Няиля Меркулова
Проект «Цветной мир» для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Цветной мир»
Тип проекта : творческий, информационно-исследовательский.
Продолжительность: с1.12.2022г по 31. 12.2022г
Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Особое внимание уделяется интеллектуальному и познавательному развитию маленьких детей, так как это служит базой для дальнейшего развития ребёнка.
Актуальность темы
Публикация «Проект „Цветной мир“ для детей раннего возраста» размещена в разделах
Для накопления сенсорных представлений, что предусматривает знакомство с формой, величиной и цветом, важно использовать специальные (яркие, красочные, интересные и разные) дидактические пособия, которые позволяют формировать сенсорные представления детей раннего возраста поэтапно, переходя от простого к сложному.
В процессе знакомства детей с сенсорными эталонами я делаю акцент на цветовосприятии, особое внимание уделяя играм и занятиям, позволяющим включать ребёнка в доступные ему виды деятельности. Это позволяет активизировать восприятие, память, мышление для систематизации полученной ребёнком информации. Особое внимание мной уделяется также и дидактическому материалу, который должен соответствовать всем необходимым требованиям.
Цель проекта : Обеспечить накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи:
Образовательные:
• способствовать формированию первоначальных представлений о цвете, форме и величине при ознакомлении с окружающей действительностью.
Развивающие:
• Создавать условия для развития познавательной активности,коммуникативных навыков, познавательно-исследовательской деятельности детей.
• Способствовать развитию восприятия, внимания,мышления, памяти,воображения.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук.
• Пополнять и обогащать словарный запас детей :
o Существительными: круг, квадрат, треугольник, пирамидка, матрёшка, кубик, кирпичик и др.
o Прилагательными: жёлтый, красный, синий, белый, оранжевый, зеленый, голубой, большой, маленький, круглый, квадратный, высокий, низкий.
o Числительными: один, много.
Воспитательные:
• Воспитывать познавательный интерес, любознательность.
• Содействовать воспитанию эстетических чувств у детей через цветовосприятие.
Интеграция образовательных областей
ОО Мероприятия Задачи
Познавательное
развитие Чтение книг и стихов
- «Стихи о цвете» (красный, синий, жёлтый, зелёный, розовый, голубой)
- Стихи «Цветы» (мак, одуванчик, ромашка и т. п.)
- сказка Сутеева «Краски»
- настольный театр «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»
Беседы
- «Какого цвета лето, осень, зима?»
- «Какого цвета у нас сегодня одежда?»
- «Какие колечки у пирамидки?»
Рассматривание
- иллюстрации из серии «Времена года»
- Предметные картинки
- Книжки с потешками, сказками
Дидактические игры
- «Радуга»
- «Собери крышечки»
- «Домики»
- «Ёлочки»
- «Парочки»
Занятия
* Фланелеграф:
Теремок»
«Репка»
«Курочка Ряба»
Настольный театр «Колобок» * Обогащать сенсорный опыт детей
* Формировать умение подбирать крышки к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм, собирать двухместные дидактические игрушки
* Упражнять в соотнесении плоскостных фигур с отверстиями дидактических коробок
* Учить различать основные цвета и некоторые оттенки, отбирать предметы определённого цвета
Речевое
развитие * Расширять запас понимаемых слов.
* Учить называть цвет предметов, размер (большой/маленький, форму, место нахождения предмета (здесь, там, временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения
Социально-коммуникативное
развитие *Представлять детям возможность играть с разнообразными дидактическими материалами
* Поощрять доброжелательное отношение ребёнка к сверстникам, побуждать к отзывчивости
* Приучать не мешать сверстнику, не отнимать игрушки, делиться ими, уметь подождать
* Проговаривать цвета каждого животного (рыжая лиса, серый зайчик, коричневый мишка, желтый колобок, серый волк, серая мышка, зеленая лягушка, цвет одежды
Художественно-эстетическое развитие Рисование:
Рисование
«Солнышко» (красками)
«Снеговик» красками
«Снежинки танцуют» красками
«Иголки у ежика» карандашами
Лепка
«Колобок»,
«Колючий ежик».
Аппликация
Коллективная работа «Бусы на Елку»
«Шар» * Развивать художественное восприятие, воспитывать доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства
*Рассматривать с детьми иллюстрации, игрушки, картинки, обращать внимание на характер игрушек, их форму, цветовое оформление
*Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, красками, пластилином
Физическое Пальчиковые игры
- «Кто в деревне живет?»
- «Солнышко»
- «Краски»
Подвижные игры
- «Найди свой домик»
- «Разноцветные мячики»
- «Пробеги в свои ворота»
- «Поставь машину в свой гараж» *Формировать умение сохранять правильную осанку
* Развивать мелкую моторику
* Развивать интерес к участию в подвижных и пальчиковых играх, в физических упражнениях
Предполагаемый результат:
Дети - любознательные, наблюдательные, уверенные в себе, активные; умеют различать и называть основные цвета спектра и некоторые их оттенки; сформированы навыки самостоятельной деятельности, активно развиваются творческие способности.
Родители - активные участники (помогают изготавливать игры по сенсорике, приобретать новые дидактические пособия, включаются в воспитательно образовательный процесс.
Педагоги - накопление практического опыта, обогащение и оптимизация предметно развивающей среды для детей раннего возраста.
Этапы работы над проектом
I ЭТАП - Подготовительный
Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС.
Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме.
1. Дидактические и настольно-печатные игры:
• «Валенки»
• «Радуга»
• «Елочка»
• «Бабочки»
• «Найди шарик»
• «Помоги пчелке»
• «Домики»
• «Парочки»
• «Павлин»
• «Найди по цвету и размеру» (усложнение)
• Игры-застежки (лягушка, ежик, цветок, бабочка, грибочек)
2. Наглядно-дидактические пособия:
• Картотека стихов о цветах.
• Дидактические пособия с пристегиванием предметов.
• Книги с иллюстрациями предметов по цветам.
• Дидактические пособия для ознакомления детей раннего возраста с цветом, формой и величиной.
• Раскраски, цветные иллюстрации.
3. Разработка ОД в интеграции образовательных областей: ознакомление с окружающим и рисование.
• Рисование «Солнышко».
• Рисование «Травка».
II ЭТАП - Основной
Совместная деятельность с детьми:
1. Для развития мелкой моторики: предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
2. Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами, мозаикой.
3. Дидактические игры,
4. Самостоятельные игры малышей.
5. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
6. НОД:
• Рисование
o «Солнышко» (красками)
o «Снеговик» красками
o «Снежинки танцуют» красками
o «Иголки у ежика» карандашами
• Лепка
o «Колобок»,
o «Колючий ежик».
• Аппликация
• Коллективная работа «Бусы на Елку»
• «Шар»
Взаимодействие с родителями
1. Консультации:
• «Как научить ребенка различать цвета».
• «Развитие чувства цвета у детей раннего возраста».
• «Игры для малышей своими руками».
• «Развитие сенсорных способностей детей».
• «Цветные фантазии».
2. Папки-передвижки:
• «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
• «Играем вместе с ребенком - игры и упражнения по знакомству с цветом, величиной и формой».
• «Роль цвета в жизни ребенка».
3. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
4. Оформление выставок детских работ.
III ЭТАП - Заключительный
В ходе реализации проекта :
- С детьми были проведены различные дидактические игры по развитию сенсорики и мелкой моторики рук.
- Дети рассматривали много иллюстраций по теме проекта, слушали стихи и книги о цветах
- Активизирован словарный запас детей по теме проекта.
- Полученные новые знания закреплены на продуктивных занятиях - рисование красками, карандашами, аппликация и лепка.
Анализ результатов проекта :
• В ходе проекта обогатилась предметно-пространственная среда группы (изготовлено и приобретено много дидактических игр)
• У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
• Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр
Презентация проекта : Лэтбук
Методическая литература
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1991.
2. Гризик Т. И. «Познаю мир» - Москва: Просвещение, 2007.
3. Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников». М. : Сфера 2003.
4. Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ». М., Сфера 2007.
5. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии. - М. : Карапуз-дидактика, 2008.
6. Синкевич В. В. «Физкультура для малышей». М., Детство-пресс. 2002.
7. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет».
8. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». - М. : Просвещение, 1995.
9. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». - М. : Просвещение, 1997.