Лариса Курындина
Проект «Деревья Воронежского края» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Дети не воспринимают деревья, как живые объекты, так как у последних нет способов передвижения, аналогичных тем, которые есть у животных. Может быть, поэтому дети, не задумываясь, ломают ветки, обрывают кору. А став взрослыми, они способны беспощадно уничтожить целые парки и рощи в угоду каменных «джунглей» города и личной наживы.
Проблема
Публикация «Проект „Деревья Воронежского края“ в средней группе» размещена в разделах
- Воронежская область, Воронеж
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Дети часто ломали ветки деревьев. Беседы и объяснения воспитателя, почему этого делать нельзя, положительного результата не принесли. Вспомнили китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы детского сада, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.
Цель проекта:
Расширение и обобщение знаний детей о разнообразии деревьев Воронежского края.
Основные задачи
1. Создать условия для ознакомления детей с деревьями городского лесопарка;
2. Сформировать представления о роли деревьев в оздоровлении и сохранении здоровья человека, их целебных свойствах; вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы;
3. Совершенствовать познавательную активность детей, способствовать знакомству с окружающим миром, родной природой, родным краем.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к краю, в котором живём, к малой и большой Родине.
5. В ходе опытно-исследовательской деятельности сформировать экологические знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника;
6. Провести наблюдение за изменениями жизни деревьев в разные сезоны года;
7. Привлечь родителей к оформлению дидактического материала (папки) «Деревья Воронежского края» для воспитания экологической культуры в семье.
Участники проекта: Дети 4-5 лет, воспитатели, родители. Срок реализации проекта - 3 месяцев.
Виды деятельности
Формы организации детской деятельности
Сроки реализации этапа
Коммуникативная
деятельность
Беседа «Что мы знаем о деревьях»
Цель: Выяснить, что дети знают о деревьях вообще. Подвести к мысли, что деревьям хочется дружить с людьми.
Экскурсия в городской лесопарк.
Цель: Найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.
Содержанием экскурсий может стать обследование ближайшей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии растений. Во время экскурсий можно собирать природный материал для коллекций. Результаты оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.
Коллекционирование.
Цель: Развивать интерес к природе, формировать положительное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней, воспитывать чуткость и чувство сопереживания.
Составление коллекций природного материала и гербариев способствует привлечению внимания детей к окружающему миру. Оно не должно приносить вреда природе. Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах края, об их использовании, может лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Работа с таблицами.
Цель: развитие связной и диалогической речи у детей; развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки; развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.
Октябрь
Игровая деятельность
Д/игра «Узнаю деревце»
Цель: учить находить дерево по описанию.
Взрослый предлагает детям назвать деревья, о которых он спрашивает.
Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка)
Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клена)
Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб)
С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)
Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)
Д/игра «Что лишнее».
Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).
Д/и «Определи на ощупь»
Цель: Научить определять на ощупь плоды лесных деревьев (желудь, каштан, шишки и т. д.); учить определять закрытыми глазами их свойства (величину, форму, характеристики поверхности); развивать тактильные ощущения, память, связанную речь.
П/и «Найди такой же лист».
Цель: Можно играть в эту игру вдвоем со своим ребенком, можете – с группой детей. Во время этой игры дети не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребенку лист клена или березы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении дается задание каждый раз найти листья другого дерева.
Д/и «Покажи и назови части дерева».
Воспитатель показывает на картинке корни, ствол, ветки, крону, листья, затем каждый ребенок самостоятельно показывает на картинке части дерева.
Ноябрь, декабрь
Познавательно-
исследовательская
деятельность
Рассматривание альбома «Деревья».
НОД по ознакомлению с окружающим и экспериментированию
«Кора деревьев»
Цель: уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву;
уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев; учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст; учить детей высказывать предположения, делать простейшие выводы.
Исследование «Где спрятались семена?» (желудь, каштан, клен, рябина, сосна)
Цель: Дать детям элементарные представления о семенах желудя, каштана, клена, сосны; формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; расширять кругозор, развивать наблюдательность, любознательность, связную речь, обогащать словарь детей.
Восприятие
художественной
литературы и
фольклора
Стихи: М Садовский «Посади сосну», С. Есенин «Черемуха», Е. Серова «Мечты дуба», И. Токмакова «Дуб»
Рассказы Л. Толстой «Как ходят деревья» М. Пришвин «Осинкам холодно».
Сказки: Герасимов Антон «Дятел и два дерева», Тимур Киприянов
«Сказка о деревьях»
Ноябрь - декабрь
Двигательная
деятельность
Физкультминутки: «Дерево», «Во дворе стоит сосна».
Пальчиковая/г: «Листья», «Ветер по лесу гулял.», «Елочка», «Осень», «Иголки», «Осинка», «На березе на осине.»
Изобразительная
деятельность
Аппликация «Осень в парке» (обрывная аппликация)
Цель: продолжать освоение обрывной техники аппликации; закрепить умение работать с цветной бумагой и ножницами; развивать чувство воображения, мелкую моторику, умение координировать движение глаз и рук; воспитывать интерес к познанию природы; воспитывать аккуратность.
Аппликация «Елочки, сосенки»
Цель: продолжать развивать у детей умение вырезать треугольники из квадрата; составлять аппликацию из четырех предметов; закреплять умение пользоваться ножницами, правильно держать кисть, намазывать клеем; убирать лишний клей салфеткой; воспитывать умение слышать и понимать воспитателя; радоваться результату своей работы.
Аппликация «Зимнее дерево»
Цель: учить детей создавать образ деревьев в зимнее время года; закреплять умение работать ножницами — резать короткие, длинные, узкие полоски; развитие мелкой моторики рук.
Рисование «Деревья осенью» (с помощью фольги)
Цель: способствовать знакомству детей с нетрадиционной техникой рисования осенних деревьев и развитию мелкой моторики; рисование осенних деревьев с помощью скомканного листа фольги; прививать интерес к данному виду техники рисования; воспитывать эстетический вкус, прививать интерес к творческой работе, прививать аккуратность.
Рисование «Превращение ладошки в дерево»
Цель: формировать умение рисовать дерево с помощью отпечатка ладони; закреплять представление о цветах осени; развивать умение работать аккуратно; вызвать интерес к занятию художественным творчеством.
октябрь, ноябрь, декабрь
Взаимодействие
с родителями
1. Оформление папки-передвижки для родителей: «Деревья нашего края».
Цель: просветительская работа с родителями в области здоровьесбережения, привлечение родителей к здоровому образу жизни.
2. Пополнение родителями дидактического материала «Мое дерево»
Цель: для полноценного восприятия детьми окружающего мира, всестороннего развития детей; вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.
3. Выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия».
Цель: обогащение детско-родительских отношений,вовлечение родителей в воспитательный - образовательный процесс детского сада,развитие художественно-эстетического восприятия.
4. Праздник «Осень в золотой косынке».
Цель: создать праздничную атмосферу, условия для тёплого, эмоционального общения детей; закреплять знания и представления детей об осени; развивать музыкальные и творческие способности детей с учётом возможностей каждого ребёнка с помощью различных видов музыкальной деятельности; воспитывать любовь к природе.
ноябрь-декабрь
Заключительный
1. Просмотр фильма «Деревья Воронежского края»
2. Выставка альбомов “Мое дерево”.
3. Рассказы детей о результатах своей деятельности - «Что я узнал и что научился делать».
Ожидаемые результаты:
1. Дети получили представления о разнообразии деревьев городского лесопарка и Воронежского края, о защитных функциях, об использовании деревьев человеком.
2. В ходе опытно-исследовательской деятельности сформированы экологические знания, доступные пониманию детей.
3. Родителями оказана активная помощь в оформлении дидактического материала «Деревья нашего края».
4. Оформлена выставка поделок «Осенняя фантазия».
Значимость проекта:
1. Формирование у детей экологического мышления.
2. Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
3. Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Используемая литература:
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010
4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2009
5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Просвещение 1973
7. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», Москва 2006
8. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2010