ольга шиленина
Проект «Чудо-ложка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Чудо- ложка»
Паспорт проекта
Продолжительность проекта : среднесрочный
База проекта :
Тип проекта : информационный
Вид проекта : социально-значимый
Участники проекта : воспитатели,дети подготовительной группы, родители, музыкальный руководитель, преподаватель изо.
Цель проекта : повышение роли семейных традиций и ценностей в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании. Развитие устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.
Актуальность:
Интерес и внимание к народному искусству и традициям, в том числе и музыкальному,
в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости
приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников
с их традициями,обычаями. Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым
приобщаем их к истории русского народа, к нравственным- патриотическим ценностям.
Задачи для детей :
Образовательные :
обобщить знания детей о предмете старины,об истории возникновения ложки,как о столовом приборе и музыкальном инструменте, систематизировать и углубить знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах, материалах и назначении различных ложек, способах её изготовления, о фольклоре, музыке и художественных промыслах, связанных с деревянной ложкой. Расширить и представления детей о народном искусстве
Расширить представления о творческой деятельности, её особенностях, называть творческие профессии (музыкант-ложкарь, ложкарь,делающий деревянные ложки).
Совершенствовать навыки игры на ложках. Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми. Закрепить навыки безопасного пользования столовыми приборами.
Развивающие:
Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены ложки, сравнивать ложки по назначению,цвету, форме, материалу,классифицировать их
(чайные, столовые, кухонные и др.)
Развивать исследовательский интерес, формировать умение обследовать предметы,
Расширять представления о фактуре и свойствах ложек, включая проведение опытов
(гладкая, шероховатая, легкая,холодная).
Расширять и активизировать словарный запас детей. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей. Воспитывать
у детей гордость за свой народ,формировать уважение к традициям и обычаям нашей
страны, чувство патриотизма. Формировать умение общаться на основе сотрудничест-
ва.
Задачи для родителей:
Содействовать просвещению родителей по вопросам нравственного воспитания детей.
Принимать активное участие в реализации проекта, оказать помощь в создании выс-
тавки «Хохломские ложки».
Задачи для педагогов:
Способствовать повышению уровня собственной профессиональной компетентности
в условиях внедрения ФОП ДО. Расширить область взаимодействия с семьями воспитанни
ков. Создать условия для реализации детьми творческо-исследовательского проекта.
Развивать интерес к национальной и исторической культуре.
Ожидаемые результаты:
Дети:
Имеют представления о традициях русского народа, сформированы представления
об истории возникновения ложки. Приобретены знания о том из каких материалов
могут быть сделаны ложки. Дети пополнили знания о том,что ложка может быть
предметом быта, предметом прикладного искусства, музыкальным инструментом.
Сравнивают ложки по назначению,цвету, форме, материалу и классифицируют их.
Развиты умения лепить ложки,расписывать, и различать разные виды росписи.
Овладели навыками игры на музыкальной ложке.
Ожидаемые результаты :
Родители:
Родители проявляют активность в пополнении предметно-развивающей среды.
Окрепла заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОО в вопросах духовно-
нравственного воспитания;
Развито чувство сплочения педагоги-родители дети;
Продуктивное сотрудничество педагогов –родителей –детей.
Дети, родители, и педагоги пополнили представления о истории,культуре,мастерстве,
русского народа в ходе реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
Педагоги:
Повышен уровень собственной профессиональной компетентности в условиях
внедрения ФОП. Найдены эффективные способы взаимодействия с детьми и
родителями.
Продукты проекта:
Выставка деревянных ложек «Хохломские ложки» в мини музее «Изба»,которые дети расписали сами
Создание оркестра ложкарей, лепка «Ай, да ложка»
Папка –передвижка с консультацией «История ложки».
Консультация: «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка»
Мастер класс по росписи деревянных ложек «Хохломские ложки»
Итоговое мероприятие :
тематическое занятие «Ложки» в мини музее «Изба» ,
выставка «Хохломские ложки»
Ресурсное обеспечение:
Кадровые: педагогический коллектив группы, администрация ДОО, музыкальный
руководитель,преподаватель изо
Информационно – методические: книги с детскими произведениями, интернет.
Материально –технические : проектор, муз. колонка, деревянные ложки (заготовки,
принтер.
Возможные риски и пути преодоления рисков
Возможные риски Условия возникновения Пути преодоления
Нежелания родителей принимать участие в проекте Чрезмерная занятость
родителей Индивидуальные беседы с представителями семей.
Разъяснения целесообразности проектной деятельности
Отсутствие интереса к проблеме у воспитанников Чрезмерная занятость родителей Поиск подходящих методов и приемов взаимодействия.
Положительный пример детей и родителей из благополучных семей
Рефлексия:
По завершению проекта провели опрос среди детей и родителей, который помог узнать
их отношение к проекту,способы его усовершенствования.
Вопросы к детям
Вопросы Ответы
Что для тебя история отечества? Это память о предках, их доблести и опыте; это бабушка и дедушка, это сказки; дворцы, изба, предметы и экспонаты музея,предметы народного быта.
Что означает негосударст-
венные символы России? Это с чем сравнивают Россия,это предметы,по которым можно определить нашу страну
Какие ты знаешь символы? Самовар, матрешка, деревянная ложка, русская изба, Дед Мороз, Снегурочка, береза, ромашка, русский платок, национальный костюм, балалайка, гармошка,
Тебе понравилась деятельность в рамках проекта? да
Что бы ты хотел изменить? Больше мероприятий совместно с родителями, развлечения
Вопросы к родителям
Вопросы Ответы
Что для вас негосудар
ственные символы России? Это то, с чем ассоциируется Россия :береза, деревянные ложки,
русская изба,самовар.
Что вам понравилось в проекте? Многообразие форм работы с детьми. Нравственная составляющая проекта. Возможность совместной с детьми деятельности. Получение интересной информации о обычном предмете «ложка».
Пожелания по усовершенствованию проекта. Приглашение родителей в качестве гостей, в качестве активных
участиков
Этапы работы над проектом:
Первый этап -подготовительный.
Срок: 28.10-01.11.2024г
Цель: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание
условий для организации работы, подбор и изучение литературы, подбор для слушания с детьми народных муз. произведений, подбор муз произведения для оркестра ложкарей, подбор демонстрационного и наглядно дидактического материала.
Модель трех вопросов для детей
Что я знаю? Что я хочу узнать? Как я могу узнать?
Ложка,которой я обедаю. Откуда она появилась?
Какие бывают ложки?
Кто и для чего придумал ложки? Спросить у воспитателя. Спросить у родителей.
Прочитать в книге.
Второй этап – основной.
Срок: 01,11-20.11.2024г
Цель: проведение запланированных мероприятий для реализации проекта (беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение);совершенствование содержания предметно-игровой среды группы,насыщение развивающим материалом по нравственному воспитанию. Организация работы с родителями.
Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом
интеграции образовательных областей
Область Совместная деятельность
Познавательное развитие Рассматривание иллюстраций, картинок, расписных деревянных ложек.
Беседы на тему: «Зачем человеку ложка?», «История ложки», «Откуда взялось ложка?», «Безопасное обращение со столовыми приборами».
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о ложке.
Дидактические игры: «Ко всякому угощению своя ложка»,
«Какая ложка из чего сделана», «Загадки –отгадки»(о ложках,
«Закончи предложение»(ложка (какая, «Собери ложку из частей»
Социально
коммуникативное
развитие Рассказы детей о ложке. Чтение и обсуждение худ. литературы: В. Берестов «А у нас есть ложка…»; И Храмова «Ложка труженик простой…»; З Александрова «Очень вкусно пахнет щами»; Е. Урусова «Сказка про ложку» ; Г. В. Неплюева «Ложкины сказки»
Дидактические игры: «Ко всякому угощению своя ложка», «Какая ложка из чего сделана», «Загадки –отгадки»(о ложках,
«Закончи предложение»(ложка (какая,
Речевое
развитие Беседы на тему: «Зачем человеку ложка?», «История ложки», «Откуда взялось ложка?», «Безопасное обращение со столовыми приборами».
Заучивание пословиц,поговорок и стихотворений о ложках. Чтение худ. литературы: В Берестов «А у нас есть ложка…»; И Храмова «Ложка труженик простой…»; З Александрова «Очень вкусно пахнет щами»; Е. Урусова «Сказка про ложку» ; Г. В. Неплюева «Ложкины сказки» РНС «Жихарка»
Физическое
развитие Физкультминутка «Пляска с ложками «
Пальчиковая гимнастика: «Это ложка,это чашка», «Посуда», «Все, что надо ложечкой.»
Подвижные игры: «Кто быстрее возьмет ложку», «Ложку по кругу передавай друг другу», «Ты беги быстрее ложка», «Перенеси в ложке»(эстафета)
Художественно –эстетическое
развитие Рисование «Моя расписная ложка», раскраски «Хохломские ложки», лепка «Ай, да ложка»,мастер класс по росписи деревянных ложек.
Обучение способам и приемам игры на двух ложках Воспроизведение простейших ритмических рисунков на двух ложках индивидуально и в ансамбле
Слушание песни «Хохлома».
Взаимодействие с семьями воспитанниками:
Участие в мастер классе по росписи деревянных ложек «Хохломские ложки».
Консультации для родителей: «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка», «История ложки».
Просмотр мультфильмов : «Антошка», «Жихарка», «Три медведя».
Мероприятия по теме проекта в режимных моментах:
Ознакомление с художественной литературой:
РНС «Жихарка», «Сказ о солдатской ложке»
«Сказка о деревянной ложке»
Дежурство по столовой.
Беседы о ложке.
Третий этап- заключительный.
Срок: 21.11.-30.11,2024
Цель: подведение итогов, презентация продуктов проекта,прогнозирование планов на будущее.
Результат:
Дети:
У дошкольников сформировались устойчивые представления о истории возникновения ложки, как о столовом приборе и музыкальном инструменте, систематизировались и углубились знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах, материалах и назначении различных ложек, способах её изготовления, о фольклоре, музыке и художественных промыслах, связанных с деревянной ложкой. Расширились и представления детей о народном искусстве.
Дети проявляют любознательность и интерес к поиску и открытию информации,
Родители:
Родители стали активными участниками проектной деятельности, проявили интерес к событиям, происходящим в ДОО, максимально участвовали в мероприятиях. Родители
пополнили РППС группы деревянными ложками. Окрепла заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОО в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Педагоги:
Повышен уровень собственной профессиональной компетентности в условиях внедрения ФОП. Найдены эффективные способы взаимодействия с семьями воспитанников.
Заключение:
Формирование представлений о предмете народного быта –ложке, у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности составляет педагогическую проблему, решение которой предусматривает учет особенностей нравственно-патриотического воспитания, в соответствии с возрастными особенностями дошкольного возраста. Таким образом, можно сделать вывод, что ложки – универсальный предмет,который можно эффективно использовать в образовательной деятельности.
Дальнейшее развитие проекта.
Качество семейного воспитания,расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии
всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению
своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования.
Именно поэтому так важно продолжать начатую работу используя разнообразные формы сотрудничества.
Мы планируем активно вовлекать родителей в совместные, в том числе,творческие виды деятельности, помогая детям и родителям сблизиться в условиях напряженной современной жизни.
Список используемой литературы:
Зверева О. Х., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ
Князева О. Л., Миханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Рытов Д. А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей
Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду
Художественная литература
Интернет-ресурсы