Козлова Татьяна
Конспект занятия в средней группе «Деревья нашего края» (знакомство с берёзой и сосной)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить знания детей о деревьях родного края: берёзе и сосне.
Задачи:
1. Формировать представления о жизни деревьев;
2. Расширять знаний о том, какую пользу приносит береза и сосна человеку, какими целебными свойствами обладает береза и сосна;
3. Развивать внимание, мышление, диалоговую речь;
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Деревья нашего края“ (знакомство с берёзой и сосной)» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к родной природе – деревьям берёзе и сосне. Вызвать желание защищать и оберегать природу.
Материал: макет дерева берёзы и сосны;красивый платок; кусочек бересты на каждого ребёнка; корзинка с сосновыми шишками по количеству детей;фонограммы спокойной музыки; мультимедийный проектор; презентация к занятию; пенёчки, по количеству детей; берёзовый отвар, разлитый в пластиковые стаканчики по количеству детей; незаконченная картина «Деревья в лесу».
Предварительная работа: разучивание стихотворений об осени, рассматривание картин разных художников о временах года, прослушивание песен.
Ход:
Организационный момент:
Воспитатель: Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся с ними.
Пальчиковая игра
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю –
Всех мы вас приветствуем!
Дети и воспитатель выполняют соответствующие движения.
Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас в лес на прогулку. Вы согласны? Дети: Вы знаете, что такое лес?
Дети: Лес – это место, где растёт много разных деревьев…
Воспитатель: Ребята, а как же нам туда попасть?
Дети: Пешком, на джипе, на санках….
Воспитатель: Хорошо! А у меня есть вот такой волшебный платок. С помощью него можно очутиться в лесу. Вы согласны? Тогда присаживайтесь на корточки. А я скажу волшебные слова.
Воспитатель прикрывает детей платком.
«Раз, два, три – волшебство произойди» !
Ребята, повторяйте вместе со мной!
Дети: «Раз, два, три – волшебство произойди» !
Воспитатель: Сидим тихо-тихо!
Тихо играет музыка. В это время воспитатель разбрасывает «снежинки» и ставит макеты берёзы и сосны.
Воспитатель убирает с детей «волшебный» платок. Дети выходят на лесную полянку.
Воспитатель: Вот мы и оказались на лесной поляне. Посмотрите, как в лесу всё изменилось. Еще совсем недавно деревья радовали нас своими осенними нарядами. А теперь что с ними произошло?
Дети:Листочки опали.
Воспитатель: Почему?
Дети: Холодно стало. Наступила поздняя осень. Лужи покрылись тонкой корочкой льда, кругом лежит снег.
Воспитатель: Воздух в лесу сейчас чистый и свежий. Давайте им подышим.
Дыхательное упражнение «Давайте подышим свежим воздухом»
Воспитатель: Ребята, я знаю интересную загадку. Хотите я вам её загадаю? Тогда слушайте внимательно.
Загадка:
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(Берёза)
Воспитатель: Ребята, а вы узнали, что это за дерево?
Дети: Береза!
Воспитатель: А здесь есть берёзка? Где? Давайте подойдём к ней.
Дети и воспитатель подходят к ней.
Воспитатель: А как вы догадались, что это березка?
Дети: Потому что там есть черные пятнышки.
Воспитатель: Молодцы, правильно, только у березы ствол белый с черными полосками.
Воспитатель: Посмотрите, какие у неё ветви: тонкие, гибкие, нежные.
Погладьте ствол у берёзы. Какой он (гладкий). А по цвету? (белый).
Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас. В народе берёзку называют – русская, белоствольная, кудрявая, ненаглядная. Береза – символ красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года.
Вы присаживайтесь на пенёчки, мы сейчас посмотрим и вспомним, как меняет свой наряд берёзка в разные времена года.
Показ презентации:
Воспитатель: Во все времена года берёза хороша!
Слайд 1
Осенью – берёза покрыта желтой листвой, словно золотом. Кружатся в воздухе листья, ложатся на землю. Как называется это явление? (Листопад)
Слайд 2
Зимой – стоит она, как снегурочка, в своём искрящемся наряде.
Слайд 3
Весной – на ветках нежные, клейкие листочки.
Слайд 4
Летом – распускает шелестящие на ветру зелёные кудри.
Берёза полюбилось нашему народу не только за красоту, но и за лечебные свойства.
Слайд 5
Берёзовыми дровами и берестой топят печь.
Из берёзы получаются различные предметы: посуду, игрушки, обувь и другие изделия.
Слайд 6
Летом готовят берёзовые веники, ими парятся в бане, так как в берёзовых листочках много полезных веществ.
Серёжки берёзы служат кормом многим птицам.
Слайд 7
Полезны берёзовые почки. Их заваривают и пьют как чай. Попил – и простуды как не бывало!
Сок у берёзы тоже вкусный и полезный.
Воспитатель: Я вам приготовила отвар из листьев берёзы. Давайте его попробуем. Дети пьют.
Воспитатель: Он немного горьковатый, но полезный.
Воспитатель предлагает детям попробовать берёзовый отвар, разлитый заранее в стаканчики.
Экспериментирование с берестой.
Воспитатель предлагает подойти к другому столу.
Воспитатель: Береза - единственное в мире дерево с белой корой. Береста – это берёзовая кора.
Предлагаю взять по кусочку бересты из берестяной корзиночки.
Воспитатель: Положите кусочки бересты на ладонь. Скажите, какие они тяжёлые или лёгкие?
Дети: лёгкие.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, на бересте есть черные черточки, они называются чечевички. Оказывается, береза через них дышит.
Какая она на ощупь? (шершавая). Воспитатель открывает изделия сделанные из бересты, прикрытые салфеткой.
Я хочу показать вам изделия, сделанные из бересты. Вот это туесок, корзинка, солонка.
Вот какая наша русская берёзка: и красивая и полезная.
В старину русские люди водили хоровод вокруг берёзки. Давайте мы сейчас тоже поводим хоровод вокруг берёзки.
Хоровод «Берёзка» Рустамова
Воспитатель: А сейчас давайте подойдём к другому дереву. Как оно называется? Если дети говорят, что это ёлка, то воспитатель читает стихотворение про сосну.
Хоть колюча, а не Ёлка,
Подлиней её иголка,
А кора тонка, красна,
Та красавица сосна!
Воспитатель предлагает повторить детям, что это дерево называется «сосна».
Воспитатель: Внимательно посмотрите на ствол. Какого он цвета? А на веточках, что? Правильно, иголки. Только они называются не иголки, а хвоя. Какого она цвета? Правильно, зелёного.
Экспериментирование с шишкой.
Воспитатель показывает детям корзинку с шишками.
Воспитатель: Посмотрите, что это такое?
Дети: Корзина с сосновыми шишками.
Воспитатель: Возьмите каждый в руки шишку. Какая она тяжёлая или лёгкая?
Дети: Лёгкая.
Воспитатель: Потрогайте её. Какая она на ощупь?
Дети: Немного колючая.
Воспитатель: Покатайте её между ладоней. Какая она?
Дети: Круглая.
Воспитатель: Вот какая она лёгкая, круглая, с твёрдыми чешуйками, немножко колючая.
Воспитатель просит сложить шишки в корзиночку.
Воспитатель: А хотите узнать побольше о сосне? Тогда усаживайтесь поудобнее на пенёчки.
Показ слайдов.
Слайд 8
Сосна очень высокое, стройное, с красивым золотистым стволом дерево, богатое смолой. Круглый год: и зимой, и летом сосна остаётся зелёной, т. к она всегда покрыта зелёными иголочками, поэтому её называют вечнозелёной.
В народе сосну называют - новогодним деревом. Её часто наряжают к новогоднему празднику.
Слайд 9
Сосна известна за свои лечебные свойства.
Полезны сосновые почки и хвоя. Их тоже заваривают и пьют как чай. Попил – и простуды как не бывало!
Из сосновых почек, хвои и шишек делают лекарство, помогающее победить болезни.
Музыкальная игра «1,2,3 – к названному дереву беги».
Воспитатель: Я хочу предложить вам очень интересную игру. Называется она «1,2,3 – к названному дереву беги».
Давайте поиграем в неё. Дети с воспитателем играют 2 раза.
Воспитатель: Для того, чтобы опять оказаться в группе, нам опять поможет этот волшебный платочек. Присаживайтесь и повторяйте со мной волшебные слова.
«Раз, два, три – волшебство произойди» - повторяют 3 раза.
Включается спокойная музыка, воспитатель накрывает детей платком и говорит вместе с ними волшебные слова. Тихо играет музыка. Воспитатель убирает макет берёзы и сосны.
Воспитатель: Ну что, ребятки, вам понравилось наше путешествие в лес? Что вам понравилось? А теперь нам пора отправляться в свою группу, Давайте скажем гостям «До свидания».
Дети и воспитатель прощаются и идут в группу.