Ерёмич Ольга
Познавательный проект для детей второй группы раннего возраста «В стране жёлтого цвета»
▼ Скачать + Заказать документы
В стране жёлтого цвета
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1
Познавательный проект
«В стране жёлтого цвета»
(для детей второй группы раннего возраста)
Автор проекта : воспитатель Ерёмич О. С.
Луга
2017г.
Паспорт проекта
Название проекта : «Цветные недельки : желтый цвет»
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Публикация «Познавательный проект для детей второй группы раннего возраста „В стране жёлтого цвета“» размещена в разделах
Направление проекта : познавательный, творческий.
Участники проекта : педагоги и дети второй группы раннего возраста, родители;
Продолжительность проекта :
среднесрочный (1 месяц);
Ведущий принцип проекта :
- интерактивный
Продукт проекта : выставка детских творческих работ, фотогазета.
Постановка проблемы
Работая в группе раннего возраста, мы приходим к выводу о том, что в развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному развитию. Так, с одной стороны оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.
Развитие органов чувств у детей до 3-х лет идет очень интенсивно. И главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Одно из направлений сенсорного воспитания - это развитие чувства цвета у ребенка.
С первых дней жизни к ребёнку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребёнку не сразу, а в определённой последовательности.
Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям законы красоты окружающего мира. Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. Чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей ребенка, но и способность отражения им окружающего мира. Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того, как они взрослеют.
В раннем возрасте различение цвета происходит со значительными трудностями и очень медленно у большинства детей. Особую трудность вызывает у детей выбор по названию цвета предмета и особенно самостоятельное называние цвета.
А ведь от того, насколько будет построена работа в сенсорном направлении, будет зависеть и уровень развития компетенций у детей по цветовосприятию. Поэтому встала необходимость искать новые подходы к организации образовательной деятельности по данному направлению.
Таким образом, считаем необходимым построить воспитательно – образовательного процесс с применением новых методов и технологий по формированию цветовосприятия у детей второй группы раннего возраста.
Актуальность
Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно, наконец, радуется цвету, яркой окраске предметов. Эти ценные качества требуют обогащения, художественного развития, которое может осуществить педагог в процессе обучения. Чувство цвета может быть развито путем серии специально организованных заданий. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.
Память у дошкольников носит непроизвольный характер, они не ставят перед собой цели запомнить и не воспроизводят такое задание от взрослых. Ребёнок непроизвольно запоминает тот материал, который включён в его активную деятельность, в деятельности должна информация соприкасаться с его интересами, тогда процесс запоминания происходит легче. А, как нам известно, ребёнок в этом возрасте любит рисовать, играть, строить и т. д.
В данном проекте, нами разработана система работы, где использованы любимые виды детской деятельности, созданы условия для развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности, используются новые технологии. Всё это позволяет детям успешнее знакомиться с основными цветами. Проект способствует развитию любознательности и познавательной активности, развитию творческого воображения.
Цель проекта : формирование у детей представлений о желтом цвете через реализацию системы работы с помощью современных технологий.
Задачи:
1. Познакомить детей с основными цветами красный, жёлтый, синий, зелёный. Активизировать их названия в речи.
2. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, речь.
3. Организовать предметно-пространственную развивающую среду.
4. Развивать стремление детей к самостоятельности, учить принимать простые решения.
5. Воспитывать желание приходить на помощь, сопереживать.
6. Повышать компетентность родителей по вопросам цветовосприятия детей через вовлечение их в образовательную деятельность.
Методы достижения поставленных целей и задач
• игровой метод: дидактические игры;
• наглядный метод: наблюдения в природе и окружающем мире, рассматривание дидактических пособий, предметов, игрушек, ИКТ;
• практический: показ способов действия с предметами, эксперименты;
• словесный метод: рассказ воспитателя, беседы, художественное слово;
• средовой метод: взаимодействие с предметно-пространственной развивающей средой.
Формы организации:
• индивидуальная;
• работа в паре;
• подгрупповая;
• групповая.
Ожидаемые результаты
1. Дети ориентируются в основных цветах, используют их названия в речи, используют обследовательские действия к игрушкам и другим предметам.
2. В группе будут созданы информационные стенды для родителей
3. Обогащение развивающей среды в группе (сенсомоторный центр).
4. Развиваются предпосылки коммуникативной компетенции: готовность к взаимодействию со взрослым, сверстником.
5. Развиваются основные психические процессы (память, воображение, восприятие, общая осведомлённость об окружающем мире.
6. Развивается познавательная активность : задаё т вопросы: «Какого цвета?» и т. д.
7. Возросший интерес родителей к участию в образовательной деятельности.
Этапы реализации проекта
Первый этап (подготовительный) – сентябрь (1,2-ая неделя)
• Разработка проекта;
• Подбор литературы;
• Подбор дидактических, сенсорных, развивающих игр по цвету;
• Подбор презентаций;
• Создание цветных домиков;
• Украшение группы шарами и картинками жёлтого цвета.
• Информирование родителей по организации и проведению проекта (знакомство с проектом, роль родителей);
• Разработка рекомендаций для родителей по формированию цвета у детей.
• Игрушки желтого цвета на желтом столе.
Второй этап (практический) – сентябрь-октябрь
Содержание работы с детьми
Форма, содержание работы
Задачи:
Сентябрь
Игра «Найди кружочки желтого цвета» Сенсорное развитие, группировка предметов по цвету.
Игра «Желтый листопад». Собираем желтые листочки. Сенсорное развитие, группировка предметов по цвету. Развитие внимания.
Рисование «Жёлтая тыква», «Жёлтая груша». Развитие художественно-эстетических навыков, сенсорное развитие.
Игра малой подвижности «Жёлтые шары» Сенсорное развитие.
Формирование умения подхватывать шары ложкой.
Дидактическая игра «Цветные домики» Формировать умение группировать предметы по цвету.
Подвижная игра «Найди свой кружочек-домик» Развивать внимание, ловкость, двигательные умения и навыки. Сенсорное развитие.
Игры с блоками Дьенеша Формировать умение узнавать и находить геометрическую фигуру – круг.
Октябрь
Развивающая игра «Бусинки» Развитие мелкой моторики, внимания. Сенсорное развитие. Группировать предметы по цвету.
Развивающая игра «Мозаика» Развитие мелкой моторики, внимания. Сенсорное развитие.
Дидактическая игра «Подбери одежду по цвету» Сенсорное развитие. Группировать предметы по цвету.
Познавательная игра «Назови фрукт» Формировать умение узнавать и называть фрукт.
Танец с ленточками жёлтого цвета Развивать двигательные умения и навыки.
Конструирование «Жёлтые башенки»
Формировать умение различать предметы по форме и называть их; производить определенные действия с ними. Развивать умение называть кубик желтого цвета и строить башенку.
Подвижная игра «По следочкам» Развивать внимание, ловкость, двигательные умения и навыки. Сенсорное развитие.
Рисование «Лимончик» Сенсорное развитие. Развитие художественно-эстетических навыков
Содержание работы с родителями по реализации проекта
Информирование родителей на подготовительном этапе реализации проекта. Рассказали суть, методы, намеченные планы. Просили обращать внимание на объявления, в которых просим приводить детей в одежде того цвета, который изучаем на этой неделе.
Выставление ширмы в приемной «Изучаем цвета с ребенком», «Дидактические игры для детей 2-3 лет по сенсорному развитию».
Третий этап (заключительный) – октябрь.
Продукт проекта : фотовыставка «В стране желтого цвета».
Анализ результатов, обобщение опыта, перспективы использования проекта в воспитательно – образовательном процессе.