Получи документы

Проект «Чудесный мир народного творчества» (5 фото)

Людмила Лойко
Проект «Чудесный мир народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы

«Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности детского,

и потому самый занимательный, чем тот,

который связан с детским бытом,

с повседневной детской жизнью.

Это - детский фольклор»

Г. С. Виноградов.

Введение

Каждый народ интересен тем, что имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции, свою самобытность. Важное личностное качество, которое следует развивать и воспитывать в наших детях, это национальный дух.

Публикация «Проект „Чудесный мир народного творчества“» размещена в разделах

Народное искусство – сложное явление культуры. Глубина и многообразие народного творчества неисчерпаемы. Зодчество, музыка, танцы, фольклор, бытовое искусство — нет областей культуры, в которых бы оно не присутствовало. Музыкальный фольклор, по словам В. Г. Белинского, «лучше самой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может служить меркой его гражданственности, проверкой его человечности, зеркалом его духа».

Приобщение детей к народной культуре, к непреходящим общечеловеческим ценностям является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов и творческих возможностей ребенка. Детский фольклор - сложная многоликая система произведений, включающая в себя:

• поэзию «пестования» детей (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки);

• детский бытовой фольклор (песенки, заклички, дразнилки, сказки, обрядовые произведения);

• потешный фольклор (словесные игры, скороговорки, загадки, небывальщины);

• игровой фольклор (ролевые игры с текстом и без, считалки, игры - импровизации и др).

Фольклор культивирует главные жизненные ценности - ценности жизни, здоровья, общения. Всё это позволяет нам утверждать, что фольклор

является действенным фактором сохранения психического, физического и духовно-нравственного здоровья ребёнка. Фольклор полифункционален.

Проблема:

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Сегодня остро стоит проблема сохранения культуры народа, его духовных богатств.

К сожалению, на сегодняшний день фольклор мало используется в воспитании детей в семье, особенно детей с ОВЗ. Ни одно из современных авторских произведений не может быть так понятно и близко ребенку, как народная песня. Народ - педагог, сложивший поэзию пестования, проявил удивительно глубокое понимание психического развития, проявляющееся в музыкальном восприятии, любви к ритму, активному освоению речи, тяги к активным движениям.

Актуальность проекта

Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе с детьми с ЗПР. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Основные особенности развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) можно свести к следующим:

1. Помимо речевого нарушения, у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, некоторых видов музыкальной и др.).

2. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания, памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).

3. Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).

Фольклор является идеальной платформой для развития всех органов чувств, памяти, внимания, воли, а также базой для формирования культурно-эстетического восприятия, как своего народа, так и других национальностей. Кроме того, фольклорформирует патриотические чувства. Всё вышесказанное свидетельствует о целесообразности приобщения детей с ЗПР к традиционному русскому фольклору.

У детей с задержкой психического развития в процессе восприятия народной музыки развиваются и совершенствуются эмоции, благодаря чему детям становятся более понятны те эмоции и чувства, которые выражают окружающие их люди - взрослые, сверстники.

В процессе певческой деятельности у детей с отклонениями развивается речь, совершенствуются звукопроизношение, артикуляция. Развиваются музыкально-сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкость). Народные мелодии хороши своей простой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха, воспитывают любовь к русской музыке. Игры фольклорного характера строятся на устном народном творчестве. Это хороводные игры, припевки, считалки и, конечно же, сказки.

Сказки - лучший образец народного творчества. В игре она просто незаменима. Драматизируя сказку, ребенок связывает слово с действием.

Игра - драматизация помогает детям полнее воспринять художественное произведение, развивает у них наблюдательность, воображение, воспитывает вкус к слову, к музыке, любовь к родной природе. Игра - драматизация способствует более глубокому пониманию детьми художественного образа, а отсюда и искренности к игре. Используя народные костюмы для оформления детской русской пляски, мы приобщаем детей к русскому народному искусству.

Музыкально-ритмическая деятельность при исполнении народных танцев, игр укрепляет и совершенствует двигательный аппарат ребенка, формирует точность, ритмичность движений, способствует ориентировке в пространстве. Музыкальная игра формирует черты личности ребенка, влияет на его поведение, воспитывает в ребенке чувство дружбы, развивает его умственные и творческие способности. Игра приносит ребенку радость и является неотъемлемой частью его деятельности. Народные игры образны. Они развивают у ребенка ловкость, осторожность.

Фольклорная основа может помочь детям с ЗПР в конструировании новых игр. Заклички, приговорки хорошо использовать в играх календарного типа. Песни - дразнилки, хороводные игры способствуют развитию у детей с ЗПР выразительности речи и пластики движений в театрализованных играх. Загадки, небывальщины могут стать неотъемлемой частью игр-фантазий.

Игра на детских музыкальных инструментах не только доставляет детям огромное удовольствие, активизируя самостоятельные и творческие проявления, но и развивает слух, память, способствует выработке координации движений рук, пальцев.

В целом у детей совершенствуются эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сферы, возрастает активность восприятия, формируется музыкально-слушательская культура.

Важно формировать базис личностной культуры у ребенка. Поэтому так важно организовать встречи ребенка с песней, с книгой и игрой. И от того, будет или нет детство наполнено сокровищами русского игрового и литературно-музыкального творчества, зависит вся дальнейшая участь маленького человека.

Сила и значение игр, сказок, драматизации, построенных на фольклорном материале, в воспитании детей с ЗПР велика.

Новизна

Новизна проекта заключается в гармонизации детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности; в содействии развития у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.

Цель: развитие музыкальных способностей у детей с ЗПР посредством малых жанров фольклора.

Задачи:

Обучающие:

Развитие творческих способностей детей с ЗПР.

Знакомство детей с ЗПР с разнообразными формами детского музыкального фольклора.

Расширение представлений детей с ЗПР о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

Развивающие:

Развитие эмоционального восприятия народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.

Расширение диапазона детского голоса, развитие вокально-хоровых навыков, чувства ритма, чистоты интонирования средствами народного фольклора.

Развитие кругозора, речи, памяти, воображения и умственного развития детей с ЗПР.

Воспитательные:

Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству.

Воспитание чувства патриотизма.

Воспитание эстетических чувств.

Участники проекта : педагоги, дети группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, родители (законные представители); социальные партнеры: студия русского фольклора; ГОО «Русский Дом».

Ожидаемый результат: дети владеют знаниями о культуре и традициях русского народа. Эмоционально реагируют на русский фольклор и с удовольствием участвуют в исполнении малых жанров фольклора.

Место проведения: г. Лангепас, ЛГ МАДОУДСКВ №9 «Солнышко».

Время проведения: 2 раза в неделю.

Вид проекта : творческий, информационный, развлекательный.

Тип проекта : групповой.

Социальные партнеры: Сотрудничество с ЦК «Нефтяник», ГОО «Русский дом».

Продолжительность проекта : проект долгосрочный.

Этапы проекта

Первый «Подготовительный»

Подбор музыкального репертуара для слушания и исполнительства.

Подбор материала об истории народного творчества. Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта.

Диагностирование детей (промежуточное) выявление уровня знаний по теме.

Составление перспективного плана работы по проведению проекта.

Подбор и разработка необходимых материалов (тематических занятий, музыкальных вечеров с привлечением родителей, участия в тематических народных праздниках).

Подбор литературы, видео материалов, иллюстраций, народных потешех, прибауток, закличек, игр, загадок.

Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогам.

Второй «Основной»

Восприятие народной музыки, исполнительство.

Музыкальные занятия, знакомство с русским народным фольклором.

Разучивание народных песен,игр с детьми, игра на шумовых инструментах.

Беседы о культуре и традициях русского народа.

Уточнение представлений детей о роли музыки в жизни русского народа.

Проведение фольклорных праздников: «Птицы прилетели», «Широкая Масленица», «Пасхальная Ярмарка», «Русские Посиделки».

Проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр, музыкальных игр

Чтение детям русского народного фольклора (разучивание стихов,потешек, закличек, скороговорок, загадывание загадок по теме).

Просмотр видеофильмов, презентаций.

Изготовление музыкальных подарков к празднику.

Перспективно-тематический план работы

Январь 2019г.

Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями Работа с социальными партнерами

Разучивание народных песен, закличек, потешек, игр. Заучивание пословиц и поговорок. Просмотр презентации. Беседы о русском народном творчестве. Заучивание пословиц и поговорок, музыкальных игр. Посещение родительского собрания. Беседы о русском народном творчестве. Обсуждение совместного плана работы с социальными партнёрами.

Февраль 2019г.

Закрепление и исполнение народных песен, закличек, потешек, загадок и игр. Совместное выступление детей и родителей на празднике, посвящённом 23 – февраля. Выступление на педсовете по теме проекта. Составление картотеки по народному творчеству для воспитателей средних групп. Закрепление и исполнение народных песен, закличек, потешек, загадок и игр. Совместное выступление детей и родителей на празднике «Широкая Масленица». Совместное проведение мероприятий.

Март 2019г.

«Широкая Масленица». Разучивание народных песен, игр, хороводов о масленице. Выступление в клубе «Молодежи» с номером «Во саду ли в огороде», нар. игрой «Дударь» Участие и помощь воспитателей в проведении праздника «Широкая Масленица» Помощь в подготовке детей к городскому празднику «Широкая Масленица» Выступление и участие воспитанников детского сада «Солнышко» в совместном мероприятии со студией русского фольклора ЦК «Нефтяник».

Апрель 2019г.

Разучивание и исполнение народных песен, закличек, потешек, игр. Заучивание пословиц и поговорок. Просмотр презентации.

Развлекательное мероприятие «Встреча весны» Закрепление и исполнение народных песен, закличек, потешек, загадок и игр. Помощь в проведении совместного с родителями развлекательного мероприятия «Встреча Весны» Совместное с детьми выступление на празднике «Птицы прилетели» (исполнение народных частушек и игра на шумовых инструментах)

Май 2019г.

Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями Работа с социальными партнерами

«Русские посиделки» Участие и помощь воспитателей в проведении праздника Разучивание с детьми потешек, закличек, песен. Выступление и участие воспитанников детского сада «Солнышко» в совместном мероприятии со студией русского фольклора ЦК «Нефтяник».

Сентябрь 2019г.

Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями Работа с социальными партнерами

Разучивание (новых, согласно возрастной группе) народных песен, закличек, потешек, игр. Заучивание пословиц и поговорок. Просмотр презентации

Заучивание пословиц и поговорок, музыкальных игр. Разработка рекомендаций для родителей по разучиванию с детьми фольклорных песен, закличек, потешек.

Октябрь 2019г.

«Осенины» участие в русском народном осеннем празднике. Участие и помощь воспитателей в проведении праздника. Помощь в подготовке детей к празднику «Осенины» Участие воспитанников детского сада «Солнышко» в совместном мероприятии со студией русского фольклора ЦК «Нефтяник».

Ноябрь 2019г.

Разучивание русских народных игр, танцев, песен. Подготовка и участие в празднике «Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды!». Участие и помощь воспитателей в организации и проведении праздника. Подготовка и участие в празднике «Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды!». Участие ГОО «Русский дом» в совместном мероприятии

(рассказ, беседа, разучивание народных игр с детьми).

Декабрь 2019г.

Разучивание народных песен, закличек, потешек, игр. Заучивание пословиц и поговорок Заучивание пословиц и поговорок, музыкальных игр

Январь 2020г.

Разучивание русских народных колядок. Колядование по группам детского сада. Участие и помощь воспитателей в проведении праздника. Помощь в подготовке детей к празднику (создание народных костюмов)

Февраль 2020г.

Разучивание русских народных игр, танцев, песен Разучивание русских народных игр, танцев, песен

Март, 2020г.

«Русские забавы»

Праздничное гуляние на природе Участие и помощь воспитателей в проведении праздника. Помощь в подготовке детей к празднику Участие ГОО «Русский дом» в совместном мероприятии (рассказ, беседа, разучивание народных игр с детьми).

Апрель, 2020г.

Исполнение русских народных игр, песен, хороводов. Участие в праздничном концерте ГОО «Русского Дома» Участие и помощь воспитателей в проведении праздника. Помощь в подготовке детей к празднику Участие в праздничном концерте ГОО «Русский дом»

Май, 2020г.

«Игры земли русской» игровая программа (в Фортуне)

Участие и помощь воспитателей в проведении праздника. Встреча с родителями, подведение работы над проектом.

Третий «Заключительный»

Пополнение знаний воспитанников о музыке, повышение интереса детей к народному творчеству.

Выступление детей на заключительном концерте в детском саду перед родителями, совместно с родителями, перед детьми других групп, педагогами.

Выяснение причин успехов и неудач, совместное определение перспективы.

Оформление творческо-информационного проекта.

Работа с родителями:

Заинтересованность родителей как активных соучастников проекта.

Побудить к необходимости посильного участия в совместной продуктивной деятельности.

Совместное проведение музыкальных вечеров-посиделок.

Приложения

Сценарий праздничного мероприятия для детей старшего возраста

«Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды!»

На экране заставка презентации (Слайд 1)

В зал под музыку песни «Россия» заходят дети с педагогом.

Ребё нок:

Мы День Единства отмечаем,

России праздник молодой,

И всем и каждому желаем

Стране быть верным всей душой!

Ведущий:

Сильна великая держава

Сынами, дочерьми своими.

России не померкнет слава,

Пока мы вместе и едины!

Ведущий 1: 4 ноября вся наша Россия отмечает день «Народного Единства». Как и все страны мира, все государства, существующие на земле. Россия имеет свой герб, флаг и гимн. Давайте встанем. Сейчас прозвучит Гимн России!

(Звучит Гимн Российской Федерации (Слайд 12). А раньше наше государство называлось Русь.

Ведущий 2: Много веков назад жили на Руси - русичи – наши предки. Хлеб сеяли, детей растили, землю свою любили и оберегали. (Слайд 2,3,4). Но вдруг зазвонили по всей Руси колокола, что возвещали людям русским о беде! Решили захватить землю русскую враги (Слайд 5). И объединились все народы, живущие на Руси, а народы были разные и большим войском пошли на врага (Слайд 9). Благодаря силе духа, смелости, сплоченности и единству народов проживающих на Руси, люди победили врага.

Ведущий 2:

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время грозное, невзгоды

Русь не забудет никогда.

Ведущий 1: (Слайд 15,16). Но, несмотря на все трудности, выпавшие на долю нашей страны, Россия всегда оставалась доброй, отзывчивой, справедливой. А главное, хлебосольной и гостеприимной.

Песня «К нам гости пришли»

Ведущий 2:

Чтобы Родину хранить

Нужно сильными нам быть

Приглашаем вас сейчас

Посмотреть казачий пляс.

Для вас выступят ребята 6,7 и 8 групп.

Танец «Казаки»

Ведущий 1:

Русский народ всегда умел трудиться,

Умел и веселиться.

Ведь в России так идёт, что талантливый народ.

Сам себе и жнец, и швец и на ложках он игрец

Песня «Ложки деревенские»

Ведущий 2:

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ,

О весельях, песнях, плясках

На весь мир молва идёт!

Танец «Во поле береза стояла»

Ведущий 1:

Под теплым солнцем вырастая,

Мы дружно, весело живем.

Россия, милая, родная,

Цвети и крепни с каждым днем

Ведущий 1: Сегодня на нашем празднике присутствует председатель городской общественной организации «Русский дом». Предоставляем ему слово.

Игра с залом

Ведущий 2: Дружба и братство – сильнее богатства! И по сей день в нашей большой стране проживает огромное количество людей разных национальностей и все они дружны между собой. У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни. Сегодня, ребята, вместе со своими родителями представят культуру, традиции и обычаи своих народов.

Выступление детей и родителей.

Танцы разных национальностей. Стихи про Родину. Презентация национальных блюд: Дагестан, Татарстан, Таджикистан.

Ведущий 2:

Народы, как одна семья, хотя язык их разный.

Все - дочери и сыновья своей страны прекрасной.

Вы – дети, и как взрослые, между собой дружны.

Слова: «Россия», «Родина», и для детей важны!

Ведущий 2: А теперь давайте попробуем выучить небольшое стихотворение-речевку, почувствуем, что же такое единство.

(Дети и взрослые встают, и кладут руки друг другу на плечи)

Дети:

Хоть мы пока еще малы,

Но мы дружны и мы сильны!

Вместе:

Мы как радуги цвета,

Неразлучны никогда!

Вместе мы едины и непобедимы!

(Исполняется совместный с родителями и гостями флешмоб с

флагами России)

Ведущий 1: Наша праздничная программа подошла к концу. Мы желаем вам мира, добра и благополучия. Еще раз с праздником – с Днем Народного Единства.

Уважаемые наши гости, в честь праздника наш детский сад приготовил для вас русский пирог. Мы приглашаем вас всех в нашу группу «Ромашка» для совместного чаепития со всеми угощениями.

Спасибо всем за праздник!

Сценарий проведения праздничного гуляния «Красная горка»

Зазывало 1:

Собирайся, народ!

Вас много интересного ждёт!

Много песен, много шуток

И весёлых прибауток!

(Делаем ворота и пропускаем через них всех ребят)

А вот и ребятишки!

Здорово девчонки и парнишки!

Пришла я вас позабавить,

Потешить и с праздником поздравить!

Да хоть и растаял снежок на нашей горке,

а в лесу-то ещё лежит хозяин леса-бурый медведь.

Михайло Потапыч спит.

Сосёт лапу да храпит - хр-р, хр-р!

А может, солнышко попросим нас погреть,

да землю озябшую согреть.

Дети:

Солнышко, солнышко, красное вёдрышко!

Высоко взойди, далеко посвети.

На тёмные лесочки, на сырые борочки,

На речку, на поля, на синие моря!

На зеленый огород и на весь народ! (Кланяются.)

Зазывало 2:

Вот уже и теплее стало. А ну, раздайся народ! Меня пляска берёт!

Пойду попляшу, на людей погляжу!

Выходите все! Попляшите все!

Игра

Зазывало 2:

А теперь послушайте загадку: Деревяшки небольшие,

Три струны всего на ней.

А как только зазвенит,

Сразу всех развеселит! (Балалайка.)

Зазывало 1:

Подходите, разбирайте,

С ними пляску начинайте! (Группа детей берёт народные инструменты.)

(Звучит русская народная мелодия «Барыня». Группа детей играют на народных инструментах. Остальные дети свободно пляшут, используя русские плясовые движения).

А на «Красной горке» нашей

Хочется нам всем сплясать! (Общий перепляс).

Ребё нок:

Хорошо на «Красной горке»,

Людям здесь не тесно.

Можно встать толпою в круг -

Всем найдётся место!

Игра «Шел козел по лесу»

Игра «Ручеёк»

Проект «Чудесный мир народного творчества»
Фото «Чудесный мир народного творчества»
Проект - фото
Фото №1 Едва ли можно найти материал более близкий затрагивающий интересы и потребности детского и потому самый занимательный чем тот который связан с детским бытом с повседневной детской жизнью Фото №2 Это детский фольклор Г
Публикации по теме:

Фоторепортаж «Выставка народного творчества на Дону»Фоторепортаж «Выставка народного творчества на Дону» 5 апреля 2019 года в нашем районном доме культуры проходила выставка «2019г. - год народного творчества на Дону». Про выставку узнала от.

Фотоотчёт «Неделя народного творчества»Фотоотчёт «Неделя народного творчества» Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой древности. Искусство это неразрывно связано с трудовой деятельностью.

Фотозарисовки с фестиваля народного творчества «Балтийский вернисаж»Фотозарисовки с фестиваля народного творчества «Балтийский вернисаж» 15 и 16 июня в Калининграде состоялся открытый международный фестиваль народного творчества «Балтийский вернисаж», который собрал на своей.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Международная ярмарка народного творчества «Город мастеров». ФотозарисовкиМеждународная ярмарка народного творчества «Город мастеров». Фотозарисовки В августе этого года в Калининграде состоялся пятый, юбилейный, международный фестиваль «Территория мира». Основная миссия фестиваля –.

Проект на каникулярной неделе «Чудесный мир народного творчества» Воспитатели Жеребцова В. Г; Мазакина Н. В. Слайд 1 Проект на каникулярной неделе: «Чудесный мир народного творчества». Слайд 2 Процесс познания.

Проект на каникулярной неделе «Чудесный мир народного творчества» во второй группе раннего возраста Проект на каникулярной неделе «Чудесный мир народного творчества» во второй группе раннего возраста. Воспитатели: Жеребцова В. Г., Мазакина.

Русская глиняная игрушка — особый вид народного творчества.Русская глиняная игрушка — особый вид народного творчества. Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Его древние основы народ сохранил и пронес сквозь века, казалось бы, в почти неизменных.

Детские работы по мотивам русского народного творчестваДетские работы по мотивам русского народного творчества Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим опытом работы по народно-прикладному искусству. Я очень много внимания уделяю народному творчеству,.

Сценарий КВН «Знатоки народного творчества» в подготовительной к школе группеСценарий КВН «Знатоки народного творчества» в подготовительной к школе группе Цель: Создать условия для формирования представления о народном творчестве. Задачи: Развивать у детей интерес к народному творчеству.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Чудесный мир народного творчества»
Опубликовано: 17 июня 2020 в 09:37
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Чудесный мир народного творчества»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Лойко (УИ 911578) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД