Эльмира Набиулина
Проект к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Чтобы помнили»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Колокольчик»
Проект
«Чтобы помнили»
Подготовила:
старший воспитатель
Набиулина Э. Ф.
г. Когалым, 2019г.
Содержание
Введение… …2
Актуальность проекта…2
Цели, задачи, проблема, гипотеза…3
Ожидаемые результаты…4
Целевая аудитория…. 4
Информационная карта…4
Принципы…. 5
Организация работы над проектом….5
Публикация «Проект к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне „Чтобы помнили“» размещена в разделах
Развивающая предметно-пространственная среда…6
Этапы реализации проекта программы…. 6
План реализации проекта….7
Ресурсное обеспечение проекта…. 10
Литература
Введение
Я не напрасно беспокоюсь,
Что вдруг забудется война :
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна!
Воронов Ю. П.
Великая Победа!
Без памяти о Великой Отечественной войне, немыслимы: ни достоинство России, ни гуманитаризация российского образования, ни гуманизация российского общества, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших дедов, бабушек, отцов и матерей, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы. Евдокимова Е. С., Коломийченко Л. В., Парамонова Л. А. и др. в доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война - это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
Перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы с использованием современных мультимедийных технологий. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Актуальность проекта
В мае 2020 года исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Важную задачу, которую ставит современное общество в воспитании подрастающего поколения - это воспитание патриотических и интернациональных чувств, любовь к Родине.
Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Без уважения к истории своего Отечества, своей малой родины нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
Великая Отечественная война – одно из важнейших событий в жизни России. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям?
Проблема
Время всё дальше и дальше отодвигает события Великой Отечественной войны, и все меньше и меньше, к сожалению, остается ветеранов. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о великом, героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте хранить ростки памяти о прадедах и их мужестве.
Знакомя детей с подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны, следует обратить их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощь, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.
В начале 2019 учебного года мы с детьми провели опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который показал что, дети и их родители имеют совсем небольшой запас знаний о хронологии Великой Отечественной Войны и её героях.
Цель: Создать условия для познавательной активности в совместной деятельности педагогов с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию в детях и их родителях уважения к памяти предков – участников Великой Отечественной войны с использованием проектной технологии.
Задачи:
для детей:
Дать детям начальное представление о том, что народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в честь героев которой слагают стихи и песни, воздвигают памятники;
Вызывать у детей эмоциональный отклик на героические интонации произведений художественной литературы, изобразительного искусства, музыки;
Дать детям представления о празднике День Победы, объяснить почему он так называется и кого поздравляют в этот день;
Воспитывать патриотические чувства к героическим событиям прошлых лет, уважения к ветеранам, труженикам тыла, детям родного города, вынесшим на своих плечах тяготы войны.
для педагогов:
повышать уровень профессиональной компетентности в вопросе патриотического воспитания детей средней группы, посредством ознакомления с героическим прошлым земляков;
создавать условия для развития у детей творческого восприятия произведений художественной литературы, УНТ о войне;
способствовать формированию у детей начальных представлений о героическом подвиге русского народа в годы ВОВ;
стимулировать речевую активность детей посредством вовлечения в процесс обсуждения произведений художественной литературы, УНТ, изобразительного искусства, презентаций, мультипликационных фильмов, видеороликов с песнями о ВОВ;
поощрять в детях творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность;
воспитывать у детей уважительное отношение к ветеранам, труженикам тыла, детям войны, перенёсшим тяготы сурового времени.
для родителей:
приобщать детей к историческому прошлому большой и малой Родины;
способствовать сохранению и продолжению непрерывной связи поколений;
оживить в памяти знания о героическом прошлом членов семьи, нашего народа;
принимать активное участие в образовательной деятельности.
Гипотеза
Если с дошкольного возраста начинать патриотическое воспитание ребенка через цикл комплексных занятий, экскурсий и мероприятий, а так же проведение праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, незнающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей:
Сформированность начальных представлений о ВОВ.
Проявление интереса к подвигу русского народа в годы ВОВ.
Эмоциональный отклик на произведения художественной литературы, изобразительного творчества, музыкального искусства о подвиге русского народа, празднике — День Победы.
Развитие у детей коммуникативных умений в игровой деятельности.
Уважительное отношение к ветеранам, труженикам тыла, детям войны.
Для педагогов:
Повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах ознакомления детей дошкольного возраста с подвигом русского народа.
Созданные условия для формирования у детей элементарных представлений о ВОВ, празднике – День Победы.
Педагогическое и воспитательное воздействие на процесс развития игровых действий.
Для родителей:
Осознанное отношение к приобщению детей к истокам героического прошлого наших прародителей.
Систематизирование знаний о педагогическом и воспитательном воздействии применения информации о подвигах русского народа в годы ВОВ в общении с детьми.
Активное участие в проектной деятельности.
Целевая аудитория
В реализации проекта участвуют педагоги детского сада, дети дошкольного возраста (5-7 лет, родители, участники ВОВ и труженики тыла.
Информационная карта проекта
Образовательная организация:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик».
Адрес:
г. Когалым, ул. Мира,20.
Руководитель проекта :
старший воспитатель
Творческая группа:
музыкальный руководитель;
педагог-психолог;
учитель-логопед;
инструктор по физической культуры;
воспитатели, дети и родители подготовительных к школе групп
Тип проекта :
Долгосрочный (октябрь 2019г. – май 2020г.)
.информационно-практико- ориентированный
Принципы
Принцип наглядности: изготовление игр и пособий; просмотр мультимедийных презентаций на основе исторического материала, соблюдение требований к культуре показа презентаций;
Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений;
Принцип гуманизации: признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, ориентация на общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству;
Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, с советом ветеранов труда города Когалыма, с музейно-выставочным центром, сочетание разных видов деятельности;
Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
Организация работы над проектом :
Деятельность педагогов
сбор информации о хронологических событиях Великой Отечественной войны.
проведение тематических ООД, организация выставок.
отражение данной тематики при составлении тематического планирования.
чтение художественной литературы, заучивание стихов, просмотр документальных и художественных фильмов о ВОВ.
встречи с ветеранами ВОВ и их потомками, индивидуальные и коллективные беседы о ВОВ.
слушание песен военно-патриотической тематики.
тематическое содержание книжного уголка.
подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Галерея памяти»…
рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
прослушивание музыкальных произведений: марши - Д. Кабалевский «Марш» (детский, П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Г. Свиридов «Военный марш», В. Агапкин «Прощание славянки».
Деятельность детей.
участие в конкурсах, досугах, развлечениях, беседах;
самостоятельная и совместная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке;
заучивание пословиц и поговорок о храбрости, чести, долге, солдатской службе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям;
участие в сюжетно-ролевых, творческих, театрализованных играх на военную тематику.
Деятельность родителей.
участие в мероприятиях, организуемых в группе (тематические ООД, досуги, экскурсии (библиотека, музей, «Парк Победы»);
изготовление альбома памяти «Чтобы помнили…», рисование с детьми сюжетов на военную тему, изготовление военной техники;
подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
Развивающая предметно-пространственная среда:
оформление уголка «Боевой славы»;
дидактические игры с патриотическим содержанием;
подборка наглядно – дидактического материала о Великой Отечественной войне;
подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов;
подборка песен военных лет.
подборка материалов для продуктивной деятельности детей;
подготовка пособий и атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.
Реализация проекта
Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев с сентября 2019 по май 2020 учебного года
№ п/п Этапы Цель Сроки
1. Подготовительно-проектировочный этап
-создание творческой группы по разработке плана мероприятий;
-определение теоретических основ проблемы;
-изучение и анализ научно - практической и методической литературы;
-обобщение и теоретический анализ, определение цели, задач проекта и основных направлений по реализации;
-конкретизация путей, форм, методов организации и проведения работы в ДОУ;
-определение мотивации участников проекта;
-осуществление рекламно-информационной компании. октябрь – ноябрь 2019 г.
2. Практический этап
-разработка и внедрение эффективной модели взаимодействия педагогов, родителей и социума;
-открытие рубрики на сайте ДОУ «75 лет Великой Победы»
-отслеживание промежуточных результатов работы проекта. ноябрь 2019г. - апрель 2020г.
3. Обобщающе - результативный этап
-соотнесение результатов с целями и задачами проекта;
-подготовка проекта к презентации;
-организация выставки; май 2020г.
4. Презентация проекта -оценка результата проекта (интервьюирование детей и родителей).
План реализации проекта
Формы и методы работы Сроки проведения Ответственный
Подготовительно-проектировочный
-сбор и анализ литературы по данной теме;
-беседа: О Великой Отечественной войне. Наше отечество. Наша военная техника;
-рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней» Октябрь – ноябрь 2019г Старший воспитатель
Практический этап
-Запуск проекта «Чтобы помнили»;
-Открытие рубрики на сайте ДОУ «75 лет Великой Победы» Октябрь 2019г Старший воспитатель
Работа с детьми
Беседы о войне, фронтовиках, детях войны :
- «Что такое героизм»;
- Дети в годы войны»;
- «Мы помним героев»;
-«На привале» (беседы о военных профессиях) Октябрь-ноябрь Педагоги ДОУ
Чтение художественной литературы:
- С. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран»;
- Е. Благинина «Шинель»;
-Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»;
- М. Пляцковский «Май сорок пятого года»;
-А. Митяев «Мешок овсянки»;
-А. Твардовский «Рассказ танкиста» и др.
-«Истории для детей о Великой Отечественно войне» В течение года Педагоги ДОУ
Организованная образовательная деятельность
-составление рассказов по набору игрушек военной тематики;
-знакомство с государственной символикой;
-рисование «Я рисую мир»;
- разучивание стихов и песен ко Дню победы;
-аппликация «Голуби мира» В течение года Педагоги ДОУ
Экскурсия в Музейно-выставочный центр Октябрь, апрель Старший воспитатель Педагоги ДОУ
Рассматривание иллюстраций, картин:
-о Великой Отечественно войне,
воинской славе, русских богатырях;
-Выставка одной картины А. В. Андропов «Они сражались за Родину» В течение года Педагоги ДОУ
Тематические досуги В течение года Музыкальный руководитель,
Педагоги ДОУ
Просмотры:
-фильмов о войне в соответствии с возрастом (отрывки);
-презентаций;
-мультфильмов В течение года Старший воспитатель Педагоги ДОУ
Спортивные мероприятия:
- «Богатырские забавы»;
-Пробег на территории ДОУ «Мы помним – мы гордимся»;
-Тематические досуги и развлечения В течение года Инструктор по физ. культуре Педагоги ДОУ
конкурс рисунка
-«Никто не забыт, ни что не забыто» В течение года Творческая группа
Акции:
- «Сувенир для ветерана»
Апрель – май 2020г Старший воспитатель Педагоги ДОУ
Клуб «Чтобы помнили» (творческие встречи с ветеранами, детьми войны) В течение года Старший воспитатель Творческая группа Педагоги ДОУ
Работа с педагогами
Сбор методического материала о Великой Отечественно войне В течение года Старший воспитатель Педагоги ДОУ
Консультации В течение года Старший воспитатель Творческая группа
Разработка конспектов занятий, мероприятий В течение года Педагоги ДОУ
Подбор методической литературы о Великой Отечественно войне В течение года Старший воспитатель
Социальное партнё рство ДОУ и семьи:
-Консультации;
-Смотр – конкурсы;
-Посещение открытых мероприятий, праздников, выставок;
-Буклеты о Великой Отечественно войне В течение года Педагоги ДОУ
Работа с родителями
Спортивные мероприятия В течение года Инструктор по физ. культуре Педагоги ДОУ
Фотовыставка:
«Никто не забыт, ни что не забыто» апрель – май 2020г Педагоги ДОУ
Выставки совместных работ;
-плакаты;
-рисунки;
-поделки В течение года Старший воспитатель Педагоги ДОУ
Изготовление семейных праздничных открыток к Дню Победы Май 2020г Педагоги ДОУ
Оформление в ДОУ
Стенды, ширмы, буклеты о Великой Отечественно войне В течение года Старший воспитатель Педагоги ДОУ
Уголок памяти, мини – музея на военную тематику В течение года Педагоги ДОУ
Презентация проекта «Чтобы помнили» Май 2020г Старший воспитатель
Обобщающе-результативный этап
Экскурсия в Музейно-выставочный центр и парк Победы.
Музыкально-спортивный праздник посвященный «Дню Победы»;
«Марш памяти» Возложение цветов к вечному огню Май 2020г. Старший воспитатель
Творческая группа
Презентация проекта
интервьюирование детей и родителей Май 2020г. Старший воспитатель
Ресурсное обеспечение проекта :
Материально-технические ресурсы:
компьютер;
мультимедийный комплекс
Учебно-методические ресурсы:
библиотека;
игротека;
аудиотека;
фонотека.
Перспективы распространения проекта.
Данный проект может быть реализован на уровне любого общеобразовательного учреждения, а так же учреждения дополнительного образования, так как его создание не требует больших дополнительных материальных затрат с учетом созданной материально-технической базы образовательных учреждений города. Так же может быть организовано сотрудничество по созданию специализированных модулей в отдельных образовательных учреждениях, с учетом имеющихся в них материальных и кадровых ресурсов.
Используемая литература:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издание 2 – е, исправленное и
дополненное. Москва «Москва – Синтез», 2011.
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
2. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.
3. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.
4. Журнал «Дошкольная педагогика» №3, 2010г.
5. Гружинская М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.