Алёна Судакова
Проект «Цветы бывают разные» для средней группы
Проект «Цветы бывают разные» Средняя группа
Цель проекта : знакомство детей с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста, и влиянием на эмоциональное состояние человека.
Задачи данного проекта :
• Расширение и уточнение представлений детей о цветущих растениях и их разнообразии;
Публикация «Проект „Цветы бывают разные“ для средней группы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
• Закреплять понятия: комнатные, садовые, луговые, лекарственные растения.
• Формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за ними.
• Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
• Развивать творческие способности детей, закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
• Вовлечь родителей в проектную деятельность.
Актуальность:
Красота цветов неоспорима, они прекрасны в любое время года. Цветы являются одним из вечных символов добра - это чудо, которое создается руками человека и ярким палящим солнцем, дающим возможность растениям произрасти в земле.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Очень важно воспитывать у наших детей ответственное отношение к природе, необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, через мультфильмы, дидактические игры, физминутки, стихи, слушанье музыки, рассматривание картин цветов и т. д.
Тема проекта выбрана не случайно, ведь цветы окружают нас круглый год, принося радость всем. Их аромат прекрасен, а видов цветов великое множество.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал и для чего, далеко не все.
Вид проекта : познавательно – исследовательский, творческий, коллективный.
По характеру содержания: ребенок и природа
Участники проекта : дети 4 -5 лет (средняя группа) и воспитатель.
По продолжительности: краткосрочный (2 недели).
Основные формы реализации проекта :
• Игровая деятельность: дидактические, экологические, настольные и др. игры.
• Детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования).
• Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (аппликация, гербарий и изготовление альбома о цветах).
• Трудовая деятельность (работа в уголке природы – уход за растениями).
• Беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о цветах.
Методы, используемые в реализации проекта :
• Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
• Методический инструментарий.
• Материально – техническое (ноутбук, фотоаппарат, посуда для экспериментов, рассадники).
• Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное).
• Наглядный материал:
а) цветы живые, на иллюстрациях; б) настольно-печатные игры; в) дидактические игры по экологии;
Предполагаемый результат проекта :
• Дети знают названия разнообразных цветущих растений, их особенности.
• Умеют ориентироваться в видах растений (комнатные, луговые, садовые, лекарственные).
• Понимают необходимость бережного и заботливого отношения к цветам.
• Видят красоту окружающего мира.
Продукт проектной деятельности : Альбом «Цветы бывают разные»
Реализация проекта :
Познавательное развитие:
• Ознакомление с природой:
- «Все цветы разные». - Наблюдения – за цветами в вазе, комнатными растениями в группе. (Приложение №1)
• Исследовательская деятельность:
- «Какой цветок проживёт дольше?»;
- «Цветы не поливаешь, что произойдет?»;
- «Можно ли срывать цветы и выбрасывать?»;
- «Как продлить жизнь срезанным цветам?». (Приложение №2)
Речевое развитие:
• Коммуникация:
Беседы – «Мой любимый цветок», «Какие комнатные растения живут у вас дома?», «Какие цветы растут на даче?», «Если бы я был садовым (лекарственным, луговым, комнатным) цветком».
• Развитие речи:
-Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» А. К. Толстой «Колокольчики»; В. Катаев «Цветик-семицветик»; Н. Сладков «Любитель цветов»; Ю. Мориц «Цветок».
- «Что мы знаем о цветах?».
- Словотворчество (стихи, загадки).
Художественно – эстетическое развитие:
• Рисование: «Цветы необыкновенной красоты»
• Лепка: «Волшебные цветы»
• Аппликация: «Цветочек»
• Гербарий: (коллективная) : «Цветы»
Социально – коммуникативное развитие:
• Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Найди растение»; «Собери цветок из лепестков»; «Отгадай, что за цветок»; «Какого цветка не стало»; «Найди такой же»; «Узнай по описанию»;
- Словесные игры: «Я садовником родился»; «Опиши цветок»;
- Подвижные игры : «Солнышко и дождик»; «Живая клумба цветов»;
- Настольные игры : мозаика «Выложи цветы»;
• Труд:
- Полив комнатных растений.
-Мытье комнатных растений.
-Поливка клумб с цветами.
• Безопасность:
- Формирование основ экологической культуры.
- Продолжение знакомства с правилами поведения на природе.
Приложение №1
Наблюдение «Все цветы разные»
Программное содержание:
Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках : окраске цветков, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут.
Материал: букет из живых цветов, картинки с изображением цветов.
Воспитатель, рассматривая с детьми ноготки, бархатцы, георгины, гладиолусы, касмея, побуждает искать сравнения, задумываться над названиями, правильно и разнообразно отражать в речи свои ощущения.
Во время наблюдения воспитатель побуждает детей к разнообразным действиям : предлагает показать руками, какой высоты ноготки, поднят руки вверх и сравнить эту высоту с высотой георгинов, погладить пальцем бархатцы и ощутить их мягкость, изобразить с помощью двух ладоней цветок, положить на ладонь лист бархатцев и рассмотреть их его резную форму. Включает в обследование органы чувств: предлагает понюхать цветы, прижаться щекой к бархатцам, погладить листья, закрыть глаза и ощутить аромат клумбы. (все описанные действия возможны, если у детей нет предрасположенности к аллергии).
Приложение №2
Исследовательская деятельность:
Для данного исследования были взяты цветы – бархатцы. Первый цветок мы посадили в ёмкость с землёй и стали за ним ухаживать (поливать). Второй тоже посадили, но поливать его не стали. Третий цветок мы срезали с клумбы, и поставили в ёмкость с водой. Четвёртый – срезанный цветок, мы поставили в пустую ёмкость. Во время исследования возникли следующие вопросы: - «Цветы не поливаешь, что произойдет?»; - «Можно ли срывать цветы и выбрасывать?»; - «Как продлить жизнь срезанным цветам?». - «Какой цветок проживёт дольше?»;
По истечении двух недель дети, посмотрев на то, что произошло с цветами, пришли к следующим выводам:
- Если цветы не поливать, то они погибнут. Всё живое любит воду.
- Цветы, растущие на клумбе, долго радуют нас своей красотой. А сорванный и выкинутый цветок, быстро погибает.
- Если мы сорвали цветок, то его обязательно нужно поставить в воду, он будет дольше радовать нас своей красотой.
- Цветок, который мы посадили в землю и ухаживали за ним, прожил дольше всех. Срезанный и поставленный в воду цветок, порадовал нас своей красотой всего неделю. Остальные цветы погибли (засохли).