись в архивах, а использовались как в самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности. Готовые мультфильмы мы демонстрируем детям других групп, выкладываем в Интернет, участвуем в конкурсах детской мультипликации, что доставляет воспитанникам огромную радость и мотивирует на новые мультпроекты.
На фото Диплом I степени Всероссийского дистанционного мультипликационного конкурса «Моя Победа», Дипломы участников IV Международного фестиваля авторской детской мультипликации «Я ТВОРЮ МИР»
Ребенку интересен и процесс, и продукт. Создание собственного мультика для него - это серьезная, наполненная приключениями, открытиями и подвигами история познания окружающего мира и самого себя. Овладение непростой многоступенчатой технологией дает ему опыт важного пути - от возникновения идеи к ее воплощению. И тогда случается замечательное событие: ребенок осознает себя как автор уникального продукта, открываются возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных артефактов на основе осваиваемых культурных норм.
Для педагога мультипликация – это инструмент, мощное средство всестороннего развития детей и обогащение их культурного опыта. В процессе создания мультфильма проявляется множество «побочных» явлений в развитии воспитанников: развития эмоциональной сферы, восприятия и переработки информации, ощущений, памяти, мышления, речи, освоения безопасных способов использования компьютерных технологий. Использование мультстудии для организации образовательной деятельности способствует позитивной социализации дошкольников и гибкой индивидуализации воспитательно-образовательного процесса, что является одной из важнейших задач современного дошкольного образования.
Таким образом, мультипликационная студия в условиях ДОУ позволяет поддерживать детскую инициативу, творчество, осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста и становится ценным инструментом в обогащении социально-значимого культурного опыта воспитанников.